Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Толстов С.В., доверенность от 18.06.2014,
от ответчика - Шипиловских Д.Б., доверенность от 17.11.2014,
от третьего лица - Мишуринских Я.А., доверенность от 31.12.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2015 года
по делу N А50-22511/2014
вынесенное судьей Трубиным Р.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (ОГРН 1025902401447, ИНН 5948021811)
к Администрации Пермского муниципального района,
третье лицо Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района,
о признании отказа незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (далее - заявитель, ООО СХО "Мостовское") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" в части предоставления в собственность ООО СХО "Мостовское" земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, закрепленного в протоколе комиссии по земельным отношениям Администрации Пермского муниципального района от 19.09.2014 N 7908, возложении на муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" обязанности вынести решение о предоставления земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585 расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства - в собственность ООО СХО "Мостовское", подготовить и направить в адрес ООО СХО "Мостовское" проект договора купли-продажи поименованного земельного участка (с учетом уточнения требований, принятого протокольным определением суда от 23.12.2014 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Протокольным определением суда от 23.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Пермского муниципального района.
По заявлению ООО СХО "Мостовское" определением суда от 29.01.2015 Администрация Пермского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве ответчика, муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" исключено из числа ответчиков и лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 25.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
Заявитель заявил ходатайство об отказе от требований в части возложения на муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" обязанности вынести решение о предоставления земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, в собственность ООО СХО "Мостовское", подготовки и направления в адрес ООО СХО "Мостовское" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Отказ от заявления в указанной части судом принят в судебном заседании 25.03.2015, производство по заявлению в данной части прекращено.
Решением суда от 31.03.2015 в удовлетворении заявления отказано.
ООО СХО "Мостовское" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Заявитель ссылается на то, что вопреки выводу суда первой инстанции обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган - Администрацию Пермского муниципального района. Постоянно действующая комиссия по земельным отношениям является уполномоченным органом Администрации района, решение комиссии об отказе в предоставлении в собственности земельного участка представляет собой ненормативный правовой акт органа местного самоуправления и может быть оспорено. Судом применен закон, не подлежащий применению, - п. 2 ст. 3.3. Федерального закона "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 01.03.2015. Указанная редакция закона применению не подлежит, поскольку заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка до 01.03.2015. Кроме того, причина отказа в предоставлении земельного участка, указанная Администрацией, не предусмотрена действующим законодательством.
В суде апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик и третье лицо просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 9871 га для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельством от 21.09.1992 N 101, земельнокадастровой книгой, постановлением Администрации Пермского района Пермской области от 02.11.1995 N 707, государственным актом на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ПМО-246-000-1081, экспликацией.
07.08.2014 заявитель обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 040 967 кв. м с кадастровым номером 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
19.09.2014 по результатам заседания комиссии по земельным отношениям при Администрации подготовлено заключение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрен раздел земельного участка, предоставленного заявителю на праве постоянного бессрочного пользования.
В письме от 23.09.2014 N 3272 муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" сообщило о невозможности удовлетворения просьбы заявителя по основаниям, указанным в решении комиссии.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка от 19.09.2014 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела (с учетом уточнения требований и частичного отказа от заявленных требований), заявитель фактически оспаривает решение комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района от 19.09.2014 N 7908.
Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 04.10.2012 N 2880 утверждено Положение "О постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района", согласно п. 1.1. которого и ст. 51.6 Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район" комиссия создана при Администрации с целью оперативного и многостороннего рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями на территории Пермского муниципального района.
В соответствии с п. 2.4. указанного Положения заключение комиссии оформляется протоколом, который является основанием для принятия главой Администрации соответствующего решения.
Учитывая изложенное, решение комиссии может быть оспорено по правилам главы 24 АПК РФ, при этом суд первой инстанции обосновано привлек в качестве ответчика Администрацию Пермского муниципального района, коллегиальным органом которой является комиссия.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество пропустило срок для переоформления права, однако то обстоятельство, что общество обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вопреки доводу ответчика, не является в рассматриваемом деле безусловным основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду или в собственность, так как заявитель реализовал возложенную на него законом обязанность.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент подачи заявки) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Довод ответчика о том, что переоформление прав заявителя на земельный участок кадастровым номером 59:32:3680012:585 повлечет раздел земельного участка, не предусмотренный ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонен.
