Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть оглашена 29 июня 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасева В.Ф., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Хабаровсклестоппром" явилась на основании доверенности от
- 10.03.2009 N 1 представитель - Калинина О.В.;
- от Администрации города Хабаровска явилась на основании доверенности от 11.01.2009 N 1.1-55-14 представитель - Сажко Т.И.;
- от ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России явилась на основании доверенности от 18.06.2009 б/н представитель - Попова Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008
по делу N А73-10767/2008, принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром"
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения от 21.08.2008 N 01-47/6387
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
установил:
Открытое акционерное общество "Хабаровсклестоппром" (далее - заявитель, ОАО "Хабаровсклестоппром") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска, изложенного в письме от 21.08.2008 за N 01-47/6387, об отказе в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков, расположенных в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, и об обязании Администрации города Хабаровска принять решение о предоставлении ОАО "Хабаровсклестоппром" земельного участка под производственным корпусом с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 5 040,1 + 24,85 кв. м с кадастровым номером 27:23:050504:007 и земельного участка общей площадью 399 кв. м с кадастровым номером 27:23:050504:0008, находящихся по адресу: г. Хабаровск, пер. Демократический, 30 в собственность за плату.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.10.2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России".
Право на обращение с данным заявлением ОАО "Хабаровсклестоппром" обосновало тем, что в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только в случае изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Поскольку фактического резервирования спорного земельного участка не произведено, основания для отказа в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков у Администрации города Хабаровска отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2008 года по делу N А73-10767/2008 в удовлетворении требования ОАО "Хабаровсклестопптром" о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска об отказе в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков, расположенных в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, выраженного в письме от 21.08.2008 N 01-47/6387, отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истребуемые заявителем земельные участки в соответствии с градостроительной документацией подпадают в зону многоэтажной жилой застройки, на указанной территории предусмотрено строительство жилого многоэтажного дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008 по делу N А73-10767/2008, ОАО "Хабаровсклестопптром" обратилось с апелляционной жалобой, указав на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела ввиду неверного толкования судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и неправильного установления фактических обстоятельств дела.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 N 06АП-215/2009 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008 по делу N А73-10767/2008 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Хабаровсклестопптром" - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2009 N Ф03-2052/2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 N 06АП-215/2009 по делу N А73-10767/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Отменяя указанное постановление, кассационная инстанция исходила из того, что арбитражным апелляционным судом не установлена принадлежность спорных земельных участков по уровню собственности, а также цели резервирования указанных земель согласно статье 3.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; не выяснен вопрос строительства объектов капитального строительства - многоэтажных жилых домов непосредственно на спорных земельных участках либо необходимости их использования для эксплуатации указанных объектов или в общественных целях; не опровергнут довод заявителя о неутверждении органами исполнительной власти Хабаровского края в целях резервирования земель для муниципальных нужд границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, не исследован генеральный план города, не исследован вопрос о соблюдении при резервировании земельных участков требований Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края".
При повторном рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представители Администрации города Хабаровска, ФГУП "ГУСС Дальспецстрой" при Спецстрое России", считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить решение суда без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО "Хабаровсклестопптром" является собственником объектов недвижимости - магазина литер А общей площадью 53,10 кв. м и производственного корпуса с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 686,8 кв. м, расположенных в городе Хабаровске по пер. Демократическому, 30, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.02.2008 серии 27 АВ N 127076, от 11.02.2008 серии 27 АВ N 127077.
Постановлением главы Администрации города Хабаровска от 30.12.1993 N 1736/3 заявителю был предоставлен земельный участок под объекты недвижимости, а распоряжением мэра города Хабаровска от 21.06.2006 N 1826-р сформированы два земельных участка площадью 5 040,1 кв. м и 399,0 кв. м и представлены заявителю в аренду.
Согласно договору от 21.07.2006 N 947 обществу в аренду предоставлены земельный участок с кадастровым номером 27:23:0505504:0007 площадью 5 040, кв. м и земельный участок с кадастровым номером 27:23:050504:0008 площадью 399,0 кв. м, относящиеся к категории земель поселений, согласно проекту границ земельных участков последние расположены в Индустриальном районе г. Хабаровска по пер. Демократическому, 30 и предоставлены для использования под производственный корпус и проходную. Срок действия договора определен с 21.07.2006 по 20.07.2009.
