Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства со ссылкой на то, что указанный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону свиноводческого комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Юпуртышкина С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, ..., участок <...>, площадью <...> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства и обязании провести работы по формированию земельного участка, Ф., отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в предоставлении в аренду земельного участка, и обязании провести работы по формированию земельного участка. В обоснование требований указал, что письмом N ... от 00.00.00 ему отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., участок <...>, площадью <...> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, со ссылкой на то обстоятельство, что указанный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону свиноводческого комплекса "Звениговский". С данным решением администрации он не согласен, поскольку рядом со спорным земельным участком находятся застроенные земельные участки, санитарно-защитная зона СПК "Звениговский" не сформирована, поэтому не имеется оснований полагать, что земельный участок попадает в защитную зону.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельством дела.
В возражениях на жалобу администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район" просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу п. 1, п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования "Шелангерское сельское поселение" от 00.00.00 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, ..., участок <...>
После публикации в газете "Звениговская неделя" от 00.00.00 о возможном или предстоящем предоставлении указанного земельного участка, заявитель 00.00.00 обратился в администрацию района с заявлением о его предоставлении.
Письмом от 00.00.00 администрации района заявитель проинформирован об обращении органа местного самоуправления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл за консультационной помощью по вопросу соблюдения санитарного законодательства при предоставлении указанного земельного участка.
Письмом от 00.00.00 за исх. N ... заявителю сообщено об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне действующего свиноводческого комплекса СПК "Звениговский".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался требованиями ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Из материалов дела следует, что расстояние от участка N ... по ... до территории СПК "Звениговский" составляет <...> метров.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл N 5300 от 00.00.00 в СПК "Звениговский" имеется три промплощадки, в том числе промышленная площадка N ... - основное производство, ..., все три площадки СПК "Звениговский" являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствие с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон - промышленные объекты и производства первого класса 1000 м.
К видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон относятся объекты для проживания людей.
Доводы жалобы о том, что санитарно-защитная зона СПК "Звениговский" никак не установлена, не влияют на правильность принятого решения, им дана оценка судом первой инстанции, обосновано указано, что отсутствие документов по санитарно-защитной зоне не свидетельствует об отсутствии у организации санитарно-защитной зоны.
Доводы истца о застройке земельных участков, расположенных рядом со спорным земельным участком, не свидетельствуют о незаконности действий органа местного самоуправления по заявлению Ф. и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически истцом выражается несогласие с той оценкой доказательств, которую дал суд первой инстанции. Указанные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
О.В.КЛЮКИНА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 09.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1795/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании провести работы по формированию земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства со ссылкой на то, что указанный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону свиноводческого комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. по делу N 33-1795/2014
Судья Юпуртышкина С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, ..., участок <...>, площадью <...> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства и обязании провести работы по формированию земельного участка, Ф., отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в предоставлении в аренду земельного участка, и обязании провести работы по формированию земельного участка. В обоснование требований указал, что письмом N ... от 00.00.00 ему отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ..., участок <...>, площадью <...> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, со ссылкой на то обстоятельство, что указанный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону свиноводческого комплекса "Звениговский". С данным решением администрации он не согласен, поскольку рядом со спорным земельным участком находятся застроенные земельные участки, санитарно-защитная зона СПК "Звениговский" не сформирована, поэтому не имеется оснований полагать, что земельный участок попадает в защитную зону.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельством дела.
В возражениях на жалобу администрация муниципального образования "Звениговский муниципальный район" просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу п. 1, п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования "Шелангерское сельское поселение" от 00.00.00 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, ..., участок <...>
После публикации в газете "Звениговская неделя" от 00.00.00 о возможном или предстоящем предоставлении указанного земельного участка, заявитель 00.00.00 обратился в администрацию района с заявлением о его предоставлении.
Письмом от 00.00.00 администрации района заявитель проинформирован об обращении органа местного самоуправления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл за консультационной помощью по вопросу соблюдения санитарного законодательства при предоставлении указанного земельного участка.
Письмом от 00.00.00 за исх. N ... заявителю сообщено об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне действующего свиноводческого комплекса СПК "Звениговский".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался требованиями ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Из материалов дела следует, что расстояние от участка N ... по ... до территории СПК "Звениговский" составляет <...> метров.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл N 5300 от 00.00.00 в СПК "Звениговский" имеется три промплощадки, в том числе промышленная площадка N ... - основное производство, ..., все три площадки СПК "Звениговский" являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствие с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон - промышленные объекты и производства первого класса 1000 м.
К видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон относятся объекты для проживания людей.
Доводы жалобы о том, что санитарно-защитная зона СПК "Звениговский" никак не установлена, не влияют на правильность принятого решения, им дана оценка судом первой инстанции, обосновано указано, что отсутствие документов по санитарно-защитной зоне не свидетельствует об отсутствии у организации санитарно-защитной зоны.
Доводы истца о застройке земельных участков, расположенных рядом со спорным земельным участком, не свидетельствуют о незаконности действий органа местного самоуправления по заявлению Ф. и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически истцом выражается несогласие с той оценкой доказательств, которую дал суд первой инстанции. Указанные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
О.В.КЛЮКИНА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)