Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Билокурой, рассмотрев в судебном заседании дело N А60-40541/2013 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы", ИНН 6658427628, ОГРН 1136658005307 (далее - истец)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588
третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга.
о признании отказа МУГИСО от 23.07.2013 г. в предоставлении земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0309032 незаконным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: С.Р. Нигамотьянова - представитель по доверенности от 29.09.2013 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен.
от третьего лица: Турыгина Н.В. - представитель по доверенности N 464/05/50.2-036 от 24.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным отказа МУГИСО в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2" площадью 24000 кв. м под садоводство и об обязании МУГИСО устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка.
В связи с тем, что заявитель просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, суд счел необходимым на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрацию г. Екатеринбурга.
Заинтересованное лицо не явилось, представило отзыв, в котором считает отказ Министерства по указанным в отзыве основаниям законным и обоснованным.
Администрация г. Екатеринбурга также представила отзыв, в котором поддержало доводы МУГИСО.
В настоящем судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, дополнительно указав, что восстановление его прав возможно при соблюдении процедуры предоставления земельного участка.
Администрация г. Екатеринбурга представила дополнение к отзыву, где также настаивает на ранее заявленных доводах, а также ссылается на
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
Заявитель ссылается на то, что 23 мая 2013 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы", созданное на основе добровольного объединения граждан, обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту Министерство) с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2" площадью 24 000 кв. м под садоводство.
04.06.2013 года заинтересованным лицом дан ответ, что в заявлении не указан вид испрашиваемого права.
27.06.2013 года СНТ "Чистые росы" вновь было подано заявление с указанием на предоставление земельного участка в собственность.
23.07.2013 года МУГИСО дало ответ N 170182/1388нз на обращение СНТ "Чистые росы", в котором указало на невозможность предоставления земельного участка под садоводство ввиду отсутствия доказательств формировании состава членов СНТ по ведомственной принадлежности, а также факта утверждения персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга.
Считая, что вышеназванный отказ является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором считает заявление не подлежащим удовлетворению, просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку, во-первых, в документах, приложенных к заявлению, сведений о том, что СНТ "Чистые росы" сформировано в соответствии с ведомственной принадлежностью отсутствовали, подтверждение факта утверждение персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга представлено не было. Во-вторых, из приведенных заявителем норм п. 1 ст. 28, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ не следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить земельный участок в собственность бесплатно вновь созданному садовому товариществу. В-третьих, ссылка заявителя на положения п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ, неправомерна, так как названные нормы регламентируют порядок реализации права членами объединения при наличии каких-либо прав на земельные участки, в то время, как ни товариществу "Чистые росы", ни его членам земельные участки не предоставлялись.
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, основания для предоставления СНТ "Чистые росы" спорного земельного участка в соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ отсутствуют.
Администрация г. Екатеринбурга также представила отзыв, в котором поддержало доводы МУГИСО, а также сослалась на следующее.
По мнению третьего лица, в соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ заявления на получение садового земельного участка могут быть поданы только гражданами. Третье лицо считает, что пункт 5 статьи 14 нельзя рассматривать в отрыве от статьи 13 указанного Закона. Институт обеспечения граждан садовыми земельными участками регулируется статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ в совокупности. Учитывая, что земельные участки в соответствии с действующим законодательством предоставляются в собственность гражданам, а не СНТ как юридическому лицу, предоставление земельного участка без волеизъявления гражданина (его личного заявления) невозможно.
Далее третье лицо указывает, что Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 10.03.2011 N 819 "Об утверждении списков граждан, поставленных в очередь на получение садовых, огородных и дачных земельных участков" (с изменениями и дополнениями), утвержден список из 365 граждан, поставленных в очередь на получение садовых земельных участков, из них 10 граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации внеочередное право на получение садовых земельных участков и 111 - имеющих преимущественное право на получение садовых земельных участков.
Поэтому, как указывает третье лицо, поскольку земельный участок испрашивается заявителем не в собственных целях, а в интересах граждан, соответственно, интересы граждан, объединенных в конкретное некоммерческое объединение, не могут ограничивать интересы других граждан, не объединенных в СНТ или объединенных в другое СНТ, на получение земельных участков для ведения садоводства.