Из межевого плана следует, что главой муниципального образования Пермского муниципального района Пермской области принято постановление от 30.08.2005 N 2185 о формировании, в том числе земельного участка площадью 105000 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3680012:585 поставлен на кадастровый учет 02.09.2005, в результате уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 59:32:3680012:585 площадь земельного участка уменьшилась до 104096 кв. м, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости.
Ответчиком не приведены основания, по которым предоставление заявителю в собственность существующего земельного участка с кадастровым номером 59:32:3680012:585, принадлежащего заявителю на праве постоянного бессрочного пользования, не соответствует установленным требованиям.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение (заключение комиссии) является незаконным.
Вместе с тем, как следует из Положения "О постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района", заключение комиссии не является решением об отказе в предоставлении земельного участка, а является лишь основанием для принятия такого решения.
Решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка не принято и такой отказ в данном деле не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается, что земельный участок находится на территории Двуреченского сельского поселения.
Таким образом, удовлетворение требования ООО СХО "Мостовское" на момент принятия судом решения и возложение на органы исполнительной власти муниципального района в порядке, предусмотренном ст. 201 АПК РФ, не привело бы к восстановлению прав и законных интересов заявителя, в связи с перераспределением в силу закона полномочий по распоряжению земельными участками и отсутствием полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, у органов местного самоуправления района.
Оснований для привлечения к участию в деле органов местного самоуправления поселения у суда первой инстанции не имелось, поскольку процедура рассмотрения заявления не завершена, решение об отказе в предоставлении земельного участка уполномоченным органом не принималось, такое решение либо бездействие уполномоченного органа в данном деле не оспаривалось.
Требования общества удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы отклонены, поскольку не влекут отмену решения суда и удовлетворение заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнесены на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года по делу N А50-22511/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2015 N 17АП-6059/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-22511/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. N 17АП-6059/2015-ГК
Дело N А50-22511/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Толстов С.В., доверенность от 18.06.2014,
от ответчика - Шипиловских Д.Б., доверенность от 17.11.2014,
от третьего лица - Мишуринских Я.А., доверенность от 31.12.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2015 года
по делу N А50-22511/2014
вынесенное судьей Трубиным Р.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (ОГРН 1025902401447, ИНН 5948021811)
к Администрации Пермского муниципального района,
третье лицо Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района,
о признании отказа незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (далее - заявитель, ООО СХО "Мостовское") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" в части предоставления в собственность ООО СХО "Мостовское" земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, закрепленного в протоколе комиссии по земельным отношениям Администрации Пермского муниципального района от 19.09.2014 N 7908, возложении на муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" обязанности вынести решение о предоставления земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585 расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства - в собственность ООО СХО "Мостовское", подготовить и направить в адрес ООО СХО "Мостовское" проект договора купли-продажи поименованного земельного участка (с учетом уточнения требований, принятого протокольным определением суда от 23.12.2014 в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Протокольным определением суда от 23.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Пермского муниципального района.
По заявлению ООО СХО "Мостовское" определением суда от 29.01.2015 Администрация Пермского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве ответчика, муниципальное казенное учреждение "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" исключено из числа ответчиков и лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 25.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
Заявитель заявил ходатайство об отказе от требований в части возложения на муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" обязанности вынести решение о предоставления земельного участка с кадастровым номером: 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, в собственность ООО СХО "Мостовское", подготовки и направления в адрес ООО СХО "Мостовское" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Отказ от заявления в указанной части судом принят в судебном заседании 25.03.2015, производство по заявлению в данной части прекращено.
Решением суда от 31.03.2015 в удовлетворении заявления отказано.
ООО СХО "Мостовское" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Заявитель ссылается на то, что вопреки выводу суда первой инстанции обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган - Администрацию Пермского муниципального района. Постоянно действующая комиссия по земельным отношениям является уполномоченным органом Администрации района, решение комиссии об отказе в предоставлении в собственности земельного участка представляет собой ненормативный правовой акт органа местного самоуправления и может быть оспорено. Судом применен закон, не подлежащий применению, - п. 2 ст. 3.3. Федерального закона "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 01.03.2015. Указанная редакция закона применению не подлежит, поскольку заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка до 01.03.2015. Кроме того, причина отказа в предоставлении земельного участка, указанная Администрацией, не предусмотрена действующим законодательством.
