Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Мовчан А.В. по доверенности от 15.07.2014 г. (на три года)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сидоренко Константина Игоревича
на решение Арбитражного суда Томской области
от 18 февраля 2015 года по делу N А67-8116/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сидоренко Константина Игоревича (ОГРНИП 304702419100062)
к Администрации ЗАТО Северск (ИНН 7024009277, ОГРН 1027001687250)
о признании незаконным постановления от 07.10.2014 г. N 2569
установил:
Индивидуальный предприниматель Сидоренко Константин Игоревич (далее - ИП Сидиренко К.И., заявитель) обратился в арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации ЗАТО Северск Томской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным Постановления от 07.10.2014 г. N 2569 "Об отмене постановлений Администрации ЗАТО Северск от 22.07.2010 г. N 1864, от 29.02.2012 г. N 569, от 09.04.2012 г. N 1040".
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.02.2015 г. в удовлетворении заявленных требований ИП Сидоренко К.И., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сидоренко К.И. в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на не доказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления ИП Сидоренко К.И. Администрацией ЗАТО Северск Постановлением N 1884 от 22.07.2010 года "О предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12" утвержден прилагаемый акт N 2-10 выбора земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12"; предварительно согласовано место размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12" предварительной площадью 475 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, согласно приложению к акту N 2-10 (схема, инв.N Б-10-03), с возложением на Сидоренко К.И. обязанности разработать архитектурный проект размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) в соответствии с приложением к акту N 2-10 (схема, инв.N Б-1-03), проект представить на рассмотрение в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск.
29.02.2012 Администрацией ЗАТО Северск Постановлением N 569 "Об образовании земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, 147а" образован земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 147а, площадью 444 кв. м для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения), утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 70:22:0010108; Сидоренко К.И. уполномочен на проведение комплекса работ по межеванию с последующей постановкой данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Постановлением N 1040 09.04.2012 Администрацией ЗАТО Северск внесены изменения в Постановление Администрации ЗАТО Северск от 29.02.2012 N 569 которым в п. 1 - слова "площадью 444 кв. м" заменены словами "площадью 500 кв. м".
В целях приведения правовых актов Администрации ЗАТО Северск в соответствие с действующим законодательством, в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, отсутствием земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 31.03.2011 N 608 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области", нарушением требований ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", учитывая, что предоставление земельных участков в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Решением Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" производится исключительно на торгах, заинтересованным лицом принято Постановление N 2569 от 07.10.2014 "Об отмене постановлений Администрации ЗАТО Северск от 22.07.2010 г. N 1864 "О предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12"; от 29.02.2012 г. N 569 "Об образовании земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, 147а"; от 09.04.2012 г. N 1040 "О внесении изменения в Постановление Администрации ЗАТО Северск от 29.02.2012 N 569".
Полагая, что Постановление N 2569 от 07.10.2014 г. является незаконным, ИП Сидоренко К.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности оспариваемого Постановления, соответствия его требованиям Земельного Кодекса Российской Федерации и Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основываясь на положениях статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, суд апелляционной инстанции исходит из того, что реализация муниципальными органами предоставленных законом полномочий по отмене ранее принятых правовых актов не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения, а орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрацией с учетом определения действующим законодательством разного порядка и процедуры предоставления земельных участков для эксплуатации временных и капитальных объектов, подтверждено несоответствие отмененных Постановлений требованиям градостроительного и земельного законодательства.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков посредством издания правовых актов главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации.
При этом, Земельным Кодексом РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства объектов капитального строительства (статья 30 ЗК РФ) и для целей, не связанных со строительством (статья 34 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован нормой статьи 34 ЗК РФ.
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 ЗК РФ).
При этом, пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ закреплено право органов государственной власти и местного самоуправления, обязанных обеспечивать управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, принимать правовые акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков по статье 34 названного Кодекса, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Материалами дела подтверждается, что Сидоренко К.И. обращался в Администрацию с заявлением о размещении магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения), в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, подлежала применению процедура предоставления земельного участка не для целей строительства, предусмотренная статьей 34 ЗК РФ.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден Постановлением Администрации Томской области от 09.07.2010 N 135а (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 09.07.2010 N 135а Администрацией ЗАТО Северск принято Постановление N 608 от 31.032011 года "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области"; нестационарный торговый объект по адресу - ул. Калинина, 147а в указанной схеме отсутствует.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что процедуре предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта предшествует процедура включения в схему размещения нестационарных объектов в ЗАТО Северск Томской области, проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения временного некапитального сооружения в соответствии с Решением Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах".