Администрация г. Екатеринбурга также обратила внимание на то, что Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года" утверждена граница города Екатеринбурга, совпадающая с границей муниципального образования "город Екатеринбург", что соответственно влечет отнесение всех земельных участков, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", к землям населенных пунктов.
В то же время, как указывает третье лицо, по смыслу норм ст. 80, п. 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, главы III и п. 2 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ, выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства осуществляется из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населенного пункта.
В Администрации города Екатеринбурга сведения о фонде перераспределения отсутствуют.
Далее третье лицо обращает внимание на то, что изыскание земельных участков для ведения садового хозяйства осуществляется не в порядке статьи 34 ЗК РФ, а в соответствии со специальным Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а именно статьей 14, в которой говорится, что выбор земельного участка осуществляется из фонда перераспределения земель с учетом зонирования территорий.
Ни Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, ни Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, не предусмотрено развитие, расширение садоводства и дачного хозяйства в границах муниципального образования "город Екатеринбург", более того, в соответствии с указанными градостроительными документами предусмотрена трансформация территорий существующих садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан в территории индивидуальной жилой застройки.
В связи с указанным третье лицо также просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось в МУГИСО с заявлением о предоставлении земельных участков для ведения садоводства.
К заявлению были приложены выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о госрегистрации юридического лица, протокол N 1 общего собрания учредителей СНТ "Чистые росы", устав СНТ "Чистые росы", протоколы N 3 и N 4 общего собрания СНТ "Чистые росы", схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выкопировка из Правил землепользования и застройки.
Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п. 2 названной статьи).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В то же время Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель, но он не исключает применение общих правил предоставления земельных участков при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу, что имеется в рассматриваемом случае
Данное положение согласуется и с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", указывающим на то, что садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества являются некоммерческими организациями, созданными гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
В связи с этим отклоняются доводы заинтересованного лица и Администрации г. Екатеринбурга о том, что земельный участок для ведения садоводства не может быть предоставлен юридическому лицу, а также о том, что список членов СНТ подлежит обязательному утверждению органом местного самоуправления.
С учетом изложенного отклоняется и довод Администрации г. Екатеринбурга относительно того, что выбор и предоставление земельного участка для целей ведения садоводства должны осуществляться исключительно из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населенного пункта является необоснованными, поскольку Федеральный закон N 66-ФЗ закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения садоводства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован. В данном случае материалы дела не содержат сведений о фонде перераспределения земель, из которых согласно Федеральному закону N 66-ФЗ возможно предоставление участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
По изложенным выше обстоятельствам несостоятельным признается и довод Администрации г. Екатеринбурга о том, что ни Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, ни Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, не предусмотрено развитие, расширение садоводства и дачного хозяйства в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Представленные в материалы дела доказательства при оценке их в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение не содержит указания ни на одно основание, препятствующее рассмотрению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в соответствии с предусмотренной законом процедурой (ст. 34 ЗК РФ).
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, фактически заявление Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" МУГИСО по существу не рассмотрено.
В связи с этим оценить довод третьего лица о том, что заявитель не вправе претендовать на земельный участок указанной им площади, а также о возможном нарушении прав лиц, имеющих первоочередное либо преимущественное право на получение земельных участков, не представляется возможным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 г. N 170182/1388нз, в предоставлении Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства, является незаконным.
Что же касается требования об обязании МУГИСО направить в орган местного самоуправления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, то названное требование является преждевременным и удовлетворению не подлежит, поскольку обязанность исполнительного органа государственной власти по направлению обращения в орган местного самоуправления при рассмотрении заявления согласно порядку предусмотренной ст. 34 ЗК РФ процедуры прямо установлена п. 4 ст. 34 ЗК РФ.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная заявителем при предъявлении заявления в размере 2000 руб. 00 коп., подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 г. N 170182/1388нз, в предоставлении Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" путем принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" для ведения садоводства.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.02.2014 ПО ДЕЛУ N А60-40541/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N А60-40541/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Билокурой, рассмотрев в судебном заседании дело N А60-40541/2013 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы", ИНН 6658427628, ОГРН 1136658005307 (далее - истец)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588
третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга.
о признании отказа МУГИСО от 23.07.2013 г. в предоставлении земельного участка в кадастровом квартале 66:41:0309032 незаконным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: С.Р. Нигамотьянова - представитель по доверенности от 29.09.2013 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен.
