Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска (заинтересованного лица) на решение от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-9438/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (630052, г. Новосибирск, ул. Троллейная, 83, ИНН 5404141493, ОГРН 1035401482401) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, проспект Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Новосибирской области (630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, оф. 703) о признании незаконными действий.
- В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Малимонова Л.В.) приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (заявителя) - Опар Н.Ф. по доверенности от 05.09.2011;
- от мэрии города Новосибирска (заинтересованного лица) - Бердников Д.В. по доверенности от 30.12.2012 N; 01/40/06702.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Союз-10" (далее - ООО "Союз-10) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий мэрии, выразившихся в подаче заявления в филиал кадастровой палаты по Новосибирской области о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенного в пределах Ленинского района г. Новосибирска; об обязании кадастровой палаты восстановить на кадастровом учете упомянутый земельный участок и внести изменения в сведения о характере земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, с "аннулированный" на "временный".
Заявленные требования со ссылкой на статью 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 1 статьи 131, пункт 1 статьи 165, пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" мотивированы нарушением указанными действиями мэрии прав и законных интересов ООО "Союз-10" в сфере предпринимательской деятельности, в частности, строительства многоэтажных жилых домов.
Решением от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе мэрия просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Союз-10".
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы и применены статьи 11, 30, 32 ЗК РФ, часть 5 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, в связи с чем сделан неверный вывод о том, что мэрией созданы препятствия ООО "Союз-10" в осуществлении предпринимательской деятельности по строительству многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 54:35:064080:555.
При этом мэрия ссылается на отсутствие у заявителя какого-либо разрешения на строительство объектов капитального строительства.
Заинтересованное лицо также не согласно с выводом судов о том, что его обращение в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 в период действия обеспечительных мер является незаконным.
Мэрия считает, что ее действия по подаче заявления в орган кадастрового учета были осуществлены в соответствии с частью 5 статьи 25 Закона N 221-ФЗ в рамках предоставленных ей полномочий (компетенции) и сами по себе не являлись неким распорядительным актом, которым предопределялась юридическая судьба имущества (земельного участка).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Союз-10" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО "Союз-10" возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным между мэрией и ООО "Союз-10" соглашением от 17.12.2004 заявитель обязался за счет собственных средств профинансировать в объеме 50 процентов от выделенной площади, осуществить поэтапное расселение жителей домов, расположенных по ул. Серафимовича N 26 и N 28, по 4-му пер. Серафимовича N 13 и N 15, а мэрия - оплатить поэтапное расселение жителей указанных домов в объеме 50 процентов от выделенной для переселения жилой площади, подготовить освобожденные земельные участки для новой застройки и предоставления в аренду ООО "Союз-10".
В дополнительном соглашении от 27.05.2009 N 1 мэрия взяла на себя обязательство предоставить ООО "Союз-10" согласно изданному ею распоряжению от 29.12.2007 N 14570-р земельные участки площадью 1 770 м 2 по ул. Серафимовича для строительства многоэтажного жилого дома при условии сноса жилого дома по 4-му пер. Серафимовича N 15; площадью 3 868 м 2 по 3-му пер. Римского-Корсакова для строительства многоэтажного жилого дома при условии сноса жилых домов по ул. Серафимовича N 26, N 28, по 4-му пер. Серафимовича N 13.
Дополнительным соглашением от 19.04.2010 N 2 стороны возложили на ООО "Союз-10" обязанность по компенсации затрат, понесенных мэрией при расселении дома N 15 по 4-му пер. Серафимовича, в размере 50 процентов общей площади жилых помещений, предоставленных для расселения данного дома, а на мэрию - по расселению нанимателей и собственников помещений, предоставлению ООО "Союз-10" земельного участка под жилым домом для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Распоряжением от 29.12.2007 N 14570-р мэрия утвердила проекты границ земельных участков из земель населенных пунктов в Ленинском районе г. Новосибирска: площадью 0,1770 га для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Серафимовича; площадью 0, 3868 га для строительства многоквартирного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова; названные земельные участки предоставила в аренду ООО "Союз-10".
