Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 N 08АП-11684/2014 ПО ДЕЛУ N А70-6776/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. N 08АП-11684/2014

Дело N А70-6776/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11639/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 по делу N А70-6776/2014 (судья Стафеев С.А.),
принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042)
к Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797)
об оспаривании постановления от 09.07.2013 N 1988,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Фуфаев Евгений Иванович и Департамент лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082)
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Быков Андрей Михайлович (по доверенности N 136/1-Д от 29.08.2014);
- от Администрации Тюменского муниципального района - Антипин Евгений Владимирович (по доверенности от 28.04.2014);
- от Департамента лесного комплекса Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Фуфаева Евгения Ивановича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

- установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - Администрация) об оспаривании постановления от 09.07.2013 г. N 1988.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены гражданин Фуфаев Е.И. и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован недоказанностью Управлением факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на границы лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на том, что факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на земли лесного фонда, принадлежащие государству, подтверждается картой-схемой местоположения и границ лесного участка, совмещенной с информацией ГКН, а также картой-схемой, составленной Тюменским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", имеющим лицензию на осуществление геодезических и картографических работ. Управление также отмечает, что план участка лесного фонда и документ, содержащий описание такого участка, являются юридически действительными документами, поэтому отсутствие данных государственного кадастрового учета по указанному лесному участку само по себе не свидетельствует об отсутствии установленных границ лесного участка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заседание суд апелляционной инстанции проведено путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области.
Департамент и Фуфаев Е.И. извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Тюменской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 98 476 га, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, Тюменский лесхоз, кадастровый (или) условный номер 72:17:0000000:39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2012 г. 72 НМ 337531.
В ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства Департаментом лесного комплекса Тюменской области был выявлен факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
Письмом от 20.11.2012 г. N 08/4577-12 Департамент лесного комплекса Тюменской области направил в адрес Управления имеющиеся материалы по незаконному занятию лесных участков, находящихся в федеральной собственности для обеспечения защиты интересов РФ.
В соответствии с постановлением Администрации от 09.07.2013 г. N 1988 гражданину Фуфаеву Е.И. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:382 площадью 1 993 кв. м под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, улица Луговая, д. 33.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:382 и расположенный на нем жилой дом, было зарегистрировано Фуфаевым Е.И. в установленном законом порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права 72 НМ 705854 от 23.10.2013 г. и 72 НМ 503518 от 14.05.2013 г.
Управление указывает, что на основании обращения Департамента лесного комплекса Тюменской области Тюменским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:382, с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт, подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка в выделах 6,7,8 (по лесоустройству 2011 г. выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества, Тюменского лесничества.
На основании указанной карты - схемы было установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:382, на земли лесного фонда в квартале 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
По мнению Управления, квартал 34 Каменского участкового лесничества, Тюменского лесничества входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности РФ.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что Администрация не имеет прав на распоряжение федеральной собственностью, Управление обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации от 09.07.2013 N 1988.
03.09.2014 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Управлением оспаривается законность распоряжения, вынесенного Администрацией, о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382, площадью 1993 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно- бытовых строений.
При этом единственным доводом заявителя, приведенным в подтверждение незаконности названного выше распоряжения, является довод о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382, предоставленного Фуфаеву Е.И. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно- бытовых строений, имеют наложение на границы лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав указанный довод заявителя и все представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о недоказанности изложенной выше позиции ТУ Росимущества в Тюменской области на основании следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено деление земель на категории в зависимости от целевого назначения земель. В составе земель РФ выделяют земли населенных пунктов, а также земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленной в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382 (с точным определением границ такого участка) общей площадью 1993 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов (л.д. 93).
При этом каких-либо упоминаний о наложении земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, а также о том, что спорный земельный участок в какой-либо части относится к землям лесного фонда Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости не содержит.
Далее, в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 названного Федерального закона.
При этом границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с.Каменка (и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382), определены Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
При таких обстоятельствах, а также учитывая то, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 и действия по постановке его на кадастровый учет, как и Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в части установления границ Каменского сельского поселения, в установленном законом порядке не оспорены, а значит, являются действительными, суд апелляционной инстанции считает доказанным факт законного установления соответствующих границ спорного земельного участка и отнесения всей площади такого участка к землям населенных пунктов.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Следовательно, Администрация правомерно, в пределах имеющихся у нее полномочий, вынесла распоряжение от 09.07.2013 N 1988, которым земельный участок с кадастровым номером 72:17:08081002:382 предоставила гражданину для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки заявителя на представленные им карты-схемы, подтверждающие, по мнению Управления, факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 на земли лесного фонда, принадлежащие государству, на основании следующего.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как следует из пункта 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов относится к числу материалов лесоустройства.
В соответствии с пунктом 53 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей.
Пунктом 55 Лесоустроительной инструкции также определено, что закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Таким образом, границы лесных участков определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом, в то время как кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений, в связи с чем суд первой инстанции правильно отметил, что проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка. При этом подтверждение существования недвижимого имущества (лесного участка) с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (в том числе местоположение границ), в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возможно только путем проведения государственного кадастрового учета такого имущества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что план участка лесного фонда и документ, содержащий описание такого участка, являются юридически действительными документами. Вместе с тем, первичное юридическое значение имеют именно сведения (в том, числе, о границах земельных участков), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что в отношении лесных участков, на которые указывает Управление, осуществлялись кадастровые работы.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
К таковым относится и лесной участок с условным кадастровым номером 72:17:0000000:39.
Согласно действовавшему на момент принятия оспариваемого распоряжения пункту 14 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, учитывая процитированные выше нормы действующего законодательства, а также то, что границы лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39 определены с учетом естественных рубежей, без осуществления в отношении таких участков кадастровых работ (а значит, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства), в то время как в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382 проведены землеустроительные (межевые) и кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными, суд апелляционной инстанции считает, что факт наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:08081002:382, предоставленного Фуфаеву Е.И., на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, вопреки доводам подателя апелляционной инстанции, не доказан.
Следовательно, в рассматриваемом случае Управление не доказало несоответствие оспариваемого им распоряжения Администрации нормам действующего законодательства и нарушение таким ненормативным правовым актом прав и законных интересов третьих лиц или государства.
Выводы, изложенные в настоящем судебном акте, согласуются с позицией, сформулированной во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А70-1244/2012, А70-1245/2012, N А70-1246/2012, в рамках которых были рассмотрены споры по заявлениям ТУ Росимущества в Тюменской области к Администрации об обстоятельствах, аналогичных рассматриваемым в настоящем деле.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление в настоящем случае не является плательщиком государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.09.2014 по делу N А70-6776/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)