Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, г. Самара, и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-5631/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о взыскании долга по договору аренды земельного участка, пени за просрочку платежей,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент, ответчик) о взыскании 1 411 289,70 руб., из них 995 307,61 руб. основного долга по договору аренды земельного участка от 19.06.2007 N 15 за период с 28.12.2009 по 11.08.2010 и 415 982,09 руб. пени за просрочку платежа за период с 27.12.2009 по 11.08.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 исковые требования удовлетворены частично: с департамента в пользу министерства взыскано 1 297 719,25 руб., из них: 912 296,64 руб. основного долга и 385 422,61 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований министерства в полном объеме.
Министерство обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, изменить мотивировочную часть постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013. Полагает, что ссылка апелляционного суда на применение к данным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582) вместо постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" (далее - Постановление N 308) основана на неправильном толковании и применении норм материального права.
Департамент в своей кассационной жалобе не согласен с принятыми по делу судебными актами первой и апелляционной инстанций, просит их отменить, в удовлетворении требований министерства отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также неприменение судами законов, подлежащих применению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Судами установлено, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" с 01.07.2006 министерство наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
Как следует из материалов дела, 19.06.2007 на основании постановления Главы города Самары от 28.02.2001 N 199, постановления Главы города Самары от 08.09.2003 N 974, распоряжения Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2006 N 339-р, между министерством (арендодатель) и департаментом (арендатор) заключен договор N 15 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:06 07 010:0013 площадью 11 517,60 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Луначарского.
Земельный участок предоставлен для завершения поэтапного строительства второй очереди жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянки автомашин, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией.
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 договора арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (Приложение N 2), ежемесячно, в срок не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 4.3 договора определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком не выполнялись обязательства по своевременному внесению арендной платы, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 28.12.2009 по 11.08.2010 в сумме 995 307,61 руб., а также пени в соответствии с пунктом 7.3. договора за период с 27.12.2009 по 11.08.2010 в размере 415 982,09 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 (действующее с 04.08.2009).
Судами сделан обоснованный вывод о том, что положения Постановления от 16.07.2009 N 582 являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении от 16.07.2009 N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Как установлено судами, земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:06 07 010:0013, находящийся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Октябрьский район, улица Луначарского, предоставлен ответчику в аренду для завершения поэтапного строительства первой очереди - жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянки автомашин, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией без предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, по истечении второго года строительства, с учетом спорного периода с 20.06.2009 по 19.06.2010, размер арендной платы не может быть менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, по истечении третьего года строительства, с учетом спорного периода с 20.06.2010 по 11.08.2010, размер арендной платы не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, согласно которому среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области в отношении спорного земельного участка равно 5 095,01 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного в аренду ответчику, составляет 58 682 287,18 руб.
В связи с изложенным, размер ежемесячной арендной платы за использование спорного земельного участка в период с 20.06.2009 по 19.06.2010 составляет не менее 122 254,77 руб., в период с 20.06.2010 составляет не менее 244 509,53 руб. соответственно в общей сумме начисленная в спорный период с 28.12.2009 по 11.08.2010 арендная плата должна составлять сумму не менее 1 125 401,09 руб.
Истцом заявлена сумма 995 307,61 руб., поэтому требования истца о взыскании арендной платы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда о том, что исчисление истцом размера арендной платы в спорный период исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением N 308, является не правомерным.