В суде апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик и третье лицо просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 9871 га для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельством от 21.09.1992 N 101, земельнокадастровой книгой, постановлением Администрации Пермского района Пермской области от 02.11.1995 N 707, государственным актом на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ПМО-246-000-1081, экспликацией.
07.08.2014 заявитель обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 040 967 кв. м с кадастровым номером 59:32:3680012:585, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
19.09.2014 по результатам заседания комиссии по земельным отношениям при Администрации подготовлено заключение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрен раздел земельного участка, предоставленного заявителю на праве постоянного бессрочного пользования.
В письме от 23.09.2014 N 3272 муниципальное казенное учреждение "Управление Земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" сообщило о невозможности удовлетворения просьбы заявителя по основаниям, указанным в решении комиссии.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка от 19.09.2014 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела (с учетом уточнения требований и частичного отказа от заявленных требований), заявитель фактически оспаривает решение комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района от 19.09.2014 N 7908.
Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 04.10.2012 N 2880 утверждено Положение "О постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района", согласно п. 1.1. которого и ст. 51.6 Устава муниципального образования "Пермский муниципальный район" комиссия создана при Администрации с целью оперативного и многостороннего рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями на территории Пермского муниципального района.
В соответствии с п. 2.4. указанного Положения заключение комиссии оформляется протоколом, который является основанием для принятия главой Администрации соответствующего решения.
Учитывая изложенное, решение комиссии может быть оспорено по правилам главы 24 АПК РФ, при этом суд первой инстанции обосновано привлек в качестве ответчика Администрацию Пермского муниципального района, коллегиальным органом которой является комиссия.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество пропустило срок для переоформления права, однако то обстоятельство, что общество обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вопреки доводу ответчика, не является в рассматриваемом деле безусловным основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду или в собственность, так как заявитель реализовал возложенную на него законом обязанность.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент подачи заявки) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Довод ответчика о том, что переоформление прав заявителя на земельный участок кадастровым номером 59:32:3680012:585 повлечет раздел земельного участка, не предусмотренный ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонен.
Из межевого плана следует, что главой муниципального образования Пермского муниципального района Пермской области принято постановление от 30.08.2005 N 2185 о формировании, в том числе земельного участка площадью 105000 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3680012:585 поставлен на кадастровый учет 02.09.2005, в результате уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 59:32:3680012:585 площадь земельного участка уменьшилась до 104096 кв. м, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости.
Ответчиком не приведены основания, по которым предоставление заявителю в собственность существующего земельного участка с кадастровым номером 59:32:3680012:585, принадлежащего заявителю на праве постоянного бессрочного пользования, не соответствует установленным требованиям.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение (заключение комиссии) является незаконным.
Вместе с тем, как следует из Положения "О постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при Администрации Пермского муниципального района", заключение комиссии не является решением об отказе в предоставлении земельного участка, а является лишь основанием для принятия такого решения.
Решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка не принято и такой отказ в данном деле не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается, что земельный участок находится на территории Двуреченского сельского поселения.
Таким образом, удовлетворение требования ООО СХО "Мостовское" на момент принятия судом решения и возложение на органы исполнительной власти муниципального района в порядке, предусмотренном ст. 201 АПК РФ, не привело бы к восстановлению прав и законных интересов заявителя, в связи с перераспределением в силу закона полномочий по распоряжению земельными участками и отсутствием полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, у органов местного самоуправления района.
Оснований для привлечения к участию в деле органов местного самоуправления поселения у суда первой инстанции не имелось, поскольку процедура рассмотрения заявления не завершена, решение об отказе в предоставлении земельного участка уполномоченным органом не принималось, такое решение либо бездействие уполномоченного органа в данном деле не оспаривалось.
Требования общества удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы отклонены, поскольку не влекут отмену решения суда и удовлетворение заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнесены на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года по делу N А50-22511/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)