Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием специального акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Соловцова С.Н., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - Территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 по делу N А60-48963/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Индивидуальный предприниматель Смирнов Д.Ю. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Территориального управления, оформленный письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07, на Территориальное управление возложена обязанность устранить нарушение прав предпринимателя в течение месяца с момента вступления в силу судебного решения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на то, что судами рассмотрено только одно из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а именно: отсутствие акта устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, тогда как иные основания судами не были рассмотрены. Заявитель считает, что при вынесении судебных актов о незаконности отказа Территориального управления суды должны были исследовать вопрос в целом, а именно принять во внимание: что на указанный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м распространяется запрет на согласование сделок согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности"; что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.11.2014 N 66-66-01/003/2014-99406 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 имеет назначение: земли населенных пунктов - под автодорогой и согласно Публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 имеет разрешенное использование по классификатору: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, в соответствии с данным снимком на земельном участке, на котором расположена автодорога осуществляется проезд к объектам недвижимого имущества, расположенных на смежных земельных участках. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора судами установлено, что 01.09.2014 предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м для целей, не связанных со строительством (для складирования электроизделий и стоянки автотранспорта).
Письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07 Территориальное управление отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка по причине отсутствия специального акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Не согласившись с данным отказом, полагая, что он является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 5 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судами установлено, что предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07 Территориальное управление отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка.
Указанное в оспариваемом отказе Территориального управления обстоятельство, а именно: отсутствие специального акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, обоснованно оценено судами как не предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права предпринимателя, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о том, что судами не исследованы иные основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка, кроме как отсутствие акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, судом кассационной инстанции подлежит отклонению, так как судами первой и апелляционной инстанции материалы дела исследованы непосредственно (ст. 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), все обстоятельства, имеющие существенное значение для полного и правильного разрешения дела, установлены. Доказательств обратного заявителем кассационной жалобы не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 по делу N А60-48963/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
С.Н.СОЛОВЦОВ
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.09.2015 N Ф09-5862/15 ПО ДЕЛУ N А60-48963/2014
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием специального акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. N Ф09-5862/15
Дело N А60-48963/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Соловцова С.Н., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - Территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 по делу N А60-48963/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Индивидуальный предприниматель Смирнов Д.Ю. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Территориального управления, оформленный письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07, на Территориальное управление возложена обязанность устранить нарушение прав предпринимателя в течение месяца с момента вступления в силу судебного решения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит указанные судебные акты отменить. Заявитель ссылается на то, что судами рассмотрено только одно из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а именно: отсутствие акта устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, тогда как иные основания судами не были рассмотрены. Заявитель считает, что при вынесении судебных актов о незаконности отказа Территориального управления суды должны были исследовать вопрос в целом, а именно принять во внимание: что на указанный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м распространяется запрет на согласование сделок согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности"; что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.11.2014 N 66-66-01/003/2014-99406 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 имеет назначение: земли населенных пунктов - под автодорогой и согласно Публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404901:12 имеет разрешенное использование по классификатору: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, в соответствии с данным снимком на земельном участке, на котором расположена автодорога осуществляется проезд к объектам недвижимого имущества, расположенных на смежных земельных участках. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора судами установлено, что 01.09.2014 предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404901:12 площадью 7603 кв. м для целей, не связанных со строительством (для складирования электроизделий и стоянки автотранспорта).
Письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07 Территориальное управление отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка по причине отсутствия специального акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Не согласившись с данным отказом, полагая, что он является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 5 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судами установлено, что предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Письмом от 18.09.2014 N АР-12670/07 Территориальное управление отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка.
Указанное в оспариваемом отказе Территориального управления обстоятельство, а именно: отсутствие специального акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, обоснованно оценено судами как не предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права предпринимателя, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о том, что судами не исследованы иные основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка, кроме как отсутствие акта, устанавливающего процедуру и критерии предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, судом кассационной инстанции подлежит отклонению, так как судами первой и апелляционной инстанции материалы дела исследованы непосредственно (ст. 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), все обстоятельства, имеющие существенное значение для полного и правильного разрешения дела, установлены. Доказательств обратного заявителем кассационной жалобы не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2015 по делу N А60-48963/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
С.Н.СОЛОВЦОВ
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)