Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.05.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" (ОГРН 1025003520310, ИНН 5029006702; 141009, Московская обл., г. Мытищи, ул. Колонцова, д. 4)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014
по делу N А11-5597/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П. по заявлению открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" - Попцова И.В. по доверенности от 13.05.2013 N 43/54 сроком действия один год;
- администрации Киржачского района Владимирской области - Апанасюка В.С. по доверенности от 09.01.2014 N 03-01-34/02 сроком действия до 31.12.2014,
и
открытое акционерное общество "МЕТРОВАГОНМАШ" (далее - Общество, ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области, выразившегося в уклонении от принятия решения об образовании земельных участков с кадастровым номером 33:02:021257:581 (площадью 1 649 кв. м) и кадастровым номером 33:02:021257:431 (площадью 14 915 684 кв. м) в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 (площадью 14 917 333 кв. м) и обязании администрации Киржачского района Владимирской области принять такое решение; о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области по ненаправлению заявления ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" от 11.02.2013 N 86/2-84 для рассмотрения по существу в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области. При этом заявитель просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области принять решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431, площадь 14 915 684 кв. м в собственность, а земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581, площадь 1 649 кв. м - в аренду; подготовить соответствующие договоры купли-продажи и аренды на вышеуказанные участки и направить проекты договоров в адрес ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - ТУ Росимущества во Владимирской области) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзывах на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации настаивает на законности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431, местонахождение: в 2880 м по направлению на юг от ориентира, адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), д. Крутец, ул. Новокрутецкая, д. 1.
11.02.2013 ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" обратилось в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением от N 86/2-84 о принятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 33:02:021257:581, 33:02:021257:431 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 в собственность; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581 - в аренду.
Письмом от 12.03.2012 администрация сообщила Обществу, что основания для удовлетворении требований Общества, изложенных в письме от 11.02.2013 N 86/2-84 отсутствуют, поскольку обозначенный земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит приватизации.
Полагая, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, которое нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 11.2, 11.3, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков осуществляется, в том числе при разделе земельного участка.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании заявлений указанных субъектов.
Частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации даны понятия землепользователей - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом сделок с ним от 29.08.2013 N 23/005/2013-189 земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 находится в собственности Российской Федерации с 23.08.2013, предоставлен в аренду заявителю (том 1 л. д. 99).
Уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью на территории Владимирской области является Территориальное управление Росимущества во Владимирской области.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу гарантировано право обращения за защитой нарушенных и оспариваемых прав и интересов в суд.
Судебный способ защиты своих прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, упомянутый принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах признание незаконным бездействия администрации Киржачского района по непринятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431, по непринятию решения о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 в собственность; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581 в аренду без возложения обязанности устранить допущенное нарушение прав не восстанавливает прав заявителя, на что должно быть направлено решение суда в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия по ненаправлению после 23.08.2013 его обращения от 11.02.2013 в ТУ Росимущества ввиду отсутствия к тому правовых оснований.
Заявитель не указал, а суд апелляционной инстанции не установил положений действующего законодательства, которые нарушил орган местного самоуправления.
Кроме того, суд первой инстанции определением от 24.02.2014 отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении ТУ Росимущества по Владимирской области в качестве соответчика по делу.
На момент обращения Общества в администрацию Киржачского района ТУ Росимущества во Владимирской области не являлось участником правоотношений.
Заявитель не обращался в ТУ Росимущества во Владимирской области с соответствующими заявлениями и, соответственно, у него не возникло обязанности совершить какие-либо действия по рассмотрению не поступивших в его адрес обращений ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ".