12.08.2008 ОАО "Хабаровсклестоппром" обратилось в Администрацию города Хабаровска с заявлением о предоставлении земельного участка под производственный корпус с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 5 040,1+24,85 кв. м и земельного участка под магазин, общей площадью 399 кв. м, находящихся в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, в собственность за плату.
Письмом от 21.08.2008 N 01-47/6387 Администрация города Хабаровска отказала заявителю в предоставлении земельных участков в собственность. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии с распоряжениями мэра г. Хабаровска от 29.10.2004 N 3433-р и от 03.08.2007 N 3085-р разработана и утверждена градостроительная документация на территорию в границах улиц П.Л. Морозова - Флегонтова - Краснореченская -Индустриальная. В соответствии с градостроительной документацией сохранение производственной базы не предусмотрено. Кроме того, письмом заявителю дополнительно сообщалось о том, что на арендуемом ОАО "Хабаровсклестоппром" земельном участке намечено строительство жилого многоэтажного дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей.
ОАО "Хабаровсклестоппром", полагая, что решение Администрации города Хабаровска не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Проверив законность принятого по делу судебного акта арбитражного суда первой инстанции, правильность применения норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права на земельный участок гражданине или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества") отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Отказывая обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, Администрация г. Хабаровска указала на наличие градостроительной документации на территорию в границах улиц П.Л. Морозова-Флегонтова-Краснореченская-Индустриальная, куда входят арендуемые земельные участки, а также на строительство на данной территории многоэтажного жилого дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей. В заседании суда представитель администрации г. Хабаровска сослался на фактическое резервирование земельного участка в указанных выше границах, не отрицая того факта, что отдельное решение о резервировании не принималось.
Из материалов дела следует, что генеральным планом города Хабаровска, утвержденного решением Малого Совета Хабаровского городского Совета народных депутатов от 28.05.1992 N 17, с учетом его корректировки, утвержденной решением Хабаровской городской думы от 26.09.2006 N 307 использование территории в границах ул. П.Л. Морозова - ул. Флегонтова - ул. Краснореченской - ул. Индустриальной предусмотрено в целях многоэтажной застройки, а также для расположения парков, бульваров и скверов.
Во исполнение градостроительного плана, распоряжением мэра города Хабаровска от 29.10.2004 N 3433-р Департаменту архитектуры, строительства и землепользования поручено обеспечить разработку градостроительной документации "Проект планировки Индустриального района города Хабаровска".
В соответствии с распоряжением мэра г. Хабаровска от 01.03.2006 N 419-р "О разработке градостроительной документации" была разработана документация по планировке территории в границах ул. П.Л. Морозова - ул. Флегонтова - ул. Краснореченской - ул. Индустриальной в Индустриальном районе города Хабаровска.
Распоряжением мэра города Хабаровска от 03.08.2007 N 3095-р в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, распоряжением от 29.10.2004 N 3433-р, распоряжением от 26.04.2007 N 1547-р "О назначении публичных слушаний" утвержден Проект планировки Индустриального района города Хабаровска, в том числе и по спорной территории.
В соответствии с Проектом планировки Индустриального района города Хабаровска, земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, пер. Демократический, 30, предназначен для многоэтажной жилой застройки. При этом сохранение производственной базы ОАО "Хабаровсклестоппром" не предусмотрено.
По смыслу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с выкупом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежат оценке доводы о невозможности продажи спорного земельного участка по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов соответствующих органов власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
С учетом изложенного решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, принятое после обращения лица с заявлением о выкупе участка, может являться препятствием для его приватизации в случае, если резервирование осуществлено на основании генерального плана развития населенного пункта либо иной градостроительной документации, касающейся планирования и застройки, утвержденной до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе земельного участка, из которой следует, что земельный участок предназначен для использования в муниципальных и общественных интересах.
Поскольку генеральным планом города Хабаровска, указанными выше актами муниципального исполнительного органа власти, подтверждается необходимость использования земельного участка, в который вошли земельные участки, находящиеся в аренде у заявителя, для муниципальных нужд, а также учитывая, что данные акты приняты до обращения общества с заявлением о выкупе земельных участков, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правомерным.
