Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 ПО ДЕЛУ N А42-5578/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А42-5578/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: Пивень С.М., паспорт,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11521/2014) ИП Пивеня Сергея Михайловича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2014 по делу N А42-5578/2013 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Пивеня Сергея Михайловича
заинтересованное лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района
3-е лицо: ИП Абрамов Владимир Евгеньевич
о признании незаконными действий,

установил:

Индивидуальный предприниматель Пивень Сергей Михайлович (ОГРН 304519033500403, ИНН 519014396084; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района (адрес места нахождения - г. Кола Мурманской области, пр. Советский, д. 50; ОГРН 1025100587049, ИНН 5105031608; далее - Комитет) по утверждению и выдаче индивидуальному предпринимателю Абрамову Владимиру Евгеньевичу схемы от 19.12.2012 N 107 расположения земельного участка, находящегося по адресу: 7-8 км автодороги Кола - Мурмаши, первый въезд на левую сторону городского кладбища с левой стороны, по направлению движения из города Кола и поселок городского типа Мурмаши.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Абрамов Владимир Евгеньевич (далее - третье лицо).
Решением суда от 03.03.2014 индивидуальному предпринимателю Пивень Сергею Михайловичу отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района по утверждению и выдаче схемы N 107 от 19.12.2012 расположения земельного участка, расположенного по адресу: 7-8 километр автодороги Кола - Мурмаши, первый въезд на левую сторону городского кладбища с левой стороны.
Не согласившись с принятым судебным актом ИП Пивень С.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что неоднократно обращался в администрацию Кольского района с заявлением о предоставлении земельного участка. Однако администрацией было отказано в предоставлении заявителю земельного участка со ссылкой на отсутствие сведений об установленном виде разрешенного использования земельного участка. Кроме того заявитель указывает, что схема расположения земельного участка выдана Абрамову В.Е. в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:01:2405001:22, для которого не был установлен вид разрешенного использования.
В судебном заседании апелляционной инстанции Предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.11.2012 Абрамов В.Е. (третье лицо по настоящему делу) обратился в администрацию Кольского района с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка для предоставления в целях, не связанных со строительством, для оборудования выставочной площадки изделий из камня. Ориентировочное местоположение земельного участка - 7-8 км автодороги Кола - Мурмаши, в районе горкладбища, левая сторона, площадь - 200 кв. м. К указанному заявлению были приложены копия паспорта Абрамова В.Е. и ситуационный план с указанием местоположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 88).
В связи с поступлением данного заявления Комитет обратился в администрацию муниципального образования г. Кола Мурманской области за предоставлением информации в отношении испрашиваемого земельного участка (л.д. 146).
Постановлением от 03.12.2012 N 333 администрация муниципального образования город Кола Кольского района Мурманской области установила вид разрешенного использование земельного участка с номером фонда перераспределения 51:01:0000000:302 (входящий участок с кадастровым номером 51:01:2405001:17) под установку выставочной площадки изделий из камня. Данное постановление было опубликовано в газете "Вестник Колы" от 19.12.2012 N 38.
07.12.2012 в газете "Кольское слово" N 49 (10494) администрация Кольского района проинформировала население о возможном предоставлении земельного участка для оборудованной выставочной площадки изделий из камня в границах МО гп Кола в районе 7-8 км автодороги Кола - Мурмаши, проектной площадью 200 кв. м (л.д. 94).
Рассмотрев заявление третьего лица, Комитет утвердил и выдал схему расположения земельного участка N 107 от 19.12.2012.
Ссылаясь на то обстоятельство, что выдача Абрамову В.Е. схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, Пивень С.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 34 ЗК РФ.
Из статьи 34 ЗК РФ следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.
Решением Совета депутатов муниципального образования Кольский район от 16.02.2012 N 13/3 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского района (далее - Положение).
Пунктом 8.3 Положения предусмотрено, что соответствующее заявление должно содержать, в том числе наименование органа, в который направляется заявление; наименование заявителя (для физических лиц - фамилия, имя и отчество полностью); адрес заявителя (для физических лиц - адрес по месту регистрации или по месту пребывания; для юридических лиц - адрес местонахождения в соответствии с учредительными документами); просьбу о выдаче схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством; предполагаемое место и площадь испрашиваемого земельного участка, а также обоснование площади земельного участка; цель использования земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок.
