Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-526/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-526/2014


Судья: Шулуу Л.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению М. об оспаривании решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 февраля 2014 года,

установила:

М. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, указывая на то, что на ее обращение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: **, Минземимущество РТ отказало в предоставлении в аренду земельного участка, указав на то, что вопрос о закреплении земельного участка будет им рассмотрен в случае признания судом права собственности заявителя на жилой дом. Данный ответ считает незаконным, т.к. жилой дом соответствует архитектурным, противопожарным нормам, не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Просила признать незаконным отказ Минземимущества РТ в предоставлении ей в аренду земельного участка и обязать Минземимущество РТ предоставить ей в аренду земельный участок, расположенный по адресу: **, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Решением суда заявление М. удовлетворено частично.
Судом постановлено:
"Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предоставлении земельного участка М. в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять меры к рассмотрению в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации заявление М. о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные законодательством.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Минземимущество РТ с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, указывая на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, заявление М., подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, рассмотрено судом в порядке искового производства. Заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением, поскольку каких-либо документов, удостоверяющих законность владения жилым домом, расположенным на земельном участке по адресу: **, не представлено. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель заявителя С. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Заявитель М. и представитель Минземимущества РТ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав представитель заявителя С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
Суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке искового производства, указав на то, что М. наряду с требованием об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка просит обязать Минземимущество РТ предоставить ей конкретный земельный участок, т.е. фактически ставится вопрос о правах М. на земельный участок, в связи с чем ее требования подлежат разрешению в порядке искового производства.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Из заявления М. и приложенных к нему материалов следует, что М. оспаривает решение органа исполнительной власти, который в отличие от заявителя имеет властные полномочия и реализует их в установленном порядке, обязательном для участников возникшего правоотношения, то есть заявленные требования к Минземимуществу РТ возникли из публичных правоотношений.
Просьба заявителя о возложении на Минземимущество РТ обязанности предоставить земельный участок в аренду соответствует положениям ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которым суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие наличие материального спора о праве на земельный участок, расположенный по адресу: **, между заявителем и другими лицами, обладающими аналогичным объемом прав и обязанностей.
Судом первой инстанции не учтено, что правильное определение им вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений) зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Вместе с тем допущенное судом нарушение норм процессуального права не может служить основанием для отмены решения суда, т.к. оно не привело к вынесению неправильного решения.
Как следует из материалов дела, М. обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу: **, для индивидуального жилищного строительства.
09 октября 2013 года Минземимущество РТ направило М. ответ с предложением обратиться в суд с иском о признании права собственности на построенный жилой дом, указав на то, что в случае признания судом права собственности заявителя на жилой дом министерство рассмотрит вопрос о закреплении испрашиваемого ею земельного участка.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п. 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Пунктами 3.4, 3.5 вышеуказанного Порядка распоряжения земельными участками установлено, что в случае получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в целях индивидуального жилищного строительства Министерство в двухнедельный срок принимает одно из следующих решений:
- о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка;
- о публикации в газете "**" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, а также размещении указанного сообщения на официальном сайте Республики Тыва.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства заявления не поступили, Министерство в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему единственное заявление.
Из содержания приведенных норм следует, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо об опубликовании в периодическом печатном издании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ Минземимущество РТ не разрешило по существу заявление М. о предоставлении в аренду земельного участка.
Установив, что оспариваемым решением Минземимущества РТ нарушены права заявителя, суд в целях восстановления его прав обоснованно возложил на Минземимущество РТ обязанность рассмотреть в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ его заявление о предоставлении в аренду земельного участка.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым решением основан на неправильном толковании норм материального права и потому не может служить основанием для отмены или изменения решения.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 апреля 2014 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)