Кроме того, при повторном рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок площадью 399 кв. м по пер. Демократическому, 30 находится в границах "красных линий", что подтверждается выкопировкой из генерального плана города Хабаровска, проектом границ земельного участка, составленного 25.01.2006 при заключении договора аренды.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки, ограниченные красными линиями генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.
Так же согласно генеральному плану города Хабаровска, являющемуся документом территориального планирования, судом установлено, что спорный земельный участок входит и в земли общего пользования (парки).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может признать обоснованной ссылку заявителя о необходимости утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ зон планируемого размещения объектов, что предусмотрено частью 1 статьи 3.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", поскольку данная норма права не применима к спорным правоотношений, ибо документ территориального планирования - генеральный план города Хабаровска (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) утвержден в установленном Градостроительном кодексом Российской Федерации порядке (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие, на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельных участков, входящих в границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, отдельного решения компетентного органа о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд, при тех обстоятельствах, которые установлены при рассмотрении данного дела, свидетельствующие о фактическом резервировании части участка для строительства многоэтажного дома, наличия земель общего пользования и красных линий, не может быть расценено как правовое основание для возникновения у заявителя права на приобретение земельных участков в собственность.
Ссылаясь на не соблюдение Администрацией города Хабаровска порядка резервирования земельных участков, установленного законом Хабаровского края от 29.11.2006 N 77 " О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края", заявитель не учел, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного закона порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд устанавливается органом местного самоуправления и не может противоречить федеральному законодательству и данному закону. На момент принятия оспариваемого решения данный порядок утвержден не был.
Учитывая изложенное, с учетом представленных сторонами в обоснование доводов доказательств, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2008 года по делу N А73-10767/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2009 N 06АП-2457/2009 ПО ДЕЛУ N А73-10767/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2009 г. N 06АП-2457/2009
Резолютивная часть оглашена 29 июня 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасева В.Ф., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Хабаровсклестоппром" явилась на основании доверенности от
- 10.03.2009 N 1 представитель - Калинина О.В.;
- от Администрации города Хабаровска явилась на основании доверенности от 11.01.2009 N 1.1-55-14 представитель - Сажко Т.И.;
- от ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России явилась на основании доверенности от 18.06.2009 б/н представитель - Попова Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008
по делу N А73-10767/2008, принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром"
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения от 21.08.2008 N 01-47/6387
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
установил:
Открытое акционерное общество "Хабаровсклестоппром" (далее - заявитель, ОАО "Хабаровсклестоппром") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска, изложенного в письме от 21.08.2008 за N 01-47/6387, об отказе в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков, расположенных в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, и об обязании Администрации города Хабаровска принять решение о предоставлении ОАО "Хабаровсклестоппром" земельного участка под производственным корпусом с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 5 040,1 + 24,85 кв. м с кадастровым номером 27:23:050504:007 и земельного участка общей площадью 399 кв. м с кадастровым номером 27:23:050504:0008, находящихся по адресу: г. Хабаровск, пер. Демократический, 30 в собственность за плату.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.10.2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России".
Право на обращение с данным заявлением ОАО "Хабаровсклестоппром" обосновало тем, что в силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только в случае изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Поскольку фактического резервирования спорного земельного участка не произведено, основания для отказа в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков у Администрации города Хабаровска отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2008 года по делу N А73-10767/2008 в удовлетворении требования ОАО "Хабаровсклестопптром" о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска об отказе в предоставлении в собственность за плату арендуемых земельных участков, расположенных в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, выраженного в письме от 21.08.2008 N 01-47/6387, отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истребуемые заявителем земельные участки в соответствии с градостроительной документацией подпадают в зону многоэтажной жилой застройки, на указанной территории предусмотрено строительство жилого многоэтажного дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008 по делу N А73-10767/2008, ОАО "Хабаровсклестопптром" обратилось с апелляционной жалобой, указав на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела ввиду неверного толкования судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и неправильного установления фактических обстоятельств дела.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 N 06АП-215/2009 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2008 по делу N А73-10767/2008 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Хабаровсклестопптром" - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2009 N Ф03-2052/2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 N 06АП-215/2009 по делу N А73-10767/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Отменяя указанное постановление, кассационная инстанция исходила из того, что арбитражным апелляционным судом не установлена принадлежность спорных земельных участков по уровню собственности, а также цели резервирования указанных земель согласно статье 3.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; не выяснен вопрос строительства объектов капитального строительства - многоэтажных жилых домов непосредственно на спорных земельных участках либо необходимости их использования для эксплуатации указанных объектов или в общественных целях; не опровергнут довод заявителя о неутверждении органами исполнительной власти Хабаровского края в целях резервирования земель для муниципальных нужд границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, не исследован генеральный план города, не исследован вопрос о соблюдении при резервировании земельных участков требований Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 77 "О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края".
