Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И.,
с участием:
- от заявителя - Екимова Е.А. доверенность от 30 марта 2007 г.;
- от заинтересованного лица - Жуковская Е.А. доверенность от 1 ноября 2006 г. N 12-14972;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 года по делу N А55-2403/2007 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению
ООО "Бюджет", город Самара
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области,
третье лицо: Агентство лесного хозяйства по Самарской области ФГУ "Самарский лесхоз", город Самара
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бюджет", г. Самара (далее - заявитель, Общество), с учетом уточнения заявленных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 10 января 2006 г. N 253, и об обязании Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, регистрационная служба) осуществить государственную регистрацию договора аренды от 10 января 2006 г. N 253 на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: квартал N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, общей площадью 2,20 га.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим на момент вынесения оспариваемого сообщения об отказе законодательством, в частности, Лесным кодексом РФ, арендуемый земельный участок можно отнести как к категории земель поселений, так и к категории земель лесного фонда, что следует из документов, представленных на государственную регистрацию, в соответствии со ст. ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ в договоре аренды указана категория земель: участок лесного фонда, и разрешенное использование: для культурно-оздоровительных целей.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с нормами нового Лесного кодекса РФ с 01 января 2007 г. участок лесного фонда, как объект недвижимости, прекратил свое существование, а в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" до истечения срока действия договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ, представленный на государственную регистрацию план земельного участка не может рассматриваться в качестве кадастрового плана, неправомерным является вывод суда о том, что передаваемый по договору аренды земельный участок одновременно может быть отнесен как к участкам лесного фонда, так и к земельным участкам категории земель поселений, государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда возможна только при наличии государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Сообщением от 17 ноября 2006 г. за N 01/230/2006-745 (т. 1 л.д. 11-13) ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало ООО "Бюджет" в регистрации договора аренды на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: квартал N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, общей площадью 2,20 га.
Основанием для отказа послужили следующие нарушения: государственная регистрация договоров аренды участка лесного фонда возможна только при наличии государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно сведениям Единого государственного реестра прав, государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано; на государственную регистрацию представлены в одном экземпляре планово-картографические материалы; не представлен план объекта недвижимого имущества: не представлена информация, к какой категории защитности относится данный участок лесного фонда; описание земельного участка не заверено в установленном законом порядке.
Вся территория квартала N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза была отнесена к категории городских лесов Решением Куйбышевского исполкома от 08 мая 1981 г. N 306 (т. 1 л.д. 105), принятого во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 января 1979 г. N 37 "О порядке отнесения лесов к противоэрозионным, особо ценным лесным массивам и другим категориям защитности".
В соответствии с материалами лесоустройства Самарского лесхоза, утвержденными в установленном законом порядке (проект организации и развития Самарского лесхоза, карта, схема, планшеты, таксационные описания), до настоящего времени леса г. Самары, в том числе земельный участок, арендуемый заявителем, фактически не исключены из состава лесного фонда в установленном законом порядке (ст. 63 ЛК РФ). Самарский лесхоз городские леса ни органам местного самоуправления, ни каким-либо другим органам не передавал.
Согласно ст. 34 Лесного кодекса РФ, действующего на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
Указанный земельный участок уже предоставлен в аренду заявителю на основании Приказа Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 02 ноября 2005 г. N 192 "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда". Конкурс был организован и проведен Агентством лесного хозяйства по Самарской области.
Согласно протоколу о результатах лесного конкурса от 27 декабря 2005 г. заявитель был признан победителем лесного конкурса, а Самарскому лесхозу предписано заключить договор аренды с победителем (т. 1 л.д. 25).
Указанные нормативные акты и документы в настоящее время являются действующими, никем не оспорены и не отменены.
Согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. Предоставленный ООО "Бюджет" участок лесного фонда находится в черте г. Самары, то есть относится к землям поселений.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, действовавшего на момент принятия регистрирующим органом обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом. До настоящего времени такой закон не принят, поэтому данный участок в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ является государственной собственностью.
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 131 Лесного кодекса РФ порядок по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях городских поселений, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 18 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" закреплены полномочия по утверждению такого порядка. Решением Самарской Губернской Думы от 17 марта 1998 г. N 30 утвержден Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Однако, законодательством такое разделение не установлено, поэтому указанный порядок не действует.
Таким образом, до принятия соответствующего Федерального закона городские леса в соответствии с действующим законодательством находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд, и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд, законодательно закреплено за органами государственной власти.
Финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства в городских лесах осуществляется лесхозами за счет федерального бюджета. Поэтому договор аренды участка лесного фонда заключен полномочным государственным органом.
В соответствии с абз. 2 ст. 22 Лесного кодекса РФ правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются Федеральным законом. Такой закон в настоящее время не принят.
