Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" Юрченко А.Н. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" (ИНН 3808225882, ОГРН 1123850037926, далее - заявитель, ООО "УК "Иркутскслюда") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области (ИНН 3808163259, ОРГН 1073808005534, далее - ответчик, Правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, далее - министерство имущественных отношений) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность за плату; обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Иркутскслюда" путем возложения обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно-риэлторская компания" (ИНН 3812062101, ОГРН 1033801014224).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 исковые требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности трехэтажное нежилое здание общей площадью 1071,3 кв. м, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, кадастровый (или условный) номер 38:36:000034:15601, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2014 года серии 38 АЕ N 519439.
Данное здание расположено, согласно кадастровому паспорту, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000034:158, 38:36:000034:1741, 38:36:000034:570.
Заявитель обратился в Правительство Иркутской области с заявлением вх. N 51-19-15032/4 от 23.09.2014 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность за плату, под эксплуатацию существующего нежилого здания, принадлежащего обществу на праве собственности.
29.09.2014 года заявителем представлены дополнительные документы в соответствии с телефонограммой, поступившей от Министерства имущественных отношений Иркутской области.
Письмом от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, в обоснование отказа указав, что нежилое здание расположено в пределах трех земельных участков, а в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) предоставление земельного участка должно осуществляться непосредственно под объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, а не под часть, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления земельного участка под частью здания, строения, сооружения.
Кроме того, из полученной министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия выписке из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок от 02.10.2014 года N 38/002/2014-58683 следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570 зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде права аренды (номер и дата государственной регистрации 38-01/00-64/2004-54 от 03.09.2004 года, основание государственной регистрации - постановление мэра г. Иркутска от 25.06.2004 года N 031-06-1088/4, договор аренды земельного участка от 29.07.2004 года N 2682, арендатор - Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания").
Таким образом, испрашиваемый ООО "УК "Иркутскслюда" земельный участок обременен правами третьего лица. Документы, подтверждающие переуступку прав Обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания" по договору аренды земельного участка от 29.07.2004 года N 2682 ООО "УК "Иркутскслюда" или прекращение права аренды Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания" на испрашиваемый земельный участок не представлены.
Названные обстоятельства явились основанием принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Министерства от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4, заявитель считает не основанным на нормах права, так как часть здания также является объектом недвижимости в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ под нее также выделяется земельный участок. Оспариваемым отказом нарушено исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4, недействительным и обязать Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка в собственность.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Как установлено судом и следует и материалов дела, Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало в предоставлении земельного участка, расположенного под частью принадлежащего заявителю нежилого здания, указав, что нежилое здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000034:158, 38:36:000034:1741 и 38:36:000034:570 (испрашиваемый земельный участок).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление земельных участков в собственность или в аренду возможно лишь в случае нахождения на них, принадлежащих заявителю либо нескольких лицам, объектов недвижимого имущества и связывается с необходимостью эксплуатации таких объектов.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В силу части 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В порядке статьи 552 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ у собственника здания, строения и сооружения возникает права на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 5 постановления от 24.03.2005 г. N 11, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации связывает реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка с нахождением на этом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничения в реализации исключительного права на приобретение в аренду земельных участков собственниками, расположенных на них зданий, строений, сооружений, могут быть установлены федеральными законами.
Судом правильно учтено, что действующее законодательство не содержит такого препятствия в реализации исключительного права на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости, как расположение на земельном участке части объекта недвижимости.
Более того, земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:158 и 38:36:000034:1741 уже находятся у заявителя в собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.07.2014 г. серии 38 АЕ N N 432108 и 432109.
Таким образом, предоставление в собственность земельного участка, на котором расположена часть здания, не противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ, и Министерство имущественных отношений Иркутской области не вправе было отказывать в предоставлении земельного участка по данному основанию.