При повторном рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представители Администрации города Хабаровска, ФГУП "ГУСС Дальспецстрой" при Спецстрое России", считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить решение суда без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО "Хабаровсклестопптром" является собственником объектов недвижимости - магазина литер А общей площадью 53,10 кв. м и производственного корпуса с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 686,8 кв. м, расположенных в городе Хабаровске по пер. Демократическому, 30, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.02.2008 серии 27 АВ N 127076, от 11.02.2008 серии 27 АВ N 127077.
Постановлением главы Администрации города Хабаровска от 30.12.1993 N 1736/3 заявителю был предоставлен земельный участок под объекты недвижимости, а распоряжением мэра города Хабаровска от 21.06.2006 N 1826-р сформированы два земельных участка площадью 5 040,1 кв. м и 399,0 кв. м и представлены заявителю в аренду.
Согласно договору от 21.07.2006 N 947 обществу в аренду предоставлены земельный участок с кадастровым номером 27:23:0505504:0007 площадью 5 040, кв. м и земельный участок с кадастровым номером 27:23:050504:0008 площадью 399,0 кв. м, относящиеся к категории земель поселений, согласно проекту границ земельных участков последние расположены в Индустриальном районе г. Хабаровска по пер. Демократическому, 30 и предоставлены для использования под производственный корпус и проходную. Срок действия договора определен с 21.07.2006 по 20.07.2009.
12.08.2008 ОАО "Хабаровсклестоппром" обратилось в Администрацию города Хабаровска с заявлением о предоставлении земельного участка под производственный корпус с бытовыми и вспомогательными помещениями литер Б, Б1 общей площадью 5 040,1+24,85 кв. м и земельного участка под магазин, общей площадью 399 кв. м, находящихся в г. Хабаровске по пер. Демократическому, 30, в собственность за плату.
Письмом от 21.08.2008 N 01-47/6387 Администрация города Хабаровска отказала заявителю в предоставлении земельных участков в собственность. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии с распоряжениями мэра г. Хабаровска от 29.10.2004 N 3433-р и от 03.08.2007 N 3085-р разработана и утверждена градостроительная документация на территорию в границах улиц П.Л. Морозова - Флегонтова - Краснореченская -Индустриальная. В соответствии с градостроительной документацией сохранение производственной базы не предусмотрено. Кроме того, письмом заявителю дополнительно сообщалось о том, что на арендуемом ОАО "Хабаровсклестоппром" земельном участке намечено строительство жилого многоэтажного дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей.
ОАО "Хабаровсклестоппром", полагая, что решение Администрации города Хабаровска не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Проверив законность принятого по делу судебного акта арбитражного суда первой инстанции, правильность применения норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, распоряжение участком осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права на земельный участок гражданине или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества") отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Отказывая обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, Администрация г. Хабаровска указала на наличие градостроительной документации на территорию в границах улиц П.Л. Морозова-Флегонтова-Краснореченская-Индустриальная, куда входят арендуемые земельные участки, а также на строительство на данной территории многоэтажного жилого дома и гаража-стоянки на 300 автомобилей. В заседании суда представитель администрации г. Хабаровска сослался на фактическое резервирование земельного участка в указанных выше границах, не отрицая того факта, что отдельное решение о резервировании не принималось.