Вместе с тем ст. 9 Кодекса закрепляет право применения положений Лесного кодекса Российской Федерации об участках лесного фонда и права применения их к участкам, не входящим в лесной фонд; в том числе к участкам лесов, не входящим в лесной фонд, применяются требования ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданского права, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Федеральными законами.
Согласно абз. 3 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду (ст. 607).
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не запрещают собственнику передавать в аренду земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах заключение договора аренды по конкурсу со сроком аренды на 49 лет не вступает в противоречие ни с Лесным кодексом, ни с положениями гражданского, ни с положениями земельного законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2005 г. по делу N А55-14455/04-1, от 30 ноября 2004 г. по делу N А55-2460/04-30, от 20 сентября 2005 г. по делу N А55-12417/04-1.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
ООО "Бюджет" не нарушены нормы законодательства, обязывающие его указывать в договоре аренды земельного участка категорию земель.
Как следует из договора аренды, в нем указаны категория земель - участок лесного фонда, а также разрешенное использование - для культурно-оздоровительных целей.
Судом первой инстанции установлен факт нахождения спорного участка в пределах установленной городской черты г. Самары.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, руководствуясь при этом нормами ст. 83 Земельного кодекса РФ, что участок относится к категории поселений, в связи с чем и возникает различие в указании категории земельного участка, на что указывает регистрирующий орган, в документах Самарского лесхоза и документах, выдаваемых органами местного самоуправления.
Арбитражный апелляционный суд считает, что материалами дела, в том числе, и планом земельного участка, подтверждается представление заявителем на государственную регистрацию прав всех необходимых документов, т.к. в них совпадают указание адреса арендуемого участка, площадь, что позволяло регистрирующему органу однозначно определить, что и в договоре аренды, и в других документах, речь идет об одном и том же участке.
Что касается довода апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции Лесного кодекса РФ, вступившего в законную силу с 01 января 2007 г., то апелляционный суд считает его несостоятельным, поскольку в регистрации договора аренды было отказано 17 ноября 2006 г., т.е. до вступления в силу Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
При этом суд считает необходимым отметить, что нормы Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 г. применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2007 г. Указанное правило следует из ст. 2 Федерального закона РФ от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а поэтому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 года по делу N А55-2403/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-2403/2007
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2007 г. по делу N А55-2403/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлютовой Р.И.,
с участием:
- от заявителя - Екимова Е.А. доверенность от 30 марта 2007 г.;
- от заинтересованного лица - Жуковская Е.А. доверенность от 1 ноября 2006 г. N 12-14972;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 года по делу N А55-2403/2007 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению
ООО "Бюджет", город Самара
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области,
третье лицо: Агентство лесного хозяйства по Самарской области ФГУ "Самарский лесхоз", город Самара
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бюджет", г. Самара (далее - заявитель, Общество), с учетом уточнения заявленных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 10 января 2006 г. N 253, и об обязании Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, регистрационная служба) осуществить государственную регистрацию договора аренды от 10 января 2006 г. N 253 на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: квартал N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, общей площадью 2,20 га.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим на момент вынесения оспариваемого сообщения об отказе законодательством, в частности, Лесным кодексом РФ, арендуемый земельный участок можно отнести как к категории земель поселений, так и к категории земель лесного фонда, что следует из документов, представленных на государственную регистрацию, в соответствии со ст. ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ в договоре аренды указана категория земель: участок лесного фонда, и разрешенное использование: для культурно-оздоровительных целей.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с нормами нового Лесного кодекса РФ с 01 января 2007 г. участок лесного фонда, как объект недвижимости, прекратил свое существование, а в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" до истечения срока действия договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ, представленный на государственную регистрацию план земельного участка не может рассматриваться в качестве кадастрового плана, неправомерным является вывод суда о том, что передаваемый по договору аренды земельный участок одновременно может быть отнесен как к участкам лесного фонда, так и к земельным участкам категории земель поселений, государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда возможна только при наличии государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Сообщением от 17 ноября 2006 г. за N 01/230/2006-745 (т. 1 л.д. 11-13) ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало ООО "Бюджет" в регистрации договора аренды на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: квартал N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, общей площадью 2,20 га.
Основанием для отказа послужили следующие нарушения: государственная регистрация договоров аренды участка лесного фонда возможна только при наличии государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно сведениям Единого государственного реестра прав, государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано; на государственную регистрацию представлены в одном экземпляре планово-картографические материалы; не представлен план объекта недвижимого имущества: не представлена информация, к какой категории защитности относится данный участок лесного фонда; описание земельного участка не заверено в установленном законом порядке.
