Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-17750/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А55-17750/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 03 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Адрианов Е.Л., доверенность от 10 июня 2013 г.,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-17750/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адвент", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Адвент" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия в период с 21.06.2011 г. по 14.03.2012 г., выраженного в не обеспечении публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве, в период с 30.05.2012 г. по 22.05.2013 г., выраженного в не обеспечении проведения оценки земельного участка и не принятии решения о проведении торгов в форме аукциона, признании незаконным решения об отказе ООО "Адвент" в предоставлении земельного участка, оформленного письмом N 12-2/0050/11-а от 22.05.2013 г., обязании предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Адвент" земельный участок площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648 сроком на сорок девять лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-17750/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе ООО "Адвент" в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 12-2/0050/11-а от 22.05.2013 г. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления Обществу с ограниченной ответственностью "Адвент" земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части в которой удовлетворены заявленные требования, считает, что выводы суда в решении в этой части не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.02.2011 г. Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара Загора, в районе дома N 135 площадью 100 кв. м с кадастровым номером 63:01:0714003:994.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714003:994 поставлен на государственный кадастровый учет 16.11.2010 г., а 22.11.2012 г. сведения о данном земельном участке аннулированы, что подтверждается письмом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области от 30.11.2012 г.
01.04.2013 г. были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714003:7648.
Письмом от N 12-2/0050/11-а от 22.05.2013 г. заявителю отказано в предоставлении земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обращалось к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
При этом законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
Таким образом, в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2013 по делу N А55-28199/2012.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер.
Является необоснованным довод ответчика о том, что поскольку размещение нестационарного объекта ООО "Адвент" на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г., предоставление испрашиваемого земельного участка является невозможным.
Из материалов дела следует, что ответчик при рассмотрении заявления Общества применил нормативный акт, не подлежащий применению, распространив в нарушение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие постановления администрации городского округа Самары N 377 от 19.04.2013 г. на отношения, возникшие до введения его в действие, хотя это прямо не предусмотрено законом.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта ООО "Адвент".
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе ООО "Адвент" в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 12-2/0050/11-а от 22.05.2013 не соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что является основанием в соответствии со ст. 201 АПК РФ для признания его незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-17750/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Ю.НИКОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)