Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 04АП-6470/2014 ПО ДЕЛУ N А19-10619/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А19-10619/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Шелехова и Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2014 года по делу N А19-10619/2014 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр" (ОГРН 1023802255993, ИНН 3821004811, адрес: 666033, Иркутская область, г. Шелехов, ул. Кочубея, 56) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1), Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а), третьи лица: Администрация г. Шелехова (адрес: 66034. Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, 15), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д. 6), об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от администрации г. Шелехова: не явился, извещен;
- от остальных третьих лиц: не явился, извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр" (ОГРН 1023802255993, ИНН 3821004811, адрес: 666033, Иркутская область, г. Шелехов, ул. Кочубея, 56, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, далее - кадастровая палата), Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0028 равной рыночной в размере 7678000 руб., обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее также третьи лица), были привлечены: Администрация г. Шелехова (адрес: 66034. Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, 15, далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д. 6, далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0028, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых производственных зданий, общей площадью 65567 кв. м, расположенного в Иркутской области, город Шелехов, ул. Кочубея, 56-а, определенную на 01.01.2012г, равной его рыночной стоимости в размере 7 678 000 руб. Суд первой инстанции обязал кадастровую палату произвести соответствующие изменения в государственном кадастре.
В обосновании с учетом результатов оценочной экспертизы суд первой инстанции указал, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2014 года по делу N А19-10619/2014 полностью. Полагает, что заключение эксперта недостоверным, а отклонение рыночной стоимости земельного участка, определенной в судебной экспертизе (7 678 000 рублей), более чем в 12 раз от кадастровой стоимости (92 365 872, 08 рублей), по мнению администрации, само по себе является доказательством несоответствия заключения эксперта, а судом не было предпринято никаких мер по установлению причин такого значительного расхождения между рыночной и кадастровой стоимостями одного и того же земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, правительство также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2014 года по делу N А19-10619/2014 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований ООО "Коммерческий центр" отказать в полном объеме.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.12.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание поступил отказ от апелляционный жалобы от правительства, мотивированный отсутствием заинтересованности.
В соответствии с ч. 1 ст. 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Апелляционный суд с учетом определения суда первой инстанции от 29.12.2014 г. по настоящему делу полагает, что отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, поэтому может быть принят судом.
Соответственно, производство по апелляционной жалобе правительства подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 38-АБ N 0110997 от 18.02.2004 г., истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:27:000129:0028, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых производственных зданий, общей площадью 65567 кв. м, расположенный в Иркутской области, город Шелехов, ул. Кочубея, 56-а (т. 1 л.д. 15).
В кадастровом паспорте земельного участка от 18.06.2014 г. N 3800/601/14-289304 указана кадастровая стоимость земельного участка: 184 731 744 руб. 15 коп. (т. 1 л.д. 24-54).
Данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Посчитав кадастровую стоимость арендуемого земельного участка завышенной и не соответствующей рыночной, истец обратился с иском в Арбитражный суд Иркутской области с требованием установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратились в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в кадастровом паспорте земельного участка от 18.06.2014 г. N 3800/601/14-289304 указана кадастровая стоимость земельного участка: 184 731 744 руб. 15 коп.
По делу была проведена оценочная экспертиза, заключением эксперта установлена рыночная стоимость земельного участка в размере 7678000 руб.
Оценивая указанные обстоятельства и рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
При рассмотрении данного дела установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0028, следовательно, имеются основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Принимая во внимание, что истец как собственник земельного участка является плательщиком земельного налога (ст. 388 Налогового кодекса РФ), а размер земельного налога определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, права истца как налогоплательщика нарушены значительным превышением кадастровой стоимости над рыночной и подлежат защите посредством рассматриваемого иска.
Учитывая содержание и наименование ст. 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ ("рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости"), суд первой инстанции правильно посчитал, что после введения в действие Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ вне зависимости от основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости законодатель расценивает как требование в рамках спора о результатах определения кадастровой стоимости. При таких обстоятельствах, поскольку установлена рыночная стоимость спорных земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" результаты определения кадастровой стоимости в отношении данных участков подлежат пересмотру.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заключением оценочной экспертизы, проведенной по делу, рыночная стоимость земельных участков определена на 01.01.2012, так же как и кадастровая стоимость спорных земельных участков, согласно п. 1 Постановления от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
С учетом того, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области (в настоящее время - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области).
Поскольку ведение государственного кадастра недвижимости в Иркутской области осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области, суд первой инстанции правильно посчитал, что требования к нему изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на рыночную подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о недостоверности заключения эксперта отклоняются апелляционным судом, поскольку наличие отдельных технических ошибок не ставит под сомнение выводы эксперта в целом; приводимые в заключении эксперта сведения по жилой недвижимости, участкам под ИЖС и т.п. сведения, указаны в связи с тем, что рынок по рассматриваемому земельному участку плохо развит, соответственно, эксперт собрал имеющиеся сведения для более полного анализа имеющейся ситуации с рынком земельных участков коммерческого назначения; эксперт воспользовался ценами земельных участков, определенных по решениям Арбитражного суда Иркутской области. Данные судебные акты вступили в законную силу, то есть пересмотру при рассмотрении иных дел не подлежат.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что не имеется оснований для сомнений в выводах эксперта, как и в необходимости назначения повторной оценочной экспертизы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Производство по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области прекратить.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2014 года по делу N А19-10619/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)