Принимая во внимание, обращение Сидоренко К.И. в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Решение Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" не распространялось бы на него в случае включения объекта в схему размещения некапитальных временных сооружений по Постановлению N 608 от 31.03.2011 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области", отклонив доводы заявителя о том, что Постановление N 608 от 31.03.2011 не может применяться для отмены ранее принятых Постановлений Администрацией ЗАТО Северск.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из материалов дела, размещение спорного объекта планируется в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, в микрорайоне N 12", в связи чем, при его размещении должны быть соблюдены требования ОСТ 218.1002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования".
В соответствии с пунктом 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (далее - ОСТ) не допускается размещение на площади автопавильона торговых объектов.
Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1 ОСТ).
Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.), может быть закрытого типа или открытого (раздел 3.10 ОСТ).
Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а ширину посадочной площадки принимают не менее 3 метров (пп. 3.2.2., 3.3.2 ОСТ).
В соответствии со схемой посадки торгового павильона в составе остановочного комплекса по адресу: г. Северск, 12 микрорайон, ул. Калинина, проект N 2011-004-ГП, расстояние от края проезжей части до несущих конструкций навеса некапитального временного сооружения составляет 2,5 м, таким образом, размещение некапитального временного сооружения нарушает требования ОСТ.
Учитывая изложенного, и исходя из установления нормами действующего законодательства разного порядка и процедуры предоставления земельных участков для эксплуатации временных и капитальных объектов, а равно, обращения предпринимателя в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12", принимая по результатам рассмотрения которого Постановления 22.07.2010 N 1864, от 29.02.2012 N 569, от 09.04.2012 N 1040 Администрацией данное заявление по существу не рассматривалось и решения в соответствии с порядком, установленным статьей 34 ЗК РФ, не принималось, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии отмененных Постановлений требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства.
Несогласие Сидоренко К.И. с выводами суда в части распространения действия Решения Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 на порядок предоставления земельного участка по отношению к Сидоренко К.И.; нарушение требований ОСТ при размещении некапитального временного сооружения не доказано, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене обжалуемого судебного акта; поскольку процедуре предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта обязательно предшествует процедура включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (статья 10 Закона N 381-ФЗ), на момент обращения Сидоренко К.И. о размещении магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) нестационарный объект не был внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов; нестационарный торговый объект ранее не эксплуатировался, в связи с чем, подлежал включению в схему размещения нестационарных объектов, утвержденную органом местного самоуправления исходя из нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, что не противоречит положениям статьи 10 Закона N 381-ФЗ, Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772; при разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать в том числе, размещение существующих нестационарных торговых объектов, а для планируемых к размещению нестационарных торговых объектов необходимо соблюдение действующего законодательства, в том числе, технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно ОСТ 218.1.00202003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования"; кроме того, не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вышеприведенные нормы Закона N 381-ФЗ содержат запрет препятствовать эксплуатации торгового объекта, размещенного ранее утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, применительно к предмету спора такой объект отсутствовал и ранее не эксплуатировался; возможность нарушения прав в будущем (невозможность размещения нестационарного торгового объекта с учетом ранее согласованного места размещения объекта) не свидетельствует о нарушении прав заявителя на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта Администрации, не возлагающего на него дополнительные обязанности и не создающее иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя, также из недоказанности предпринимателем возникновения права на размещение такого объекта (отсутствие правовых оснований предоставления в пользование соответствующего земельного участка и разрешения на размещение нестационарного торгового объекта).
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, установление судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значения для дела, всестороннее и объективное исследование представленных доказательств, сделанные выводы, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18 февраля 2015 года по делу N А67-8116/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 N 07АП-2477/2015 ПО ДЕЛУ N А67-8116/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А67-8116/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Мовчан А.В. по доверенности от 15.07.2014 г. (на три года)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сидоренко Константина Игоревича
на решение Арбитражного суда Томской области
от 18 февраля 2015 года по делу N А67-8116/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сидоренко Константина Игоревича (ОГРНИП 304702419100062)
к Администрации ЗАТО Северск (ИНН 7024009277, ОГРН 1027001687250)
о признании незаконным постановления от 07.10.2014 г. N 2569
установил:
Индивидуальный предприниматель Сидоренко Константин Игоревич (далее - ИП Сидиренко К.И., заявитель) обратился в арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации ЗАТО Северск Томской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным Постановления от 07.10.2014 г. N 2569 "Об отмене постановлений Администрации ЗАТО Северск от 22.07.2010 г. N 1864, от 29.02.2012 г. N 569, от 09.04.2012 г. N 1040".
