Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2015 N Ф05-4102/2015 ПО ДЕЛУ N А40-88760/14

Требование: О признании незаконным отказа, обязании подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного участка, провести постановку сформированного участка на кадастровый учет и предоставить участок на правах аренды.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением об оформлении прав землепользования компенсационным земельным участком. В установленный срок решение по обращению принято не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N А40-88760/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эльгор+" - Макарцов В.И. - дов. от 28.01.2013
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Осипова А.И. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-926/14
рассмотрев 16 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 22 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление от 29 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-88760/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльгор+" (ОГРН 1037700069549)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эльгор+" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру: Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка на кадастровый учет и предоставить земельный участок Обществу на правах аренды взамен ранее изъятого;
- - обязать Департамент подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру: Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на кадастровой карте территории;
- - обязать Департамент провести постановку сформированного земельного участка по адресному ориентиру: Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на кадастровый учет;
- - обязать Департамент предоставить Обществу земельный участок по адресному ориентиру: Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на правах аренды для проектирования, строительства и эксплуатации автомоечного комплекса.
Суд первой инстанции решением от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2014, удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 22.09.2014 и постановление от 29.12.2014 и отказать в удовлетворении требований Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 15.04.1999 N М-09-013925 Обществу был предоставлен земельный участок площадью 1075 кв. м с кадастровым номером 77-09-04013-008, имеющий адресные ориентиры: Москва, Петровско-Разумовская аллея, вл. 10, в целях эксплуатации моечного поста легковых автомобилей в комплексе с кафе.
В связи с реализацией Распоряжения Правительства Москвы от 17.10.2003 N 1858-РП земельный участок и расположенный на нем объект капитального строительства - автомоечный пост были изъяты у Общества.
В соответствии с пунктом 10.2 указанного Распоряжения Правительство Москвы взяло на себя обязательство в срок до 01.01.2004 осуществить подбор компенсационного земельного участка взамен изымаемого у Общества для последующего оформления прав землепользования в установленном порядке.
Решением от 17.06.2008 Окружная комиссия по вопросам землепользования и градостроительства в САО города Москвы согласилась с предоставлением компенсационного земельного участка Обществу по адресу: 1-Магистральный тупик, вл. 2, при условии разработки разрешительной документации в установленном порядке.
В соответствии с распоряжением Префектуры САО города Москвы от 26.03.2010 N 1733 Обществу было предложено разработать обосновывающие градостроительные материалы для последующего оформления в Москомархитектуре исходно-разрешительной документации для размещения на земельном участке автомоечного поста с кафе.
ТУ ДЗР г. Москвы было поручено обеспечить подготовку и выпуск распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на кадастровой карте территории.
Управой Хорошевского района и Префектурой САО г. Москвы был согласован проект автомоечного поста, получивший положительное заключение Москомархитектуры и Регламентной комиссии Архитектурного совета при Главном архитекторе города Москвы.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-73592/10 обществу с ограниченной ответственностью "Иван Купала Ренессанс прожект" было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий префектуры САО города Москвы по предоставлению Обществу земельного участка по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2.
Общество 25.03.2014 обратилось в Департамент с заявлением об оформлении прав землепользования компенсационным земельным участком, в котором просило Департамент подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2, на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка на кадастровый учет и предоставить указанный выше участок Обществу на правах аренды взамен ранее изъятого, для проектирования, строительства и эксплуатации автомоечного поста.
В установленный срок решение по обращению Общества Департаментом принято не было.
Общество, считая, что бездействие Департамента не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемое бездействие Департамента не соответствует Распоряжению Правительства Москвы от 17.10.2003 N 1858-РП, распоряжению Префектуры САО города Москвы от 26.03.2010 N 1733 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суды исходили из следующего.
Согласно с части 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе, путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе, путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд города Москвы предусмотрен Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП.
В соответствии с данным Постановлением Правительства Москвы при изъятии земельных участков и находящихся на них объектов нежилого фонда для государственных нужд города Москвы имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предварительной выплатой равноценного возмещения.
Исследуя материалы дела, суды правильно установили, что обращение Общества было получено Департаментом 28.03.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пункту 1 статьи 12 указанного федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В установленный срок решение по обращению Общества Департаментом принято не было.
Доводы о том, что Общество обязано было обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в режиме "одного окна" не могут быть признаны обоснованными.
Из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления равноценных земельных участков.
Таким образом, Обществу должен быть предоставлен уже сформированный и поставленный на кадастровый учет равноценный земельный участок.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 года по делу N А40-88760/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)