от третьего лица: Турыгина Н.В. - представитель по доверенности N 464/05/50.2-036 от 24.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным отказа МУГИСО в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2" площадью 24000 кв. м под садоводство и об обязании МУГИСО устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка.
В связи с тем, что заявитель просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем направления обращения в орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, суд счел необходимым на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрацию г. Екатеринбурга.
Заинтересованное лицо не явилось, представило отзыв, в котором считает отказ Министерства по указанным в отзыве основаниям законным и обоснованным.
Администрация г. Екатеринбурга также представила отзыв, в котором поддержало доводы МУГИСО.
В настоящем судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, дополнительно указав, что восстановление его прав возможно при соблюдении процедуры предоставления земельного участка.
Администрация г. Екатеринбурга представила дополнение к отзыву, где также настаивает на ранее заявленных доводах, а также ссылается на
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
Заявитель ссылается на то, что 23 мая 2013 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы", созданное на основе добровольного объединения граждан, обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту Министерство) с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении СНТ "Чистые росы" земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, Чусовской тракт, 6 км в кадастровом квартале 66:41:0309032 рядом с СНТ "Березка-2" площадью 24 000 кв. м под садоводство.
04.06.2013 года заинтересованным лицом дан ответ, что в заявлении не указан вид испрашиваемого права.
27.06.2013 года СНТ "Чистые росы" вновь было подано заявление с указанием на предоставление земельного участка в собственность.
23.07.2013 года МУГИСО дало ответ N 170182/1388нз на обращение СНТ "Чистые росы", в котором указало на невозможность предоставления земельного участка под садоводство ввиду отсутствия доказательств формировании состава членов СНТ по ведомственной принадлежности, а также факта утверждения персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга.
Считая, что вышеназванный отказ является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором считает заявление не подлежащим удовлетворению, просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку, во-первых, в документах, приложенных к заявлению, сведений о том, что СНТ "Чистые росы" сформировано в соответствии с ведомственной принадлежностью отсутствовали, подтверждение факта утверждение персонального состава граждан - членов СНТ "Чистые росы" Администрацией города Екатеринбурга представлено не было. Во-вторых, из приведенных заявителем норм п. 1 ст. 28, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ не следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить земельный участок в собственность бесплатно вновь созданному садовому товариществу. В-третьих, ссылка заявителя на положения п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ, неправомерна, так как названные нормы регламентируют порядок реализации права членами объединения при наличии каких-либо прав на земельные участки, в то время, как ни товариществу "Чистые росы", ни его членам земельные участки не предоставлялись.
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, основания для предоставления СНТ "Чистые росы" спорного земельного участка в соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ отсутствуют.
Администрация г. Екатеринбурга также представила отзыв, в котором поддержало доводы МУГИСО, а также сослалась на следующее.
По мнению третьего лица, в соответствии со статьей 13 Закона N 66-ФЗ заявления на получение садового земельного участка могут быть поданы только гражданами. Третье лицо считает, что пункт 5 статьи 14 нельзя рассматривать в отрыве от статьи 13 указанного Закона. Институт обеспечения граждан садовыми земельными участками регулируется статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ в совокупности. Учитывая, что земельные участки в соответствии с действующим законодательством предоставляются в собственность гражданам, а не СНТ как юридическому лицу, предоставление земельного участка без волеизъявления гражданина (его личного заявления) невозможно.
Далее третье лицо указывает, что Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 10.03.2011 N 819 "Об утверждении списков граждан, поставленных в очередь на получение садовых, огородных и дачных земельных участков" (с изменениями и дополнениями), утвержден список из 365 граждан, поставленных в очередь на получение садовых земельных участков, из них 10 граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации внеочередное право на получение садовых земельных участков и 111 - имеющих преимущественное право на получение садовых земельных участков.
Поэтому, как указывает третье лицо, поскольку земельный участок испрашивается заявителем не в собственных целях, а в интересах граждан, соответственно, интересы граждан, объединенных в конкретное некоммерческое объединение, не могут ограничивать интересы других граждан, не объединенных в СНТ или объединенных в другое СНТ, на получение земельных участков для ведения садоводства.
