Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Исламова Э.Р. (доверенность от 30.12.2014)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-7846/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУМН" (ОГРН 1041612000495; ИНН 1647010135), г. Москва, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлением о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВУМН" (далее - ООО "ВУМН", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, изложенного в письме Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) от 12.10.2013 N 15-7362 и о понуждении Министерства выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить в части понуждения Министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "ВУМН", явившийся в судебное заседание, с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ВУМН" обратилось в Министерство с заявлением от 28.08.2013 о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка.
Общество, не получив от Министерства ответа, обратилось в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру, которая письмом от 10.02.2014 N 8-7Ж-2014 разъяснила, что Министерством было принято решение от 12.10.2013 N 15-7362 о невозможности рассмотрения вопроса о выполнении работ по геологическому изучению недр, которое не было направлено в адрес заявителя.
ООО "ВУМН" 14.03.2014 было получено письмо Министерства от 12.10.2013 N 15-7362 об отказе в рассмотрении заявления общества ввиду непредставления заявителем лицензий на право пользования недрами и приложений к ним, заверенных надлежащим образом, разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в Министерство были представлены все документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 (далее - Порядок), учитывая, что Министерством были нарушены сроки рассмотрения заявления общества, предусмотренные пунктом 5 Порядка, статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что требования общества обоснованы и подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка пользователь недр (далее - Заявитель) подает в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, письменное заявление, к которому прикладывается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Разрешение на осуществление работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков, согласно пункту 5 Порядка, рассматривается в течение 30 дней и принимается решение о выдаче разрешения на проведение указанных работ.
В материалах дела заявителем представлены лицензии на право пользования недрами серии ТАТ N 12523 (НР), серии ТАТ N 12524 (НР) с приложениями к ним, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в ООО "ВУМН", сведения о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, то есть все документы, необходимые для получения разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, предусмотренные пунктом 4 Порядка, которые могли быть получены Министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, учитывая, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерством не были представлены доказательства невозможности выдачи разрешения на проведение работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка, суды правильно удовлетворили требования заявителя об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления действий по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Довод Министерства о том, что заявление общества не содержит требования о выдачи разрешения на выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда, несостоятелен.
Как правильно отмечено судами, заявление ООО "ВУМН" о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда соответствует требованиям пункта 4 Порядка. Иных требований, как к форме, так и содержанию указанного заявления, законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что требования общества обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 по делу N А65-7846/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2015 N Ф06-19049/2013 ПО ДЕЛУ N А65-7846/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. N Ф06-19049/2013
Дело N А65-7846/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Исламова Э.Р. (доверенность от 30.12.2014)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-7846/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУМН" (ОГРН 1041612000495; ИНН 1647010135), г. Москва, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлением о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВУМН" (далее - ООО "ВУМН", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, изложенного в письме Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) от 12.10.2013 N 15-7362 и о понуждении Министерства выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить в части понуждения Министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "ВУМН", явившийся в судебное заседание, с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ВУМН" обратилось в Министерство с заявлением от 28.08.2013 о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка.
Общество, не получив от Министерства ответа, обратилось в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру, которая письмом от 10.02.2014 N 8-7Ж-2014 разъяснила, что Министерством было принято решение от 12.10.2013 N 15-7362 о невозможности рассмотрения вопроса о выполнении работ по геологическому изучению недр, которое не было направлено в адрес заявителя.
ООО "ВУМН" 14.03.2014 было получено письмо Министерства от 12.10.2013 N 15-7362 об отказе в рассмотрении заявления общества ввиду непредставления заявителем лицензий на право пользования недрами и приложений к ним, заверенных надлежащим образом, разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в Министерство были представлены все документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 (далее - Порядок), учитывая, что Министерством были нарушены сроки рассмотрения заявления общества, предусмотренные пунктом 5 Порядка, статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что требования общества обоснованы и подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка пользователь недр (далее - Заявитель) подает в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, письменное заявление, к которому прикладывается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Разрешение на осуществление работ по геологическому изучению недр без предоставления лесных участков, согласно пункту 5 Порядка, рассматривается в течение 30 дней и принимается решение о выдаче разрешения на проведение указанных работ.
В материалах дела заявителем представлены лицензии на право пользования недрами серии ТАТ N 12523 (НР), серии ТАТ N 12524 (НР) с приложениями к ним, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в ООО "ВУМН", сведения о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, то есть все документы, необходимые для получения разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, предусмотренные пунктом 4 Порядка, которые могли быть получены Министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, учитывая, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерством не были представлены доказательства невозможности выдачи разрешения на проведение работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда без предоставления лесного участка, суды правильно удовлетворили требования заявителя об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления действий по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка по заявлению ООО "ВУМН" от 28.08.2013.
Довод Министерства о том, что заявление общества не содержит требования о выдачи разрешения на выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда, несостоятелен.
Как правильно отмечено судами, заявление ООО "ВУМН" о выполнении работ по геологическому изучению недр на землях государственного лесного фонда соответствует требованиям пункта 4 Порядка. Иных требований, как к форме, так и содержанию указанного заявления, законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что требования общества обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 по делу N А65-7846/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)