Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Монкуровой Г.В. и администрации г. Элисты на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.11.2014 по делу N А22-1174/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Батнасуновой Ольги Шовраевны о признании незаконным отказа администрации г. Элисты и обязании совершить определенные действия (судья Шевченко В.И.), при участии в судебном заседании: индивидуального предпринимателя Батнасуновой Ольги Шовраевны (лично) и представителя Хурмановой Н.Б., доверенность от 29.01.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Батнасунова Ольга Шовраевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Элисты (далее - администрация, ответчик) в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания и обязании устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем принятия решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования и просил суд: признать отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания, незаконным; обязать администрацию устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в административных границах города Элисты, ориентировочной площадью 150 кв. м по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания, а именно: 1) провести работы по формированию земельного участка: в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", выполнение работ в отношении земельного участка, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принять решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов); опубликовать сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов); 2) провести торги (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка; признать действия администрации по размещению информационного сообщения, опубликованного в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014, о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов для строительства административного здания по адресному ориентиру: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 150 кв. м незаконными; признать постановление администрации от 28.02.2014 N 815 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта" незаконным. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Определением суда от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне администрации привлечена Монкурова Г.В.
Решением суда от 17.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С администрации в пользу предпринимателя взыскана государственная пошлина в размере 2 260 руб.
Не согласившись с принятым решением, Монкурова Г.В. и администрация обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалоб апеллянты указывают, что решение администрации, изложенное в письме от 25.03.2014, о невозможности предоставления испрашиваемого предпринимателю земельного участка, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы истца в предпринимательской или иной экономической деятельности. Факт отсутствия в информационном сообщении, опубликованном в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014, сведений о сроке, в течение которого населением могут быть заявлены возражения против предоставления земельного участка, не может служить основанием для признания такой публикации незаконной. Администрацией были выполнены все требования земельного законодательства по изготовлению акта выбора земельного участка.
Предприниматель направила отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, выслушав предпринимателя и его представителя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 08.02.2014 администрацией в газете "Элистинская панорама" было опубликовано извещение населения о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в административных границах города Элисты по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 150 кв. м в порядке статьи 31 ЗК РФ.
21.02.2014 предприниматель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 25.03.2014 администрация сообщила об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что на основании заявления иного гражданина на данный земельный участок ранее изготовлен акт о выборе земельного участка, проведена процедура согласования места размещения с соответствующими органами и организациями, а также дана публикация в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014.
28.02.2014 администрация вынесла постановление N 815 "Об утверждении Акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта", которым утвердила акт о выборе испрашиваемого земельного участка по адресному ориентиру: по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", а также постановила предварительно согласовать Монкуровой Г.В. место размещения административного здания на земельном участке.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду и постановление администрация от 28.02.2014 N 815 "Об утверждении Акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта", а также действия по размещению информационного сообщения незаконны, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, Земельный Кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно положениям пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный Кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципам сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, выбор испрашиваемого предпринимателем земельного участка Монкуровой Г.В., постановление администрации об утверждении акта о выборе и предоставление ей земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным.
Согласно пункту 3.8 Положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Элисты (утв. решением Элистинского городского Собрания от 26.09.2013 N 10) (далее - положение) администрация принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка по истечении двухнедельного срока со дня опубликования информационного сообщения.
Согласно пункту 2.2 Положения в информационном сообщении о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков должны быть указаны место и срок принятия заявлений от заинтересованных лиц о намерении приобрести земельный участок.
В тексте информационного сообщения такой срок не указан. Нарушение требований Положения влечет за собой признание незаконным и действий ответчика по размещению информационного сообщения.
В связи с чем довод о пропуске срока для обращения с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не принимается судом.