На основании представленных документов КУМИ Кольского района с учетом зонирования территорий согласно утвержденным правилам землепользования и застройки муниципального образования Кольского района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, размещенным в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Кольского района, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Для определения возможности использования испрашиваемого участка для указанных в заявлении целей КУМИ Кольского района осуществляет осмотр земельного участка на местности, запрашивает сведения государственного кадастра недвижимости в органе государственного кадастрового учета, а также в случае отсутствия правил землепользования и застройки в соответствующем муниципальном образовании направляет запрос в орган местного самоуправления поселения, на территории которого испрашивается земельный участок, о предоставлении информации о территориальной зоне, определенной в месте размещения испрашиваемого участка. Орган местного самоуправления поселения в двухнедельный срок со дня получения запроса предоставляет необходимую информацию.
В течение трех недель с даты поступления обращения заявителя в администрацию Кольского района КУМИ Кольского района обеспечивает публикацию в газете "Кольское слово" и размещение на официальном сайте Кольского района информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (пункт 8.7).
На основании полученных заключений и сведений государственного кадастра недвижимости КУМИ Кольского района готовит схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению и утверждает ее либо, при наличии оснований, указанных в п. 8.11 настоящего Положения, готовит письменный отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка (пункт 8.8 Положения).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлен пунктом 8.11 Положения.
Материалами дела подтверждается, что документы для выдачи схемы земельного участка были поданы Абрамовым В.Е. с соблюдением положений Земельного кодекса Российской Федерации и Положения. В свою очередь с целью проверки возможности выдачи схемы третьему лицу на испрашиваемые цели Комитетом был направлен соответствующий запрос в администрацию город Колы.
Пункт 8.7 указанного выше Положения о необходимости в течение трех недель с даты поступления обращения заявителя в администрацию Кольского района КУМИ Кольского района обеспечить публикацию в газете "Кольское слово" и размещение на официальном сайте Кольского района информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, соответствует положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной статьи установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Позиция Комитета о том, что указанная в статье 34 ЗК РФ публикация носит информационный характер и не предусматривает подачу заявлений иных лиц о предоставлении земельного участка является ошибочной, основанной на неверном толковании норм земельного законодательства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанная в статье 34 ЗК РФ обязанность опубликовать сведения о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) установлена в целях предоставления возможности всем заинтересованным лицам обратиться с заявлением о предоставлении им земельного участка, сведения о котором опубликованы.
При этом, предусмотренный частями 5, 6 статьи 34 ЗК РФ порядок применяется только в случае наличия одного претендента на данный земельный участок.
Если в результате публикации в средствах массовой информации в адрес органа государственной власти или органа местного самоуправления поступило заявление иного лица, из содержания которого следует, что оно также заинтересовано в приобретении данного земельного участка, то предоставление земельного участка должно осуществляться исключительно на торгах.
Несоблюдение указанных правил нарушает права собственника имущества, заинтересованного в привлечении к торгам как можно большего количества потенциальных арендаторов, что, в свою очередь, направлено на передачу государственного имущества в аренду по наиболее высокой цене, выявленной в ходе реального сопоставления свободных конкурирующих заявок.
Как следует из материалов дела (т. д. 1 л.д. 45), сведения о предполагаемом предоставлении земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка, были опубликованы в газете "Кольское слово" от 07.12.2012 N 49 (10494).
Схема расположения земельного участка утверждена председателем КУМИ Кольского района 19.12.2012, то есть по истечении одиннадцати дней с момента публикации.
Статьей 34 ЗК РФ не установлен срок, в течение которого с момента публикации заинтересованные лица могут обратиться с заявлением о предоставлении им указанного земельного участка.
Вместе с тем заявителем не представлено в материалы дела доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, сведения о котором опубликованы в газете "Кольское слово" от 07.12.2012 N 49 (10494).
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для признания незаконными действий Комитета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)