Администрация г. Екатеринбурга также обратила внимание на то, что Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года" утверждена граница города Екатеринбурга, совпадающая с границей муниципального образования "город Екатеринбург", что соответственно влечет отнесение всех земельных участков, расположенных в границах муниципального образования "город Екатеринбург", к землям населенных пунктов.
В то же время, как указывает третье лицо, по смыслу норм ст. 80, п. 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, главы III и п. 2 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ, выбор и предоставление земельного участка для целей ведения дачного хозяйства осуществляется из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населенного пункта.
В Администрации города Екатеринбурга сведения о фонде перераспределения отсутствуют.
Далее третье лицо обращает внимание на то, что изыскание земельных участков для ведения садового хозяйства осуществляется не в порядке статьи 34 ЗК РФ, а в соответствии со специальным Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а именно статьей 14, в которой говорится, что выбор земельного участка осуществляется из фонда перераспределения земель с учетом зонирования территорий.
Ни Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, ни Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, не предусмотрено развитие, расширение садоводства и дачного хозяйства в границах муниципального образования "город Екатеринбург", более того, в соответствии с указанными градостроительными документами предусмотрена трансформация территорий существующих садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан в территории индивидуальной жилой застройки.
В связи с указанным третье лицо также просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" обратилось в МУГИСО с заявлением о предоставлении земельных участков для ведения садоводства.
К заявлению были приложены выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о госрегистрации юридического лица, протокол N 1 общего собрания учредителей СНТ "Чистые росы", устав СНТ "Чистые росы", протоколы N 3 и N 4 общего собрания СНТ "Чистые росы", схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выкопировка из Правил землепользования и застройки.
Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п. 2 названной статьи).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
В то же время Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель, но он не исключает применение общих правил предоставления земельных участков при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу, что имеется в рассматриваемом случае
Данное положение согласуется и с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", указывающим на то, что садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества являются некоммерческими организациями, созданными гражданами в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
В связи с этим отклоняются доводы заинтересованного лица и Администрации г. Екатеринбурга о том, что земельный участок для ведения садоводства не может быть предоставлен юридическому лицу, а также о том, что список членов СНТ подлежит обязательному утверждению органом местного самоуправления.
С учетом изложенного отклоняется и довод Администрации г. Екатеринбурга относительно того, что выбор и предоставление земельного участка для целей ведения садоводства должны осуществляться исключительно из формируемого органом местного самоуправления фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а не из земель населенного пункта является необоснованными, поскольку Федеральный закон N 66-ФЗ закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения садоводства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован. В данном случае материалы дела не содержат сведений о фонде перераспределения земель, из которых согласно Федеральному закону N 66-ФЗ возможно предоставление участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
По изложенным выше обстоятельствам несостоятельным признается и довод Администрации г. Екатеринбурга о том, что ни Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, ни Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, не предусмотрено развитие, расширение садоводства и дачного хозяйства в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Представленные в материалы дела доказательства при оценке их в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение не содержит указания ни на одно основание, препятствующее рассмотрению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в соответствии с предусмотренной законом процедурой (ст. 34 ЗК РФ).
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, фактически заявление Садоводческое некоммерческое товарищество "Чистые росы" МУГИСО по существу не рассмотрено.
В связи с этим оценить довод третьего лица о том, что заявитель не вправе претендовать на земельный участок указанной им площади, а также о возможном нарушении прав лиц, имеющих первоочередное либо преимущественное право на получение земельных участков, не представляется возможным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 г. N 170182/1388нз, в предоставлении Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства, является незаконным.
Что же касается требования об обязании МУГИСО направить в орган местного самоуправления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, то названное требование является преждевременным и удовлетворению не подлежит, поскольку обязанность исполнительного органа государственной власти по направлению обращения в орган местного самоуправления при рассмотрении заявления согласно порядку предусмотренной ст. 34 ЗК РФ процедуры прямо установлена п. 4 ст. 34 ЗК РФ.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная заявителем при предъявлении заявления в размере 2000 руб. 00 коп., подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенный в письме от 23.07.2013 г. N 170182/1388нз, в предоставлении Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" земельного участка для ведения садоводства.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" путем принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка Садоводческому некоммерческому товариществу "Чистые росы" для ведения садоводства.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества "Чистые росы" 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)