Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемый ответ органа местного самоуправления нарушает права и интересы ребенка-инвалида.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Железнова О.Ф.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Н. на решение Уфимского районного суда РБ от 12 сентября 2014 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Б.Н. о признании неправомерным отказа в предоставлении ребенку-инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за необоснованностью отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Б.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязать Администрацию МР Уфимский район РБ выделить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство семье Б.Н. имеющего в своем составе несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО Требования мотивировала тем, что <...> она обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о выделении ее ребенку-инвалиду однократно и бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. <...> ею был получен ответ от главы администрации Уфимского района РБ, о том, что необходимо соглашение о межведомственном взаимодействии между администрациями в Республике Башкортостан, однако, данный документ не определен и этот отказ противоречит Закону N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ" от <...> года. Полагает, что данный ответ нарушает права и интересы ребенка-инвалида. С <...> она стоит на учете в Администрации городского округа города Уфы на получение земельного участка, как семья, имеющая ребенка-инвалида.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Н. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Уфимский район РБ - ФИО просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 года N 437-з), относящего граждан, имеющих ребенка-инвалида, к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 1, 2 указанного закона предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Из материалов дела усматривается, что Б.Н. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении на основании ст. 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в РБ", земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как семье имеющей в своем составе ребенка - инвалида (л.д. 5).
Администрация МР Уфимский район РБ в ответе от <...> <...> разъясняет, что в соответствии с п. 2 ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства граждан. В связи с этим вопрос о возможности предоставления в Вашу собственность земельного участка однократно и бесплатно на территории Уфимского района будет решен после подписания соглашения о межведомственном взаимодействии Администрации муниципального района Уфимский район и Администрации городского округа г. Уфа. На основании вышеизложенного, с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно необходимо обращаться в Администрацию городского округа города Уфа по адресу: <...> (л.д. 6).
Согласно справке от <...> <...> о регистрации Б.Н., выданной МУП ЕРКЦ г. Уфа Ленинского района, Б.Н., Б.О., ФИО, зарегистрированы по адресу: <...> (л.д. 12).
Из письма от <...> <...> Администрации городского округа города Уфы усматривается, что Б.Н. поставлена на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 7).
В п. 4 Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида" указано, что земельные участки предоставляются в порядке очередности.
На основании очередности постановки на учет граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, и граждан, имеющих ребенка-инвалида, в целях бесплатного и однократного предоставления земельного участка гражданину предлагается земельный участок, находящийся в соответствующем заявлению по цели использования и местоположению Перечне земельных участков, в порядке начала нумерации земельных участков в данном Перечне.
Земельные участки между категориями граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, распределяются между указанными категориями пропорционально, исходя из общего количества земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, и общего количества граждан, принятых на учет отдельно по каждой категории на дату заседания Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
На основании Протокола Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направляет гражданину уведомление с предложением о предоставлении конкретного земельного участка в собственность бесплатно. В указанном уведомлении должно содержаться указание на местоположение, адрес, кадастровый номер, площадь и вид разрешенного использования земельного участка.
Изложенное свидетельствует, что, поскольку Б.Н. поставлена на учет в целях предоставления земельного участка под ИЖС комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа РБ, то и предоставление земельного участка должна осуществлять Администрации городского округа город Уфа РБ согласно порядка, предусмотренного Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида" указано, что Земельные участки предоставляются в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Н., при этом принимает во внимание, что иск заявлен к главе администрации муниципального района Уфимского район РБ, который не является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы Б.Н., изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются Судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от 12 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-16513/2014
Требование: О признании неправомерным отказа в предоставлении ребенку-инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец полагает, что оспариваемый ответ органа местного самоуправления нарушает права и интересы ребенка-инвалида.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N 33-16513/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Железнова О.Ф.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Н. на решение Уфимского районного суда РБ от 12 сентября 2014 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Б.Н. о признании неправомерным отказа в предоставлении ребенку-инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за необоснованностью отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Б.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязать Администрацию МР Уфимский район РБ выделить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство семье Б.Н. имеющего в своем составе несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО Требования мотивировала тем, что <...> она обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о выделении ее ребенку-инвалиду однократно и бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. <...> ею был получен ответ от главы администрации Уфимского района РБ, о том, что необходимо соглашение о межведомственном взаимодействии между администрациями в Республике Башкортостан, однако, данный документ не определен и этот отказ противоречит Закону N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ" от <...> года. Полагает, что данный ответ нарушает права и интересы ребенка-инвалида. С <...> она стоит на учете в Администрации городского округа города Уфы на получение земельного участка, как семья, имеющая ребенка-инвалида.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Н. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Уфимский район РБ - ФИО просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 года N 437-з), относящего граждан, имеющих ребенка-инвалида, к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 1, 2 указанного закона предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Из материалов дела усматривается, что Б.Н. обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении на основании ст. 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в РБ", земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как семье имеющей в своем составе ребенка - инвалида (л.д. 5).
Администрация МР Уфимский район РБ в ответе от <...> <...> разъясняет, что в соответствии с п. 2 ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства граждан. В связи с этим вопрос о возможности предоставления в Вашу собственность земельного участка однократно и бесплатно на территории Уфимского района будет решен после подписания соглашения о межведомственном взаимодействии Администрации муниципального района Уфимский район и Администрации городского округа г. Уфа. На основании вышеизложенного, с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно необходимо обращаться в Администрацию городского округа города Уфа по адресу: <...> (л.д. 6).
Согласно справке от <...> <...> о регистрации Б.Н., выданной МУП ЕРКЦ г. Уфа Ленинского района, Б.Н., Б.О., ФИО, зарегистрированы по адресу: <...> (л.д. 12).
Из письма от <...> <...> Администрации городского округа города Уфы усматривается, что Б.Н. поставлена на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 7).
В п. 4 Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида" указано, что земельные участки предоставляются в порядке очередности.
На основании очередности постановки на учет граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, и граждан, имеющих ребенка-инвалида, в целях бесплатного и однократного предоставления земельного участка гражданину предлагается земельный участок, находящийся в соответствующем заявлению по цели использования и местоположению Перечне земельных участков, в порядке начала нумерации земельных участков в данном Перечне.
Земельные участки между категориями граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, распределяются между указанными категориями пропорционально, исходя из общего количества земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, и общего количества граждан, принятых на учет отдельно по каждой категории на дату заседания Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
На основании Протокола Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направляет гражданину уведомление с предложением о предоставлении конкретного земельного участка в собственность бесплатно. В указанном уведомлении должно содержаться указание на местоположение, адрес, кадастровый номер, площадь и вид разрешенного использования земельного участка.
Изложенное свидетельствует, что, поскольку Б.Н. поставлена на учет в целях предоставления земельного участка под ИЖС комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа РБ, то и предоставление земельного участка должна осуществлять Администрации городского округа город Уфа РБ согласно порядка, предусмотренного Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года N 2/2 "Об утверждении Порядка однократного и бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, имеющим ребенка-инвалида" указано, что Земельные участки предоставляются в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Н., при этом принимает во внимание, что иск заявлен к главе администрации муниципального района Уфимского район РБ, который не является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы Б.Н., изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются Судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда РБ от 12 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ
Справка:
судья
А.В.КУЗНЕЦОВ
судья
А.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)