Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на решение от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенкова Д.В.) и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А45-22153/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Стадион "Спартак" (630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15, ОГРН 1025402493192, ИНН 5406023167) к мэрии города Новосибирска в лице департамента земельных и имущественных отношений (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.
В заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общества "Стадион "Спартак": Шатров С.В., - по доверенности от 20.06.2014, Аретинская Т.В. - по доверенности от 18.08.2014;
- от департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска - Королев Д.Б. - по доверенности от 0.04.2014 N 31/Д-182.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Стадион "Спартак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) в лице департамента земельных и имущественных отношений (далее - департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.11.2013 N 31/19/12141 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 площадью 71 024 кв. м, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б.
Решением от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Департамент полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости (гараж), на который не представлено правоустанавливающих документов; с заявлением о приобретении права на земельный участок должны обратиться совместно все собственники расположенных на земельном участке объектов недвижимости; обществом не представлены документы, подтверждающие легитимность нахождения на спорном участке объектов недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 19.08.2008 между мэрией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 82387м, в соответствии с которым обществу передан в аренду земельный участок, кадастровый номер 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б (далее - земельный участок), сроком до 19.08.2018.
06.10.2006 за обществом зарегистрировано право собственности на здание (северная трибуна), площадью 1 399,40 кв. м, здание (западная трибуна), площадью 7 581,10 кв. м, здание (административный корпус), площадью 2 466,40 кв. м, здание (восточная трибуна), площадью 1 823,40 кв. м, расположенные на земельном участке.
08.02.2011 за обществом зарегистрировано право собственности на здание (южная трибуна), площадью 631,2 кв. м, здание (спортивный клуб), площадью 241,1 кв. м, здание (гараж), площадью 511,8 кв. м, здание (гараж), площадь 156, 8 кв. м, расположенные на земельном участке.
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Департамент письмом от 06.11.2013 N 31/19/12141 отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку на земельном участке имеются незавершенный строительством объект и объекты недвижимости, на которые отсутствуют документы, подтверждающие право собственности (т. 1 л.д. 6).
Обращаясь в арбитражный суд, общество указало, что отказ департамента противоречит действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования заявителя, руководствовались положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и исходили из того, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность. При обращении в департамент общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка. Данный земельный участок сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений, его государственный кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности обществу, подтвержден соответствующими правоустанавливающими документами, в то время как доказательства наличия на этом участке объектов иных собственников материалами дела не подтверждается (65, 66, 68 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
При этом для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается, как следует из части 5 статьи 36 ЗК РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая споры, связанные с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта Постановления, невозможность продажи участка может быть обусловлена: его ограничением в обороте; запретом приватизации, установленным федеральным законом; резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судами, что с заявкой обществом были представлены все предусмотренные приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы, замечаний по их содержанию и оформлению у департамента не имелось.
Кроме того, арбитражными судами установлено отсутствие ограничений оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, установленных статьей 27 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, установив, что испрашиваемый земельный участок надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, принимая во внимание наличия на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, а также отсутствия сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации данного участка в государственном земельном кадастре не содержится, суды пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
При этом факт нахождения на спорном земельном участке иных, не завершенных строительством объектов, которые обществом не введены в эксплуатацию, и соответственно, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены, не препятствует реализации исключительного права общества на выкуп спорного земельного участка, учитывая, что доказательства того, что площадь земельного участка, сформированного для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости, является излишней, - отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела следует, что недостроенные обществом объекты являются вспомогательными, предназначенными для эксплуатации основного объекта - спортивного комплекса, и на них не требуется разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и оформление права собственности, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200.
В целом изложенные в кассационной жалобе аргументы по существу выражают несогласие заявителя с оценкой представленных в дело доказательств, направлены на их переоценку, что в силу статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-22153/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А45-22153/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А45-22153/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на решение от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенкова Д.В.) и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А45-22153/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Стадион "Спартак" (630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15, ОГРН 1025402493192, ИНН 5406023167) к мэрии города Новосибирска в лице департамента земельных и имущественных отношений (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 50, ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.
В заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общества "Стадион "Спартак": Шатров С.В., - по доверенности от 20.06.2014, Аретинская Т.В. - по доверенности от 18.08.2014;
- от департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска - Королев Д.Б. - по доверенности от 0.04.2014 N 31/Д-182.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Стадион "Спартак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) в лице департамента земельных и имущественных отношений (далее - департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.11.2013 N 31/19/12141 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:101185:22 площадью 71 024 кв. м, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б.
Решением от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Департамент полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости (гараж), на который не представлено правоустанавливающих документов; с заявлением о приобретении права на земельный участок должны обратиться совместно все собственники расположенных на земельном участке объектов недвижимости; обществом не представлены документы, подтверждающие легитимность нахождения на спорном участке объектов недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 19.08.2008 между мэрией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 82387м, в соответствии с которым обществу передан в аренду земельный участок, кадастровый номер 54:35:101185:22, площадью 71 024 кв. м, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 15 и 15а, ул. Мичурина, 10 и 10а, ул. Каменская, 45, 45а и 45б (далее - земельный участок), сроком до 19.08.2018.
06.10.2006 за обществом зарегистрировано право собственности на здание (северная трибуна), площадью 1 399,40 кв. м, здание (западная трибуна), площадью 7 581,10 кв. м, здание (административный корпус), площадью 2 466,40 кв. м, здание (восточная трибуна), площадью 1 823,40 кв. м, расположенные на земельном участке.
08.02.2011 за обществом зарегистрировано право собственности на здание (южная трибуна), площадью 631,2 кв. м, здание (спортивный клуб), площадью 241,1 кв. м, здание (гараж), площадью 511,8 кв. м, здание (гараж), площадь 156, 8 кв. м, расположенные на земельном участке.
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Департамент письмом от 06.11.2013 N 31/19/12141 отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку на земельном участке имеются незавершенный строительством объект и объекты недвижимости, на которые отсутствуют документы, подтверждающие право собственности (т. 1 л.д. 6).
Обращаясь в арбитражный суд, общество указало, что отказ департамента противоречит действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования заявителя, руководствовались положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и исходили из того, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность. При обращении в департамент общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что все объекты недвижимости находятся в границах земельного участка. Данный земельный участок сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений, его государственный кадастровый учет осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности обществу, подтвержден соответствующими правоустанавливающими документами, в то время как доказательства наличия на этом участке объектов иных собственников материалами дела не подтверждается (65, 66, 68 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
При этом для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается, как следует из части 5 статьи 36 ЗК РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая споры, связанные с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта Постановления, невозможность продажи участка может быть обусловлена: его ограничением в обороте; запретом приватизации, установленным федеральным законом; резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судами, что с заявкой обществом были представлены все предусмотренные приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы, замечаний по их содержанию и оформлению у департамента не имелось.
Кроме того, арбитражными судами установлено отсутствие ограничений оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, установленных статьей 27 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, установив, что испрашиваемый земельный участок надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, принимая во внимание наличия на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, а также отсутствия сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации данного участка в государственном земельном кадастре не содержится, суды пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
При этом факт нахождения на спорном земельном участке иных, не завершенных строительством объектов, которые обществом не введены в эксплуатацию, и соответственно, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены, не препятствует реализации исключительного права общества на выкуп спорного земельного участка, учитывая, что доказательства того, что площадь земельного участка, сформированного для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости, является излишней, - отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела следует, что недостроенные обществом объекты являются вспомогательными, предназначенными для эксплуатации основного объекта - спортивного комплекса, и на них не требуется разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и оформление права собственности, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200.
В целом изложенные в кассационной жалобе аргументы по существу выражают несогласие заявителя с оценкой представленных в дело доказательств, направлены на их переоценку, что в силу статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-22153/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)