В силу того, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора аренды земельного участка подтвержден материалами дела, а также учитывая то, что ответчик о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявлял, требование министерства о взыскании с департамента неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию департамента в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод департамента о неприменении судами исковой давности судебной коллегией отклоняется, так как в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, однако доказательств заявления ответчиком о пропуске истцом срока исковой давности материалы дела не содержат.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, фактически направлены на переоценку доказательств, исследованных арбитражным судом, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Выводы суда апелляционной инстанции по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ, основанием для отмены постановления апелляционного суда, в кассационных жалобах не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А55-5631/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-5631/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу N А55-5631/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области, г. Самара, и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-5631/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о взыскании долга по договору аренды земельного участка, пени за просрочку платежей,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент, ответчик) о взыскании 1 411 289,70 руб., из них 995 307,61 руб. основного долга по договору аренды земельного участка от 19.06.2007 N 15 за период с 28.12.2009 по 11.08.2010 и 415 982,09 руб. пени за просрочку платежа за период с 27.12.2009 по 11.08.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 исковые требования удовлетворены частично: с департамента в пользу министерства взыскано 1 297 719,25 руб., из них: 912 296,64 руб. основного долга и 385 422,61 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований министерства в полном объеме.
Министерство обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, изменить мотивировочную часть постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013. Полагает, что ссылка апелляционного суда на применение к данным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582) вместо постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" (далее - Постановление N 308) основана на неправильном толковании и применении норм материального права.
Департамент в своей кассационной жалобе не согласен с принятыми по делу судебными актами первой и апелляционной инстанций, просит их отменить, в удовлетворении требований министерства отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также неприменение судами законов, подлежащих применению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Судами установлено, что согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" с 01.07.2006 министерство наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
Как следует из материалов дела, 19.06.2007 на основании постановления Главы города Самары от 28.02.2001 N 199, постановления Главы города Самары от 08.09.2003 N 974, распоряжения Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2006 N 339-р, между министерством (арендодатель) и департаментом (арендатор) заключен договор N 15 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:06 07 010:0013 площадью 11 517,60 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Луначарского.
Земельный участок предоставлен для завершения поэтапного строительства второй очереди жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянки автомашин, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией.
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 договора арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (Приложение N 2), ежемесячно, в срок не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 4.3 договора определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком не выполнялись обязательства по своевременному внесению арендной платы, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 28.12.2009 по 11.08.2010 в сумме 995 307,61 руб., а также пени в соответствии с пунктом 7.3. договора за период с 27.12.2009 по 11.08.2010 в размере 415 982,09 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 (действующее с 04.08.2009).
Судами сделан обоснованный вывод о том, что положения Постановления от 16.07.2009 N 582 являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении от 16.07.2009 N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Как установлено судами, земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:06 07 010:0013, находящийся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Октябрьский район, улица Луначарского, предоставлен ответчику в аренду для завершения поэтапного строительства первой очереди - жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянки автомашин, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией без предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, по истечении второго года строительства, с учетом спорного периода с 20.06.2009 по 19.06.2010, размер арендной платы не может быть менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, по истечении третьего года строительства, с учетом спорного периода с 20.06.2010 по 11.08.2010, размер арендной платы не может быть менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, согласно которому среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области в отношении спорного земельного участка равно 5 095,01 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного в аренду ответчику, составляет 58 682 287,18 руб.
В связи с изложенным, размер ежемесячной арендной платы за использование спорного земельного участка в период с 20.06.2009 по 19.06.2010 составляет не менее 122 254,77 руб., в период с 20.06.2010 составляет не менее 244 509,53 руб. соответственно в общей сумме начисленная в спорный период с 28.12.2009 по 11.08.2010 арендная плата должна составлять сумму не менее 1 125 401,09 руб.
Истцом заявлена сумма 995 307,61 руб., поэтому требования истца о взыскании арендной платы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда о том, что исчисление истцом размера арендной платы в спорный период исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением N 308, является не правомерным.
В силу того, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора аренды земельного участка подтвержден материалами дела, а также учитывая то, что ответчик о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявлял, требование министерства о взыскании с департамента неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию департамента в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод департамента о неприменении судами исковой давности судебной коллегией отклоняется, так как в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, однако доказательств заявления ответчиком о пропуске истцом срока исковой давности материалы дела не содержат.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, фактически направлены на переоценку доказательств, исследованных арбитражным судом, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Выводы суда апелляционной инстанции по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ, основанием для отмены постановления апелляционного суда, в кассационных жалобах не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А55-5631/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)