По договору аренды земельного участка от 16.02.2007 N 61311/1, заключенному мэрией (арендодателем) и ООО "Союз-10" (арендатором), арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 493 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:0064, для строительства многоэтажного жилого дома по ул. Серафимовича. Срок действия договора, с учетом дополнительного соглашения от 03.05.2012 N 2, определен сторонами до 16.02.2013. Договор и соглашения к нему (NN 1, 2) зарегистрированы в установленном законом порядке.
Мэрия и ООО "Союз-10" также подписали договор аренды земельного участка от 16.07.2012 N 112335 (далее - договор аренды N 112335), согласно которому в аренду ООО "Союз-10" сроком до 16.07.2015 передан земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0, 3868 га, с кадастровым номером 54:35:064080:555, для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова.
Затем ООО "Союз-10" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 112335. Регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию договора аренды по тому основанию, что мэрией 27.08.2012 было подано заявление о прекращении государственной регистрации сделки (аренды) на земельный участок.
Вступившим в законную силу решением от 13.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24257/2012 действия мэрии по подаче заявления в регистрирующий орган о прекращении государственной регистрации сделки на земельный участок из земель поселений, площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенный в пределах Ленинского района города Новосибирска, для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова, признаны незаконными.
ООО "Союз-10" 30.04.2013 повторно направило в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации договора аренды N 112335, представив документы на государственную регистрацию сделки (аренды) на земельный участок с кадастровым номером 54:35:064080:555.
Управление Росреестра уведомлением от 20.05.2013 N 01/179/2013-759 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации договора аренды, в том числе в связи с тем, что на основании заявления мэрии о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета он был снят с учета и является аннулированным.
Считая данные действия мэрии незаконными и нарушающими его права и интересы, ООО "Союз-10" обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия мэрии по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 в период действия обеспечительных мер, принятых в рамках дел N А45-27126/2012 и N А45-24257/2012, являются незаконными, нарушают права заявителя на исполнение вступивших в законную силу судебных актов; снятие спорного земельного участка с кадастрового учета привело к утрате земельного участка как объекта гражданского оборота и невозможности устранения нарушений прав общества, на основании судебных решений, принятых в пользу ООО "Союз-10".
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Проанализировав материалы дела, суды установили, что определением от 15.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24257/2012 и определением 31.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27126/2012 мэрии запрещено осуществлять любые действия по распоряжению земельным участком площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенным в пределах Ленинского района города Новосибирска, до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу спора; Управлению Росреестра запрещено осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 до вступления в законную силу судебного акта по упомянутому делу.
Доводы мэрии об отсутствии у ООО "Союз-10" разрешения на строительство объектов капитального строительства и наличие у нее правовой возможности для обращения в уполномоченный орган с заявлением об аннулировании земельного участка и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости обоснованно отклонены судами.
Поскольку обеспечительными мерами на распоряжение вышеуказанным земельным участком наложен запрет, то с учетом положений статей 16, 96 АПК РФ суды посчитали, что запрет распространяется на совершение любых действий в отношении земельного участка, включая подачу заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Кроме того, часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусматривает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
На основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Названные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Вместе с тем согласно кадастровой выписке от 17.05.2013 N 54/201/13-142251 земельный участок площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555 поставлен на кадастровый учет 30.05.2012 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома; земельный участок входит в территориальную зону: "(Ж-1) зона застройки средне- и многоэтажными домами, 54.35.1.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета депутатов города Новосибирска от 27.02.2013 N 797 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска"; снят с кадастрового учета 23.01.2013.
Сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют. Следовательно, на момент обращения мэрии с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка сведения о нем, внесенные в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Однако мэрией не представлены доказательства в подтверждение преобразования спорного земельного участка, с чем указанные положения Закона N 221-ФЗ связывают возможность снятия земельного участка с кадастрового учета.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств преобразования спорного земельного участка, два года с момента его постановки на кадастровый учет не истекли, у мэрии не имелось оснований для обращения с заявлением об его аннулировании.
