Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А45-22361/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А45-22361/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плешивцевой Ю.В. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя без участия (извещен)
от ответчика Соломатина А.С. по доверенности от 30.12.2013
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБЛЭНД" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2014 года по делу N А45-22361/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБЛЭНД" (ИНН 5406748004, ОГРН 1135476089418), г. Новосибирск, к Мэрии города Новосибирска о признании незаконным постановления от 03.09.2013 N 8259,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СИБЛЭНД" (далее - заявитель, Общество, ООО "СИБЛЭНД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия, ответчик) от 03.09.2013 года N 8259 об отказе в размещении объекта - многофункционального здания магазина смешанных товаров с офисными помещениями и кафе по улице Петухова в Кировском районе.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2014 года заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СИБЛЭНД" обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим обстоятельствам:
- на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка, соответствующее решение органа местного самоуправления отсутствовало; применение п. 4.9 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 N 3671, неправомерно; права заявителя нарушены.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что решение, на обязательное наличие которого ссылается апеллянт, должно быть принято уже после соответствующего решения о формировании земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта, которое имелось на момент поступления заявки от Общества.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 4 ст. 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Мэрии, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.07.2013 г. ООО "СИБЛЭНД" обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о выборе земельного участка по улице Петухова в Кировском районе с предварительным согласованием места размещения объекта - многофункционального здания магазина смешанных товаров с офисными помещениями и кафе.
Заявление ООО "СИБЛЭНД" рассмотрено на заседании комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска 15.08.2013 г. (протокол N 365) (л.д. 30 - 33), принято решение об отказе в выборе земельного участка для строительства объекта "многофункциональное здание магазина смешанных товаров с офисными помещениями и кафе" по адресу: улица Петухова в Кировском районе по причине того, что в отношении испрашиваемой территории ранее - 18.04.2013 г. уже было принято решение о предоставлении с торгов.
Полагая, что отказ Мэрии является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "СИБЛЭНД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "СИБЛЭНД" обратилось с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства после того, как в отношении интересующего его земельного участка мэрией города Новосибирска принято решение о предоставлении этого участка с торгов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не только не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Анализ норм статей 30, 31 ЗК РФ свидетельствует о том, что уполномоченный орган имеет право отказать заинтересованному лицу в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и, соответственно, в принятии решении о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием объекта в случае, если испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на торгах (конкурсах, аукционах).
Постановлением Мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 г. N 3671 утвержден Порядок подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 г. N 3671 (далее - Порядок подготовки от 27.10.2010 г. N 3671), Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии (далее - ГУАиГ) в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Подпункт 4.2 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 предусматривает, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу подпункта 4.8 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта (-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Подпункт 4.9 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятие комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта.
В рассматриваем случае материалами дела подтверждено, что до момента обращения заявителя в Мэрию на заседании комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска 18.04.2013 г. (протокол N 357) принято решение по обращению Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования "станции технического обслуживания, шиномонтажные мастерские, автомойки" по адресу: улица Петухова в Кировском районе (при условии перезонирования в П-2).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "СИБЛЭНД" обратилось с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства после того, как в отношении интересующего его земельного участка мэрией города Новосибирска было принято решение о формировании спорного земельного участка для предоставления с проведением аукциона (л.д. 28), следовательно, отказ мэрии в предварительном согласовании земельного участка является правомерным, соответствующим анализу норм статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, п. 4.9 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправомерное применение данного Порядка не может быть принята судом апелляционной инстанции. Порядок подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными законами и правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, Постановлением мэрии города Новосибирска от 04.02.2013 г. N 907 "О комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска", Постановлением мэра города Новосибирска от 20.10.2008 г. N 689 "Об утверждении Положения и внесении изменений в состав комиссии по организации и проведению торгов в сфере земельных отношений" и регламентирует процедуру подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, за исключением предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Судом апелляционной инстанции признается необоснованной ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка решения, препятствующего выбору Обществом испрашиваемого земельного участка, как противоречащая положениям ст. 30, 31 ЗК РФ и п. 4.9 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671, устанавливающего в качестве оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятие комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта, каким в данном случае является протокольное решение от 18.04.2013 года.
При этом, сам по себе факт того, что в справке-обосновании указана дата входящего заявления 19.04.2013 при том, что заседание комиссии состоялось именно 18.04.2013 года и результаты рассмотрения заявления отражены в протоколе комиссии, оригиналы данных документов обозревались судом первой инстанции в судебном заседании, реальность проведения данной комиссии не поставлена под сомнение, в указанной части доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания оспариваемого отказа незаконным.
Ссылка апеллянта на отсутствие действий по кадастровому учету со стороны Мэрии необоснованно; с учетом положений п. 4 ст. 30 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает в себя несколько этапов: работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (при наличии одной заявки). В рассматриваемом случае на момент обращения общества с соответствующим заявлением имелось решение о формировании участка (что уже является основанием, препятствующим в выборе Обществом испрашиваемого земельного участка), в дальнейшем начали производиться работы, связанные с перезонированием, далее, как пояснил представитель Мэрии, должны производиться процедуры по кадастровому учету и иные действия для проведения соответствующих торгов. В связи с чем апеллянт не обосновал необходимость кадастрового учета именно на момент его обращения в мэрию.
При этом, в апелляционной жалобе Общество ссылается на незаконность предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов, однако данный вопрос выходит за рамки настоящего спора.
Более того, суд первой инстанции с учетом доводов заявителя о том, что вид разрешенного использования "станции технического обслуживания автомобилей, шиномонтажные мастерские, автомойки" является условно разрешенным видом использования этого земельного участка, правомерно указал на то, что это не свидетельствует о незаконности решения мэрии города Новосибирска, так как комиссией решение о выставлении земельного участка на торги было принято с условием перезонирования в зону П-2, что на момент рассмотрения настоящего дела уже выполнено мэрией города Новосибирска (решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.02.2014 N 1047).
Более того, данный факт - осуществление перезонирования спорного земельного участка (станции технического обслуживания автомобилей, шиномонтажные мастерские, автомойки), учитывается судом при решении вопроса исполнимости заявленных требований общества об обязании Мэрии принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта с иным назначением - здание магазина с офисными помещениями и кафе.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2014 года по делу N А45-22361/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)