Согласно доводам Министерства и представленной в материалы дела выписке из ЕГРП от 29.12.2014 г., спорный земельный участок предоставлен в аренду ООО "Сибирская промышленно-риэлторская компания" по договору с администрацией г. Иркутска от 29.07.2004 г. N 2682, заключенному на срок с 25.06.2004 г. по 01.07.2016 г., что также явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, нахождение земельного участка в пользовании у третьего лица не может препятствовать реализации исключительного права заявителя на приобретение земельного участка, тем более, что права арендатора земельного участка при этом защищены, поскольку в силу ст. 617 Гражданского кодекса РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Довод апеллянта о том, что местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, указанное в заявлении, не соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, указанному в кадастровом паспорте земельного участка от 01.10.2014 года N 3800/601/14-495675, апелляционным судом признается необоснованным. Кроме того, указанное обстоятельство основанием для принятия оспариваемого отказа не являлось.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный и правомерный вывод об отсутствии у Министерства имущественных отношений Иркутской области правовых оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность.
Обжалуемое решение нарушает законные интересы общества, поскольку препятствует реализации его исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, данное решение является незаконным; заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 200 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, требование об обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя подлежит удовлетворению.
Статьей 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Правительством Иркутской области принято Постановление от 10.11.2014 г. N 561 -ПП "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставления земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения".
Пунктами 20, 71, 72, 74, 75 Регламента Министерство имущественных отношений уполномочено на подготовку проекта распоряжения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка, а также на подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка; Правительство Иркутской области уполномочено на принятие распоряжения о предоставлении земельного участка.
В силу названных документов, к полномочиям Правительства Иркутской области относится принятие решений о предоставлении земельных участков, соответственно, в целях устранения нарушения прав заявителя, суд первой инстанции обоснованно возложил на Правительство Иркутской области обязанность принять меры по предоставлению Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Свердлова, 40, общей площадью 596 кв. м в собственность за плату.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2015 N 04АП-1916/2015 ПО ДЕЛУ N А19-19410/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. по делу N А19-19410/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" Юрченко А.Н. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" (ИНН 3808225882, ОГРН 1123850037926, далее - заявитель, ООО "УК "Иркутскслюда") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области (ИНН 3808163259, ОРГН 1073808005534, далее - ответчик, Правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, далее - министерство имущественных отношений) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность за плату; обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Иркутскслюда" путем возложения обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно-риэлторская компания" (ИНН 3812062101, ОГРН 1033801014224).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 исковые требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности трехэтажное нежилое здание общей площадью 1071,3 кв. м, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, кадастровый (или условный) номер 38:36:000034:15601, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2014 года серии 38 АЕ N 519439.
Данное здание расположено, согласно кадастровому паспорту, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000034:158, 38:36:000034:1741, 38:36:000034:570.
Заявитель обратился в Правительство Иркутской области с заявлением вх. N 51-19-15032/4 от 23.09.2014 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, в собственность за плату, под эксплуатацию существующего нежилого здания, принадлежащего обществу на праве собственности.
29.09.2014 года заявителем представлены дополнительные документы в соответствии с телефонограммой, поступившей от Министерства имущественных отношений Иркутской области.
Письмом от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, в обоснование отказа указав, что нежилое здание расположено в пределах трех земельных участков, а в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) предоставление земельного участка должно осуществляться непосредственно под объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, а не под часть, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления земельного участка под частью здания, строения, сооружения.
Кроме того, из полученной министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия выписке из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок от 02.10.2014 года N 38/002/2014-58683 следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570 зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде права аренды (номер и дата государственной регистрации 38-01/00-64/2004-54 от 03.09.2004 года, основание государственной регистрации - постановление мэра г. Иркутска от 25.06.2004 года N 031-06-1088/4, договор аренды земельного участка от 29.07.2004 года N 2682, арендатор - Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания").