При установленных обстоятельствах отсутствуют основания для возложения на ТУ Росимущества во Владимирской области обязанности совершить обозначенные заявителем действия.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд по требованию о признании незаконными бездействия администрации по ненаправлению заявления Общества от 11.02.2013 N 86/2/84 для рассмотрения по существу в ТУ Росимущества во Владимирской области является неверным, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Принимая во внимание, что вышеназванный вывод суда не повлек принятия неправильного по существу решения, на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд исключает его из мотивировочной части решения арбитражного суда, резолютивная часть решения изменению не подлежит.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 по делу N А11-5597/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 по делу N А11-5597/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N А11-5597/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N А11-5597/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.05.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" (ОГРН 1025003520310, ИНН 5029006702; 141009, Московская обл., г. Мытищи, ул. Колонцова, д. 4)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014
по делу N А11-5597/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П. по заявлению открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" - Попцова И.В. по доверенности от 13.05.2013 N 43/54 сроком действия один год;
- администрации Киржачского района Владимирской области - Апанасюка В.С. по доверенности от 09.01.2014 N 03-01-34/02 сроком действия до 31.12.2014,
и
установил:
открытое акционерное общество "МЕТРОВАГОНМАШ" (далее - Общество, ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области, выразившегося в уклонении от принятия решения об образовании земельных участков с кадастровым номером 33:02:021257:581 (площадью 1 649 кв. м) и кадастровым номером 33:02:021257:431 (площадью 14 915 684 кв. м) в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 (площадью 14 917 333 кв. м) и обязании администрации Киржачского района Владимирской области принять такое решение; о признании незаконным бездействия администрации Киржачского района Владимирской области по ненаправлению заявления ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" от 11.02.2013 N 86/2-84 для рассмотрения по существу в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области. При этом заявитель просил суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области принять решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431, площадь 14 915 684 кв. м в собственность, а земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581, площадь 1 649 кв. м - в аренду; подготовить соответствующие договоры купли-продажи и аренды на вышеуказанные участки и направить проекты договоров в адрес ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - ТУ Росимущества во Владимирской области) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзывах на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации настаивает на законности обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431, местонахождение: в 2880 м по направлению на юг от ориентира, адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), д. Крутец, ул. Новокрутецкая, д. 1.
11.02.2013 ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" обратилось в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением от N 86/2-84 о принятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 33:02:021257:581, 33:02:021257:431 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 в собственность; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581 - в аренду.
Письмом от 12.03.2012 администрация сообщила Обществу, что основания для удовлетворении требований Общества, изложенных в письме от 11.02.2013 N 86/2-84 отсутствуют, поскольку обозначенный земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит приватизации.
Полагая, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, которое нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 11.2, 11.3, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков осуществляется, в том числе при разделе земельного участка.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Таким образом, решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании заявлений указанных субъектов.
Частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации даны понятия землепользователей - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом сделок с ним от 29.08.2013 N 23/005/2013-189 земельный участок с кадастровым номером 33:02:021257:431 находится в собственности Российской Федерации с 23.08.2013, предоставлен в аренду заявителю (том 1 л. д. 99).
Уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью на территории Владимирской области является Территориальное управление Росимущества во Владимирской области.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу гарантировано право обращения за защитой нарушенных и оспариваемых прав и интересов в суд.
Судебный способ защиты своих прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, упомянутый принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах признание незаконным бездействия администрации Киржачского района по непринятию решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431, по непринятию решения о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:431 в собственность; о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021257:581 в аренду без возложения обязанности устранить допущенное нарушение прав не восстанавливает прав заявителя, на что должно быть направлено решение суда в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия по ненаправлению после 23.08.2013 его обращения от 11.02.2013 в ТУ Росимущества ввиду отсутствия к тому правовых оснований.
Заявитель не указал, а суд апелляционной инстанции не установил положений действующего законодательства, которые нарушил орган местного самоуправления.
Кроме того, суд первой инстанции определением от 24.02.2014 отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении ТУ Росимущества по Владимирской области в качестве соответчика по делу.
На момент обращения Общества в администрацию Киржачского района ТУ Росимущества во Владимирской области не являлось участником правоотношений.
Заявитель не обращался в ТУ Росимущества во Владимирской области с соответствующими заявлениями и, соответственно, у него не возникло обязанности совершить какие-либо действия по рассмотрению не поступивших в его адрес обращений ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ".
При установленных обстоятельствах отсутствуют основания для возложения на ТУ Росимущества во Владимирской области обязанности совершить обозначенные заявителем действия.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд по требованию о признании незаконными бездействия администрации по ненаправлению заявления Общества от 11.02.2013 N 86/2/84 для рассмотрения по существу в ТУ Росимущества во Владимирской области является неверным, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Принимая во внимание, что вышеназванный вывод суда не повлек принятия неправильного по существу решения, на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд исключает его из мотивировочной части решения арбитражного суда, резолютивная часть решения изменению не подлежит.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 по делу N А11-5597/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.02.2014 по делу N А11-5597/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
И.А.СМИРНОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)