Из материалов дела следует, что генеральным планом города Хабаровска, утвержденного решением Малого Совета Хабаровского городского Совета народных депутатов от 28.05.1992 N 17, с учетом его корректировки, утвержденной решением Хабаровской городской думы от 26.09.2006 N 307 использование территории в границах ул. П.Л. Морозова - ул. Флегонтова - ул. Краснореченской - ул. Индустриальной предусмотрено в целях многоэтажной застройки, а также для расположения парков, бульваров и скверов.
Во исполнение градостроительного плана, распоряжением мэра города Хабаровска от 29.10.2004 N 3433-р Департаменту архитектуры, строительства и землепользования поручено обеспечить разработку градостроительной документации "Проект планировки Индустриального района города Хабаровска".
В соответствии с распоряжением мэра г. Хабаровска от 01.03.2006 N 419-р "О разработке градостроительной документации" была разработана документация по планировке территории в границах ул. П.Л. Морозова - ул. Флегонтова - ул. Краснореченской - ул. Индустриальной в Индустриальном районе города Хабаровска.
Распоряжением мэра города Хабаровска от 03.08.2007 N 3095-р в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, распоряжением от 29.10.2004 N 3433-р, распоряжением от 26.04.2007 N 1547-р "О назначении публичных слушаний" утвержден Проект планировки Индустриального района города Хабаровска, в том числе и по спорной территории.
В соответствии с Проектом планировки Индустриального района города Хабаровска, земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, пер. Демократический, 30, предназначен для многоэтажной жилой застройки. При этом сохранение производственной базы ОАО "Хабаровсклестоппром" не предусмотрено.
По смыслу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с выкупом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежат оценке доводы о невозможности продажи спорного земельного участка по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов соответствующих органов власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
С учетом изложенного решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, принятое после обращения лица с заявлением о выкупе участка, может являться препятствием для его приватизации в случае, если резервирование осуществлено на основании генерального плана развития населенного пункта либо иной градостроительной документации, касающейся планирования и застройки, утвержденной до обращения заинтересованного лица с заявлением о выкупе земельного участка, из которой следует, что земельный участок предназначен для использования в муниципальных и общественных интересах.
Поскольку генеральным планом города Хабаровска, указанными выше актами муниципального исполнительного органа власти, подтверждается необходимость использования земельного участка, в который вошли земельные участки, находящиеся в аренде у заявителя, для муниципальных нужд, а также учитывая, что данные акты приняты до обращения общества с заявлением о выкупе земельных участков, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правомерным.
Кроме того, при повторном рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок площадью 399 кв. м по пер. Демократическому, 30 находится в границах "красных линий", что подтверждается выкопировкой из генерального плана города Хабаровска, проектом границ земельного участка, составленного 25.01.2006 при заключении договора аренды.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки, ограниченные красными линиями генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.
Так же согласно генеральному плану города Хабаровска, являющемуся документом территориального планирования, судом установлено, что спорный земельный участок входит и в земли общего пользования (парки).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
При этом в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может признать обоснованной ссылку заявителя о необходимости утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ зон планируемого размещения объектов, что предусмотрено частью 1 статьи 3.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", поскольку данная норма права не применима к спорным правоотношений, ибо документ территориального планирования - генеральный план города Хабаровска (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) утвержден в установленном Градостроительном кодексом Российской Федерации порядке (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие, на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельных участков, входящих в границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, отдельного решения компетентного органа о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд, при тех обстоятельствах, которые установлены при рассмотрении данного дела, свидетельствующие о фактическом резервировании части участка для строительства многоэтажного дома, наличия земель общего пользования и красных линий, не может быть расценено как правовое основание для возникновения у заявителя права на приобретение земельных участков в собственность.
Ссылаясь на не соблюдение Администрацией города Хабаровска порядка резервирования земельных участков, установленного законом Хабаровского края от 29.11.2006 N 77 " О резервировании земельных участков (земель) для государственных нужд Хабаровского края и муниципальных нужд на территории Хабаровского края", заявитель не учел, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного закона порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд устанавливается органом местного самоуправления и не может противоречить федеральному законодательству и данному закону. На момент принятия оспариваемого решения данный порядок утвержден не был.
Учитывая изложенное, с учетом представленных сторонами в обоснование доводов доказательств, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2008 года по делу N А73-10767/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровсклестоппром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)