Утверждение мэрии о том, что оспариваемые ООО "Союз-10" действия не имеют форму принятия органом местного самоуправления решения по предоставлению кому-либо земельного участка, вследствие чего эти действия осуществлены в рамках установленных законом полномочий и сами по себе не являются распорядительным актом, также были предметом исследования и правомерно признаны апелляционным судом необоснованными, который верно отметил, что данный аргумент мэрии противоречит части 1 статьи 198 АПК РФ, предусматривающей право лица на обжалование как отдельно действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, так и решений; совершение действий, не соответствующих закону не обязательно должно быть выражено в виде принятия какого-либо ненормативного акта.
Так как предметом обжалования по настоящему делу явились конкретные действия, совершенные мэрией в виде подачи в кадастровый орган заявления о снятия с кадастрового учета земельного участка, то не имеет правового значения факт предоставления либо непредоставления кому-либо спорного земельного участка; подача заявления явилась основанием для снятия кадастровым органом земельного участка с учета, что влечет за собой прекращение существования объекта земельных правоотношений.
Из положений статьи 201 АПК РФ вытекает, что основанием для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является установление арбитражным судом совокупности двух обстоятельств: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Придя к выводу, что действия мэрии, выраженные в подаче заявления в Управление Росреестра о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555, противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку государственный кадастровый учет является завершающим этапом формирования земельного участка как объекта гражданских прав, позволяющим определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а снятие земельного участка с кадастрового учета прекращает его существование и создает препятствие ООО "Союз-10" в осуществлении предпринимательской деятельности по строительству многоквартирных жилых домов на спорном земельном участке, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Несогласие мэрии с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9438/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N А45-9438/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А45-9438/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска (заинтересованного лица) на решение от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-9438/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (630052, г. Новосибирск, ул. Троллейная, 83, ИНН 5404141493, ОГРН 1035401482401) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, проспект Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Новосибирской области (630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167, оф. 703) о признании незаконными действий.
- В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Малимонова Л.В.) приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Союз-10" (заявителя) - Опар Н.Ф. по доверенности от 05.09.2011;
- от мэрии города Новосибирска (заинтересованного лица) - Бердников Д.В. по доверенности от 30.12.2012 N; 01/40/06702.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Союз-10" (далее - ООО "Союз-10) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий мэрии, выразившихся в подаче заявления в филиал кадастровой палаты по Новосибирской области о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенного в пределах Ленинского района г. Новосибирска; об обязании кадастровой палаты восстановить на кадастровом учете упомянутый земельный участок и внести изменения в сведения о характере земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, с "аннулированный" на "временный".
Заявленные требования со ссылкой на статью 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 1 статьи 131, пункт 1 статьи 165, пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" мотивированы нарушением указанными действиями мэрии прав и законных интересов ООО "Союз-10" в сфере предпринимательской деятельности, в частности, строительства многоэтажных жилых домов.
Решением от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе мэрия просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Союз-10".
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы и применены статьи 11, 30, 32 ЗК РФ, часть 5 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, в связи с чем сделан неверный вывод о том, что мэрией созданы препятствия ООО "Союз-10" в осуществлении предпринимательской деятельности по строительству многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 54:35:064080:555.
При этом мэрия ссылается на отсутствие у заявителя какого-либо разрешения на строительство объектов капитального строительства.
Заинтересованное лицо также не согласно с выводом судов о том, что его обращение в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 в период действия обеспечительных мер является незаконным.
