Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N А55-14237/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А55-14237/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Карповой А.А. (доверенность от 09.04.2014),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2013 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-14237/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия" ООО "Салют", г. Самара (ОГРН 1046300225993), к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании устранить допущены нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия" ООО "Салют" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении в аренду земельного участка, выраженного в письме от 11.06.2013 N З/5260 "О результатах рассмотрения заявления" и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0328008:1168, площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Мехзавод, 3-й квартал, в аренду для строительства оздоровительного центра.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что в связи с истечением срока действия приказа Министерства от 12.05.2010 N 123-п, которым был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения оздоровительного центра, данный распорядительный акт не мог являться основанием для предоставления земельного участка в аренду, ввиду чего Министерство письмом от 11.06.2013 N 3/5260 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Кроме того, судами неправомерно не применено постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, в соответствии с которым предусмотрено предоставление земельных участков на торгах.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства от 12.05.2010 N 123-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения оздоровительного центра обществу с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь санаторного типа круглогодичного действия" ООО "Салют" на земельном участке, расположенном в 3 квартале поселка Мехзавод Красноглинского района города Самары" утвержден акт выбора земельного участка для строительства оздоровительного центра площадью 500 кв. м и предварительно согласовано место размещения оздоровительного центра, со сроком действия приказа - три года.
Указанный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 63:01:0328008:1168.
Общество 30.04.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка для строительства.
Письмом от 11.06.2013 N З/5260 Министерство отказало в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0328008:1168 в аренду для строительства указанного объекта, ссылаясь на истечение 12.05.2013 срока действия приказа Министерства от 12.05.2010 N 123-п.
Полагая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, в пределах которого было подано заявление, и указанный срок не является пресекательным, а истечение установленного срока не лишает заявителя права обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление Обществу земельного участка для строительства оздоровительного центра осуществлялось с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в двухнедельный срок на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.
Судебными инстанциями установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и приложенным к нему кадастровым паспортом Общество обратилось 30.04.2013, то есть до истечения трехлетнего срока действия приказа о предварительном согласовании места размещения объекта.
Министерством в установленный срок не было принято решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, что привело к истечению срока действия приказа Министерства N 123-п и нарушило права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также судами правомерно отклонен довод Министерства о том, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", вступившего в силу 23.11.2012, предоставление земельного участка в аренду под строительство возможно только по результатам торгов.
Указанное постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 суд счел не подлежащим применению в связи с тем, что оно принято после обращения Общества с заявлением, утверждения схемы расположения земельного участка и после оформления акта о выборе и его направления на утверждение в Министерство, то есть после начала процедуры предоставления земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, до вступления в силу названного постановления.
Если нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступил в силу после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвердившего акт выбора земельного участка для строительства, это свидетельствует об отсутствии оснований для его применения к соответствующей процедуре предоставления земельного участка по заявлению заинтересованного лица. В этом случае возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (без торгов) сохраняется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А55-14237/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)