Вся территория квартала N 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза была отнесена к категории городских лесов Решением Куйбышевского исполкома от 08 мая 1981 г. N 306 (т. 1 л.д. 105), принятого во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 января 1979 г. N 37 "О порядке отнесения лесов к противоэрозионным, особо ценным лесным массивам и другим категориям защитности".
В соответствии с материалами лесоустройства Самарского лесхоза, утвержденными в установленном законом порядке (проект организации и развития Самарского лесхоза, карта, схема, планшеты, таксационные описания), до настоящего времени леса г. Самары, в том числе земельный участок, арендуемый заявителем, фактически не исключены из состава лесного фонда в установленном законом порядке (ст. 63 ЛК РФ). Самарский лесхоз городские леса ни органам местного самоуправления, ни каким-либо другим органам не передавал.
Согласно ст. 34 Лесного кодекса РФ, действующего на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
Указанный земельный участок уже предоставлен в аренду заявителю на основании Приказа Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 02 ноября 2005 г. N 192 "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда". Конкурс был организован и проведен Агентством лесного хозяйства по Самарской области.
Согласно протоколу о результатах лесного конкурса от 27 декабря 2005 г. заявитель был признан победителем лесного конкурса, а Самарскому лесхозу предписано заключить договор аренды с победителем (т. 1 л.д. 25).
Указанные нормативные акты и документы в настоящее время являются действующими, никем не оспорены и не отменены.
Согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. Предоставленный ООО "Бюджет" участок лесного фонда находится в черте г. Самары, то есть относится к землям поселений.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, действовавшего на момент принятия регистрирующим органом обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды, лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом. До настоящего времени такой закон не принят, поэтому данный участок в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ является государственной собственностью.
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 131 Лесного кодекса РФ порядок по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях городских поселений, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 18 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" закреплены полномочия по утверждению такого порядка. Решением Самарской Губернской Думы от 17 марта 1998 г. N 30 утвержден Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Однако, законодательством такое разделение не установлено, поэтому указанный порядок не действует.
Таким образом, до принятия соответствующего Федерального закона городские леса в соответствии с действующим законодательством находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд, и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд, законодательно закреплено за органами государственной власти.
Финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства в городских лесах осуществляется лесхозами за счет федерального бюджета. Поэтому договор аренды участка лесного фонда заключен полномочным государственным органом.
В соответствии с абз. 2 ст. 22 Лесного кодекса РФ правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются Федеральным законом. Такой закон в настоящее время не принят.
Вместе с тем ст. 9 Кодекса закрепляет право применения положений Лесного кодекса Российской Федерации об участках лесного фонда и права применения их к участкам, не входящим в лесной фонд; в том числе к участкам лесов, не входящим в лесной фонд, применяются требования ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданского права, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Федеральными законами.
Согласно абз. 3 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду (ст. 607).
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не запрещают собственнику передавать в аренду земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах заключение договора аренды по конкурсу со сроком аренды на 49 лет не вступает в противоречие ни с Лесным кодексом, ни с положениями гражданского, ни с положениями земельного законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2005 г. по делу N А55-14455/04-1, от 30 ноября 2004 г. по делу N А55-2460/04-30, от 20 сентября 2005 г. по делу N А55-12417/04-1.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
ООО "Бюджет" не нарушены нормы законодательства, обязывающие его указывать в договоре аренды земельного участка категорию земель.
Как следует из договора аренды, в нем указаны категория земель - участок лесного фонда, а также разрешенное использование - для культурно-оздоровительных целей.
Судом первой инстанции установлен факт нахождения спорного участка в пределах установленной городской черты г. Самары.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, руководствуясь при этом нормами ст. 83 Земельного кодекса РФ, что участок относится к категории поселений, в связи с чем и возникает различие в указании категории земельного участка, на что указывает регистрирующий орган, в документах Самарского лесхоза и документах, выдаваемых органами местного самоуправления.
Арбитражный апелляционный суд считает, что материалами дела, в том числе, и планом земельного участка, подтверждается представление заявителем на государственную регистрацию прав всех необходимых документов, т.к. в них совпадают указание адреса арендуемого участка, площадь, что позволяло регистрирующему органу однозначно определить, что и в договоре аренды, и в других документах, речь идет об одном и том же участке.
Что касается довода апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции Лесного кодекса РФ, вступившего в законную силу с 01 января 2007 г., то апелляционный суд считает его несостоятельным, поскольку в регистрации договора аренды было отказано 17 ноября 2006 г., т.е. до вступления в силу Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
При этом суд считает необходимым отметить, что нормы Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 г. применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2007 г. Указанное правило следует из ст. 2 Федерального закона РФ от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а поэтому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2007 года по делу N А55-2403/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)