Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N А35-12871/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N А35-12871/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Александрова Дмитрия Мареновича (ОГРНИП 304463235500201, г. Курск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от индивидуального предпринимателя Александровой Натальи Федоровны (ОГРНИП 311463231800091, г. Курск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Гнездилова В.В. (Дом Советов, Красная площадь, г. Курск, 305002) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Комитета по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502, Дом Советов, Красная площадь, г. Курск, 305002) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Александрова Дмитрия Мареновича и Александровой Натальи Федоровны на решение Арбитражного суда Курской области от 08.08.2013 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-12871/2012,

установил:

индивидуальные предприниматели Александров Дмитрий Маренович и Александрова Наталья Федоровна (далее по тексту - заявители, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий председателя Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) по отказу, изложенному в письме от 14.09.2012 N 02.2-01-20/10303, в предоставлении земельного участка площадью 589 кв. м с кадастровым номером 46:29:102285:55 по улице Большевиков, 42а в г. Курске, и с требованием обязать заинтересованных лиц направить проект договора купли-продажи данного земельного участка по льготной цене, установленной частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2010 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшей на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматели, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить решение и постановление, принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.10.2011 Александров Д.М. и Александрова Н.Ф. обратились в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о приобретении в общую совместную собственность за плату по цене, равной 2,5 процента стоимости, земельного участка площадью 589 кв. м, с кадастровым номером 46:29:102285:55, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Большевиков, 42а.
В приложенных к заявлению документах - выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровом паспорте земельного участка имелись несоответствия в почтовом адресе: в выписках из ЕГРП указан почтовый адрес объектов недвижимости - г. Курск, ул. Большевиков, 42, а в кадастровом паспорте земельного участка - г. Курск, ул. Большевиков, 42а.
В связи с невозможностью идентификации заявителей как собственников объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом земельном участке, Комитет по управлению имуществом Курской области направил в их адрес письмо от 02.12.2011 N 04.1пр-01-20/12082, в котором предложил предпринимателям устранить вышеуказанное несоответствие.
30.12.2011 в адрес Комитета поступило заявление предпринимателей о приостановлении рассмотрения вышеназванного заявления о предоставлении в собственность земельного участка до устранения несоответствия в представленных документах.
Устранив указанные несоответствия в документах, Александров Д.М. и Александрова Н.Ф. подали 12.03.2012 в Комитет по управлению имуществом Курской области совместное заявление о предоставлении вышеназванного земельного участка в общую долевую собственность за плату по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (льготная цена) с приложением пакета документов.
В пакете документов, прилагаемом предпринимателями к заявлениям от 01.11.2011 N 01-19/11382, от 15.08.2012 N 02.2-01-12/9539 и от 07.09.2012 N 02.2-01-12/10446 о приобретении в собственность данного земельного участка отсутствовали - план приватизации (выписка из него); решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о приватизации здания, строения, сооружения; документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок.
Письмом от 14.09.2012 N 02.2-01-20/10303 Комитет отказал заявителям в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием вышепоименованных документов, предусмотренных пунктом 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Не согласившись с отказом Комитета, предприниматели обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суды правомерно исходили из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления (пункт 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
По правилам пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012, в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 2 настоящего Закона, определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 указанного Перечня к заявлению прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Суд установил, что таких документов заявителями при обращении в Комитет не приложено, ввиду чего заключил, что последний не имел правовых оснований для предоставления предпринимателям в общую совместную собственность земельного участка площадью 589 кв. м, с кадастровым номером 46:29:102285:55, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Большевиков, 42а, по льготной выкупной цене, и не усмотрел нарушения прав заявителей при осуществлении предпринимательской деятельности.
При этом судом первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что решением от 29.06.2012 N 01-19/1621 Комитет по управлению имуществом Курской области предоставил предпринимателям этот земельный участок в собственность за плату для торговой деятельности, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Выкупная цена участка установлена Комитетом в размере 411770,81 руб. в соответствии с расчетом выкупной цены, являющимся неотъемлемой частью названного выше решения. Заявителями подписан договор купли-продажи данного земельного участка с протоколом разногласий.
В связи с указанным суды пришли к выводу, что доводы предпринимателей, касающиеся выкупной цены земельного участка площадью 589 кв. м с кадастровым номером 46:29:102285:55 по улице Большевиков, 42а, по сути являются самостоятельными требованиями.
Кроме того, анализируя положения статьи 29, пункта 2 статьи 11 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статей 3, 4 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", пункта 1 постановления губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447, пунктов 3.3 - 3.21 Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, суды сделали правильный вывод о том, что распоряжение земельными участками в границах города Курска (в том числе предоставление их в собственность) отнесено к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти - Комитета по управлению имуществом Курской области.
Таким образом, полномочиями по совершению оспариваемых заявителями в настоящем деле действий по отказу в удовлетворении заявления о выкупе земельного участка наделено юридическое лицо - Комитет по управлению имуществом Курской области, в связи с чем председатель комитета, как должностное лицо, не совершал оспариваемых действий и, следовательно, не нарушал прав и законных интересов заявителей.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций обоснованно не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы заявителей, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 08.08.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А35-12871/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)