Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А56-72656/2011

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А56-72656/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительная промышленная компания "Кондратьевское" Александрова В.А. (доверенность от 11.07.2013), Сазоновой М.В. (доверенность от 01.11.2011), от Министерства финансов Российской Федерации Гучинского В.А. (доверенность от 12.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2013 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-72656/2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная промышленная компания "Кондратьевское", место нахождения: 188808, Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Кондратьево, ОГРН 1034700889178, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, д. 3, ОГРН 1027806859904, (далее - Учреждение) о взыскании компенсации в размере 4 086 300 руб. 00 коп. в связи с изъятием земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное дорожное агентство, место нахождения: 129085, г. Москва, ул. Бочкова, 4, ОГРН 1047796331494, (далее - Агентство), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление), Министерство финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство).
Определением суда первой инстанции 16.03.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886 (далее - ТУ ФАУГИ по СПб).
Определением от 09.06.2012 производство по делу приостановлено; назначена экспертиза, проведение поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр судебной экспертизы" - Бритвиной Юлии Юрьевне.
Определением суда первой инстанции от 06.08.2012 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 14.01.2013 с Российской Федерации в лице Министерства взыскано за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества 4 086 300 руб. 00 коп. компенсации и 43 654 руб. 34 коп. судебных расходов; в удовлетворении иска к Учреждению отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2013 решение от 14.01.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка общей площадью 2577 кв. м, с кадастровым номером 47:01:10-22-001:0860, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование "Селезневское сельское поселение", участок N 1 "Кировец" (далее - земельный участок).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.11.2010 N 760-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реконструкции автомобильной дороги М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией на участке таможенный пункт "Торфяновка", км 198+000-кв 199+772, Ленинградская область" принято решение об изъятии у Общества земельного участка путем выкупа для государственных нужд Российской Федерации. Учреждению поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка путем его выкупа.
Учреждение письмом от 07.12.2010 N 4854 уведомило Общество о принятии указанного решения и предложило заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 1 957 300 руб. 00 коп.
Общество, не согласившись с предложенной выкупной ценой земельного участка, обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Практика", с которым заключило договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно представленному отчету от 29.09.2011 N 238/2011 цена земельного участка составила 4 086 300 руб. 00 коп.
Общество, указывая на фактическое выбытие земельного участка из своего владения и отсутствие заключенного договора выкупа спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества к Министерству, признав заявленные требования обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно пункту 2 названной статьи решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются оглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Как следует из пункта 2 статьи 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 5 названной статьи определено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Согласно пункту 5 названных Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Судами установлено, что в настоящее время реконструкция автотрассы завершена, федеральная автомобильная дорога М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией на участке таможенный пункт "Торфяновка", км 198+000-кв 199+772, Ленинградская область, принята в эксплуатацию; после реконструкции на земельном участке расположено дорожное полотно автомобильной дороги М-10; земельный участок фактически изъят из законного владения Общества, при этом Обществу не представлена равноценная компенсация в связи с изъятием указанного земельного участка для государственных нужд.
Суды признали, что поскольку изъятие земельного участка фактически совершено до заключения соглашения о выкупе, Министерство обязано возместить Обществу убытки, связанные с таким изъятием.
Размер убытков подтверждается как представленным истцом отчетом от 29.09.2011 N 238/2011, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14.09.2011 составляет 4 086 300 руб. 00 коп., так и заключением судебного эксперта Бритвиной Ю.Ю. от 27.07.2012 о том, что рыночная стоимость указанного земельного участка при его изъятии путем выкупа для государственных и муниципальных нужд составляет 4 530 000 руб. 00 коп. Размер убытков определен в соответствии с требованиями указанных нормативных актов.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что размер компенсации убытков, заявленных Обществом к взысканию, определен правильно. В этой части доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных по делу судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не относится к полномочиям кассационной инстанции.
Кассационная инстанция также считает правильными выводы судов о том, что именно Министерство является надлежащим ответчиком по иску, поскольку земельный участок изъят для обеспечения нужд Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А56-72656/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 14.01.2013 отменить.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)