Мэрия считает, что ее действия по подаче заявления в орган кадастрового учета были осуществлены в соответствии с частью 5 статьи 25 Закона N 221-ФЗ в рамках предоставленных ей полномочий (компетенции) и сами по себе не являлись неким распорядительным актом, которым предопределялась юридическая судьба имущества (земельного участка).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Союз-10" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ООО "Союз-10" возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным между мэрией и ООО "Союз-10" соглашением от 17.12.2004 заявитель обязался за счет собственных средств профинансировать в объеме 50 процентов от выделенной площади, осуществить поэтапное расселение жителей домов, расположенных по ул. Серафимовича N 26 и N 28, по 4-му пер. Серафимовича N 13 и N 15, а мэрия - оплатить поэтапное расселение жителей указанных домов в объеме 50 процентов от выделенной для переселения жилой площади, подготовить освобожденные земельные участки для новой застройки и предоставления в аренду ООО "Союз-10".
В дополнительном соглашении от 27.05.2009 N 1 мэрия взяла на себя обязательство предоставить ООО "Союз-10" согласно изданному ею распоряжению от 29.12.2007 N 14570-р земельные участки площадью 1 770 м 2 по ул. Серафимовича для строительства многоэтажного жилого дома при условии сноса жилого дома по 4-му пер. Серафимовича N 15; площадью 3 868 м 2 по 3-му пер. Римского-Корсакова для строительства многоэтажного жилого дома при условии сноса жилых домов по ул. Серафимовича N 26, N 28, по 4-му пер. Серафимовича N 13.
Дополнительным соглашением от 19.04.2010 N 2 стороны возложили на ООО "Союз-10" обязанность по компенсации затрат, понесенных мэрией при расселении дома N 15 по 4-му пер. Серафимовича, в размере 50 процентов общей площади жилых помещений, предоставленных для расселения данного дома, а на мэрию - по расселению нанимателей и собственников помещений, предоставлению ООО "Союз-10" земельного участка под жилым домом для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Распоряжением от 29.12.2007 N 14570-р мэрия утвердила проекты границ земельных участков из земель населенных пунктов в Ленинском районе г. Новосибирска: площадью 0,1770 га для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Серафимовича; площадью 0, 3868 га для строительства многоквартирного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова; названные земельные участки предоставила в аренду ООО "Союз-10".
По договору аренды земельного участка от 16.02.2007 N 61311/1, заключенному мэрией (арендодателем) и ООО "Союз-10" (арендатором), арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 493 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:0064, для строительства многоэтажного жилого дома по ул. Серафимовича. Срок действия договора, с учетом дополнительного соглашения от 03.05.2012 N 2, определен сторонами до 16.02.2013. Договор и соглашения к нему (NN 1, 2) зарегистрированы в установленном законом порядке.
Мэрия и ООО "Союз-10" также подписали договор аренды земельного участка от 16.07.2012 N 112335 (далее - договор аренды N 112335), согласно которому в аренду ООО "Союз-10" сроком до 16.07.2015 передан земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 0, 3868 га, с кадастровым номером 54:35:064080:555, для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова.
Затем ООО "Союз-10" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 112335. Регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию договора аренды по тому основанию, что мэрией 27.08.2012 было подано заявление о прекращении государственной регистрации сделки (аренды) на земельный участок.
Вступившим в законную силу решением от 13.11.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24257/2012 действия мэрии по подаче заявления в регистрирующий орган о прекращении государственной регистрации сделки на земельный участок из земель поселений, площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенный в пределах Ленинского района города Новосибирска, для строительства многоэтажного жилого дома по пер. 3-му Римского-Корсакова, признаны незаконными.
ООО "Союз-10" 30.04.2013 повторно направило в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации договора аренды N 112335, представив документы на государственную регистрацию сделки (аренды) на земельный участок с кадастровым номером 54:35:064080:555.
Управление Росреестра уведомлением от 20.05.2013 N 01/179/2013-759 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации договора аренды, в том числе в связи с тем, что на основании заявления мэрии о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета он был снят с учета и является аннулированным.
