Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28252/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. по делу N А65-28252/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Павлова С.В., доверенность от 28.08.2014,
ответчика - Подва Я.Т., доверенность от 28.04.2014,
третьего лица - Губаевой Э.М., доверенность от 04.08.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губаевой Эльмиры Маратовны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-28252/2013
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, третьи лица: Курамшин Эдуард Римович, г. Казань, Ибатуллин Миннулла Надирович, г. Казань, Губаева Эльмира Маратовна, г. Казань, о понуждении совершить действия по возврату земельных участков,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заявитель, антимонопольный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заинтересованное лицо, Палата имущественных отношений) о понуждении совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4Ж в муниципальную собственность.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Курамшина Э.Р., Ибатуллина М.Н., Губаеву Э.М.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, заявленные требования удовлетворены. На Палату имущественных отношений возложена обязанность совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4Ж в муниципальную собственность в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Губаева Э.М., не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком) Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:126 был предоставлен Ибатуллину М.Н. в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных отношений и Ибатуллиным М.Н. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
Также постановлением руководителя исполкома Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:132 был предоставлен Губаевой Э.М. в аренду на три года для индивидуального жилищного строительства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных отношений и Губаевой Э.М. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а так же разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как правильно отмечено судами, действующее законодательство, в частности Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не предусматривают каких-либо дополнительных льготных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
То есть, как правильно отмечено судебными инстанциями, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Ибатуллин М.Н. зарегистрирован по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63, кв. <...>, Губаева Э.М. зарегистрирована по адресу: г. Казань, пр. Ибрагимова, д. 28а, кв. <...>, и согласно действующему законодательству вправе были претендовать на земельный участок по месту своего проживания. Вместе с тем, Ибатуллин М.Н. и Губаева Э.М. требовали землю в д. Макаровка Лаишевского района Республики Татарстан, что в свою очередь противоречит закону.
Право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть реализовано только в случае постоянного проживания в определенном населенном пункте. Кроме того, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства без проведения торгов является нарушением норм Земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Согласно пункту 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Исходя из требований пункта 1 статьи 37 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а так же санитарных и строительных требований, норм и правил.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (часть 3 статьи 2 Закона).
Аналогичные положения содержатся и в статье 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Волжско-Камский государственный природный заповедник образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.04.1960 N 510.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19.04.2002 принято постановление N 217 "Об утверждении Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника".
Указанным постановлением утверждено Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника.
Раздел III Положения регулирует вопросы определения территории и установления границы охранной зоны.
В пункте 6 раздела III Положения определена территория и границы охранной зоны Саралинского участка Волжско-Камского государственного заповедника (Лаишевский район) согласно которой в охранную зону включены населенные пункты - Атабаево, Татарские Саралы, Ташкирмень, Макаровка, т.е. статус этих населенных пунктов четко определен в Положении, что подтверждается прилагаемой схемой границ заповедника и охранной зоны Саралинского участка, и по мнению Комиссии в полной мере исключает неопределенность в применении указанных положений в части установления их четких границ.
Кроме того, в материалах дела имеется письменный отказ Палаты имущественных отношений в предоставлении земельного участка в д. Макаровка гражданину Панкратьеву С.Н. (инвалиду I группы), проживающему по адресу Лаишевский район, с. Ташкирмень, ул. Мира д. 4, именно на основании пунктов Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, то есть органы местного самоуправления были осведомлены о невозможности выделения в указанном населенном пункте земельных участков.
Согласно абзацу 11 пункта 7 Положения на территории охранной зоны Волжско-Камского государственного природного заповедника запрещается изъятие и предоставление земельных участков для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности (строительство объектов производственного назначения, жилищного, дачного, гаражного и пр.), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также под размещение объектов рекреационного назначения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается Законом (статья 129), в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Наряду с иными ограничениями прав на землю являются: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 95 ЗК РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Утверждая Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, Кабинет Министров Республики Татарстан установил, что хозяйственные работы в охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника производятся землепользователями только по согласованию с администрацией Волжско-Камского государственного природного заповедника и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (пункт 8 Положения). Согласно объяснениям ФГБУ "Волжско-Камский государственный заповедник", никакого согласования с ними по поводу выделения земельных участков в населенном пункте Макаровка не проводилось.
Кроме того, было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 и 16:24:120101:126, расположенные по адресу: ул. Советская д. Макаровка Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, были предоставлены в аренду согласно заявлениям граждан Губаевой Э.М. (инвалида I группы), проживающей по адресу г. Казань, пр. Ибрагимова д. 28а, кв. <...> и Ибатуллина М.Н. (инвалида II группы) проживающему по адресу г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63 кв. <...>, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" а также на основании статей 30, 30.1 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10.
Таким образом, действия исполкома и Палаты имущественных отношений являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части передачи земельных участков с нарушением порядка, установленного действующего законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и выдала предписание N 06-23/2013-2 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предписанием от 13.08.2014 по делу N 06-23/2013-2 Комиссия антимонопольного органа предписала Палате имущественных отношений в течение 30 дней со дня получения предписания принять соответствующие меры по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4Ж в муниципальную собственность.
О выполнении предписания N 06-23/2013-2 необходимо было сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Указанное предписание было доставлено в Палату имущественных отношений 19.08.2013, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.
При этом, как установлено судами и подтверждается материалами дела, документы и материалы, подтверждающие надлежащее исполнение Палатой имущественных отношений предписания N 06-23/2013-2 в антимонопольный орган не представлены.
В соответствии со статьей 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а так же государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 01.11.2013 N А06-1030/2013 за неисполнение вышеуказанного предписания председатель Палаты имущественных отношений Рыбаков Сергей Андреевич был привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 8000 (восемь тысяч) руб.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий имеет права обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вышеуказанное право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Как правильно отмечено судами, в рассматриваемом случае иск предъявлен с целью совершения действий направленных на возврат земельных участков в муниципальную собственность, в том числе путем подачи в суд соответствующих исков. При этом суд обращает внимание сторон на возможность внесудебного урегулирования спора с третьими лицами путем переговоров.
Немотивированное неисполнение вступившего в законную силу предписания, вынесенного антимонопольным органом, нарушает закон, и не соответствует интересам общества, так как нарушает принципы всеобщности и обязательности правовых норм.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Доводы о нарушении оспариваемыми судебными актами прав третьих лиц, которым проданы указанные земельные участки, правомерно не приняты судом апелляционной инстанции. В обоснование данного довода представителем заинтересованного лица каких-либо доказательств не представлено, в суде первой инстанции данный довод им не заявлен, доказательств указанного им факта не представлено, в материалах дела так же отсутствуют доказательства, свидетельствующие о данном факте и о третьих лицах, чьи права, по мнению заинтересованного лица, нарушены.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, оценивались апелляционным судом и получили надлежащую правовую оценку, то у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных судебными инстанциями.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А65-28252/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)