Таким образом, испрашиваемый ООО "УК "Иркутскслюда" земельный участок обременен правами третьего лица. Документы, подтверждающие переуступку прав Обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания" по договору аренды земельного участка от 29.07.2004 года N 2682 ООО "УК "Иркутскслюда" или прекращение права аренды Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская промышленно - риэлторская компания" на испрашиваемый земельный участок не представлены.
Названные обстоятельства явились основанием принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Министерства от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4, заявитель считает не основанным на нормах права, так как часть здания также является объектом недвижимости в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ под нее также выделяется земельный участок. Оспариваемым отказом нарушено исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 29.10.2014 года N 51-37-6807/4, недействительным и обязать Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка в собственность.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Как установлено судом и следует и материалов дела, Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало в предоставлении земельного участка, расположенного под частью принадлежащего заявителю нежилого здания, указав, что нежилое здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000034:158, 38:36:000034:1741 и 38:36:000034:570 (испрашиваемый земельный участок).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление земельных участков в собственность или в аренду возможно лишь в случае нахождения на них, принадлежащих заявителю либо нескольких лицам, объектов недвижимого имущества и связывается с необходимостью эксплуатации таких объектов.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В силу части 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В порядке статьи 552 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ у собственника здания, строения и сооружения возникает права на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 5 постановления от 24.03.2005 г. N 11, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации связывает реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка с нахождением на этом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничения в реализации исключительного права на приобретение в аренду земельных участков собственниками, расположенных на них зданий, строений, сооружений, могут быть установлены федеральными законами.
Судом правильно учтено, что действующее законодательство не содержит такого препятствия в реализации исключительного права на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости, как расположение на земельном участке части объекта недвижимости.
Более того, земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:158 и 38:36:000034:1741 уже находятся у заявителя в собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.07.2014 г. серии 38 АЕ N N 432108 и 432109.
Таким образом, предоставление в собственность земельного участка, на котором расположена часть здания, не противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ, и Министерство имущественных отношений Иркутской области не вправе было отказывать в предоставлении земельного участка по данному основанию.
Согласно доводам Министерства и представленной в материалы дела выписке из ЕГРП от 29.12.2014 г., спорный земельный участок предоставлен в аренду ООО "Сибирская промышленно-риэлторская компания" по договору с администрацией г. Иркутска от 29.07.2004 г. N 2682, заключенному на срок с 25.06.2004 г. по 01.07.2016 г., что также явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, нахождение земельного участка в пользовании у третьего лица не может препятствовать реализации исключительного права заявителя на приобретение земельного участка, тем более, что права арендатора земельного участка при этом защищены, поскольку в силу ст. 617 Гражданского кодекса РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Довод апеллянта о том, что местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, указанное в заявлении, не соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, указанному в кадастровом паспорте земельного участка от 01.10.2014 года N 3800/601/14-495675, апелляционным судом признается необоснованным. Кроме того, указанное обстоятельство основанием для принятия оспариваемого отказа не являлось.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный и правомерный вывод об отсутствии у Министерства имущественных отношений Иркутской области правовых оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность.
Обжалуемое решение нарушает законные интересы общества, поскольку препятствует реализации его исключительного права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, данное решение является незаконным; заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 200 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, требование об обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя подлежит удовлетворению.
Статьей 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Правительством Иркутской области принято Постановление от 10.11.2014 г. N 561 -ПП "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставления земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения".
Пунктами 20, 71, 72, 74, 75 Регламента Министерство имущественных отношений уполномочено на подготовку проекта распоряжения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка, а также на подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка; Правительство Иркутской области уполномочено на принятие распоряжения о предоставлении земельного участка.
В силу названных документов, к полномочиям Правительства Иркутской области относится принятие решений о предоставлении земельных участков, соответственно, в целях устранения нарушения прав заявителя, суд первой инстанции обоснованно возложил на Правительство Иркутской области обязанность принять меры по предоставлению Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Иркутскслюда" земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:570, расположенного по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Свердлова, 40, общей площадью 596 кв. м в собственность за плату.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу N А19-19410/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)