Считая данные действия мэрии незаконными и нарушающими его права и интересы, ООО "Союз-10" обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия мэрии по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 в период действия обеспечительных мер, принятых в рамках дел N А45-27126/2012 и N А45-24257/2012, являются незаконными, нарушают права заявителя на исполнение вступивших в законную силу судебных актов; снятие спорного земельного участка с кадастрового учета привело к утрате земельного участка как объекта гражданского оборота и невозможности устранения нарушений прав общества, на основании судебных решений, принятых в пользу ООО "Союз-10".
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Проанализировав материалы дела, суды установили, что определением от 15.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24257/2012 и определением 31.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27126/2012 мэрии запрещено осуществлять любые действия по распоряжению земельным участком площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555, расположенным в пределах Ленинского района города Новосибирска, до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу спора; Управлению Росреестра запрещено осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555 до вступления в законную силу судебного акта по упомянутому делу.
Доводы мэрии об отсутствии у ООО "Союз-10" разрешения на строительство объектов капитального строительства и наличие у нее правовой возможности для обращения в уполномоченный орган с заявлением об аннулировании земельного участка и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости обоснованно отклонены судами.
Поскольку обеспечительными мерами на распоряжение вышеуказанным земельным участком наложен запрет, то с учетом положений статей 16, 96 АПК РФ суды посчитали, что запрет распространяется на совершение любых действий в отношении земельного участка, включая подачу заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Кроме того, часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусматривает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
На основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Названные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Вместе с тем согласно кадастровой выписке от 17.05.2013 N 54/201/13-142251 земельный участок площадью 3 868 м 2, с кадастровым номером 54:35:064080:555 поставлен на кадастровый учет 30.05.2012 с разрешенным использованием: для строительства многоэтажного жилого дома; земельный участок входит в территориальную зону: "(Ж-1) зона застройки средне- и многоэтажными домами, 54.35.1.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета депутатов города Новосибирска от 27.02.2013 N 797 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска"; снят с кадастрового учета 23.01.2013.
Сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют. Следовательно, на момент обращения мэрии с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка сведения о нем, внесенные в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Однако мэрией не представлены доказательства в подтверждение преобразования спорного земельного участка, с чем указанные положения Закона N 221-ФЗ связывают возможность снятия земельного участка с кадастрового учета.
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств преобразования спорного земельного участка, два года с момента его постановки на кадастровый учет не истекли, у мэрии не имелось оснований для обращения с заявлением об его аннулировании.
Утверждение мэрии о том, что оспариваемые ООО "Союз-10" действия не имеют форму принятия органом местного самоуправления решения по предоставлению кому-либо земельного участка, вследствие чего эти действия осуществлены в рамках установленных законом полномочий и сами по себе не являются распорядительным актом, также были предметом исследования и правомерно признаны апелляционным судом необоснованными, который верно отметил, что данный аргумент мэрии противоречит части 1 статьи 198 АПК РФ, предусматривающей право лица на обжалование как отдельно действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, так и решений; совершение действий, не соответствующих закону не обязательно должно быть выражено в виде принятия какого-либо ненормативного акта.
Так как предметом обжалования по настоящему делу явились конкретные действия, совершенные мэрией в виде подачи в кадастровый орган заявления о снятия с кадастрового учета земельного участка, то не имеет правового значения факт предоставления либо непредоставления кому-либо спорного земельного участка; подача заявления явилась основанием для снятия кадастровым органом земельного участка с учета, что влечет за собой прекращение существования объекта земельных правоотношений.
Из положений статьи 201 АПК РФ вытекает, что основанием для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является установление арбитражным судом совокупности двух обстоятельств: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Придя к выводу, что действия мэрии, выраженные в подаче заявления в Управление Росреестра о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 54:35:064080:555, противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку государственный кадастровый учет является завершающим этапом формирования земельного участка как объекта гражданских прав, позволяющим определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а снятие земельного участка с кадастрового учета прекращает его существование и создает препятствие ООО "Союз-10" в осуществлении предпринимательской деятельности по строительству многоквартирных жилых домов на спорном земельном участке, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Несогласие мэрии с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9438/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)