В связи с удовлетворением заявленных требований госпошлина по иску в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобах.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.11.2014 по делу N А22-1174/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 16АП-4841/2014 ПО ДЕЛУ N А22-1174/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А22-1174/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Монкуровой Г.В. и администрации г. Элисты на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.11.2014 по делу N А22-1174/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Батнасуновой Ольги Шовраевны о признании незаконным отказа администрации г. Элисты и обязании совершить определенные действия (судья Шевченко В.И.), при участии в судебном заседании: индивидуального предпринимателя Батнасуновой Ольги Шовраевны (лично) и представителя Хурмановой Н.Б., доверенность от 29.01.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Батнасунова Ольга Шовраевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Элисты (далее - администрация, ответчик) в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания и обязании устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем принятия решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования и просил суд: признать отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, площадью 150 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", предназначенного для строительства административного здания, незаконным; обязать администрацию устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем совершения действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в административных границах города Элисты, ориентировочной площадью 150 кв. м по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания, а именно: 1) провести работы по формированию земельного участка: в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", выполнение работ в отношении земельного участка, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принять решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов); опубликовать сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов); 2) провести торги (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка; признать действия администрации по размещению информационного сообщения, опубликованного в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014, о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов для строительства административного здания по адресному ориентиру: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 150 кв. м незаконными; признать постановление администрации от 28.02.2014 N 815 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта" незаконным. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Определением суда от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне администрации привлечена Монкурова Г.В.
Решением суда от 17.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С администрации в пользу предпринимателя взыскана государственная пошлина в размере 2 260 руб.
Не согласившись с принятым решением, Монкурова Г.В. и администрация обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалоб апеллянты указывают, что решение администрации, изложенное в письме от 25.03.2014, о невозможности предоставления испрашиваемого предпринимателю земельного участка, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы истца в предпринимательской или иной экономической деятельности. Факт отсутствия в информационном сообщении, опубликованном в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014, сведений о сроке, в течение которого населением могут быть заявлены возражения против предоставления земельного участка, не может служить основанием для признания такой публикации незаконной. Администрацией были выполнены все требования земельного законодательства по изготовлению акта выбора земельного участка.
Предприниматель направила отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, выслушав предпринимателя и его представителя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 08.02.2014 администрацией в газете "Элистинская панорама" было опубликовано извещение населения о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в административных границах города Элисты по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", для строительства административного здания на земельном участке ориентировочной площадью 150 кв. м в порядке статьи 31 ЗК РФ.
21.02.2014 предприниматель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 25.03.2014 администрация сообщила об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что на основании заявления иного гражданина на данный земельный участок ранее изготовлен акт о выборе земельного участка, проведена процедура согласования места размещения с соответствующими органами и организациями, а также дана публикация в газете "Элистинская панорама" от 08.02.2014.
28.02.2014 администрация вынесла постановление N 815 "Об утверждении Акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта", которым утвердила акт о выборе испрашиваемого земельного участка по адресному ориентиру: по адресу: РК, г. Элиста, ул. Сусеева, юго-западнее кинотеатра "Родина", а также постановила предварительно согласовать Монкуровой Г.В. место размещения административного здания на земельном участке.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду и постановление администрация от 28.02.2014 N 815 "Об утверждении Акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта", а также действия по размещению информационного сообщения незаконны, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, Земельный Кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно положениям пункта 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный Кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципам сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, выбор испрашиваемого предпринимателем земельного участка Монкуровой Г.В., постановление администрации об утверждении акта о выборе и предоставление ей земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным.
Согласно пункту 3.8 Положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Элисты (утв. решением Элистинского городского Собрания от 26.09.2013 N 10) (далее - положение) администрация принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка по истечении двухнедельного срока со дня опубликования информационного сообщения.
Согласно пункту 2.2 Положения в информационном сообщении о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков должны быть указаны место и срок принятия заявлений от заинтересованных лиц о намерении приобрести земельный участок.
В тексте информационного сообщения такой срок не указан. Нарушение требований Положения влечет за собой признание незаконным и действий ответчика по размещению информационного сообщения.
В связи с чем довод о пропуске срока для обращения с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не принимается судом.
В связи с удовлетворением заявленных требований госпошлина по иску в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобах.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.11.2014 по делу N А22-1174/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)