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.02.2015 г. в удовлетворении заявленных требований ИП Сидоренко К.И., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сидоренко К.И. в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на не доказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления ИП Сидоренко К.И. Администрацией ЗАТО Северск Постановлением N 1884 от 22.07.2010 года "О предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12" утвержден прилагаемый акт N 2-10 выбора земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12"; предварительно согласовано место размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12" предварительной площадью 475 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, согласно приложению к акту N 2-10 (схема, инв.N Б-10-03), с возложением на Сидоренко К.И. обязанности разработать архитектурный проект размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) в соответствии с приложением к акту N 2-10 (схема, инв.N Б-1-03), проект представить на рассмотрение в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск.
29.02.2012 Администрацией ЗАТО Северск Постановлением N 569 "Об образовании земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, 147а" образован земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 147а, площадью 444 кв. м для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения), утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 70:22:0010108; Сидоренко К.И. уполномочен на проведение комплекса работ по межеванию с последующей постановкой данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Постановлением N 1040 09.04.2012 Администрацией ЗАТО Северск внесены изменения в Постановление Администрации ЗАТО Северск от 29.02.2012 N 569 которым в п. 1 - слова "площадью 444 кв. м" заменены словами "площадью 500 кв. м".
В целях приведения правовых актов Администрации ЗАТО Северск в соответствие с действующим законодательством, в связи с нарушением порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, отсутствием земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 31.03.2011 N 608 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области", нарушением требований ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", учитывая, что предоставление земельных участков в аренду для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Решением Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" производится исключительно на торгах, заинтересованным лицом принято Постановление N 2569 от 07.10.2014 "Об отмене постановлений Администрации ЗАТО Северск от 22.07.2010 г. N 1864 "О предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12"; от 29.02.2012 г. N 569 "Об образовании земельного участка для размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, 147а"; от 09.04.2012 г. N 1040 "О внесении изменения в Постановление Администрации ЗАТО Северск от 29.02.2012 N 569".
Полагая, что Постановление N 2569 от 07.10.2014 г. является незаконным, ИП Сидоренко К.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности оспариваемого Постановления, соответствия его требованиям Земельного Кодекса Российской Федерации и Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основываясь на положениях статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, суд апелляционной инстанции исходит из того, что реализация муниципальными органами предоставленных законом полномочий по отмене ранее принятых правовых актов не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения, а орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрацией с учетом определения действующим законодательством разного порядка и процедуры предоставления земельных участков для эксплуатации временных и капитальных объектов, подтверждено несоответствие отмененных Постановлений требованиям градостроительного и земельного законодательства.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков посредством издания правовых актов главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации.
При этом, Земельным Кодексом РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства объектов капитального строительства (статья 30 ЗК РФ) и для целей, не связанных со строительством (статья 34 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован нормой статьи 34 ЗК РФ.
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 ЗК РФ).
При этом, пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ закреплено право органов государственной власти и местного самоуправления, обязанных обеспечивать управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, принимать правовые акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков по статье 34 названного Кодекса, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Материалами дела подтверждается, что Сидоренко К.И. обращался в Администрацию с заявлением о размещении магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения), в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, подлежала применению процедура предоставления земельного участка не для целей строительства, предусмотренная статьей 34 ЗК РФ.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден Постановлением Администрации Томской области от 09.07.2010 N 135а (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 09.07.2010 N 135а Администрацией ЗАТО Северск принято Постановление N 608 от 31.032011 года "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области"; нестационарный торговый объект по адресу - ул. Калинина, 147а в указанной схеме отсутствует.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что процедуре предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта предшествует процедура включения в схему размещения нестационарных объектов в ЗАТО Северск Томской области, проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения временного некапитального сооружения в соответствии с Решением Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах".
Принимая во внимание, обращение Сидоренко К.И. в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12", суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Решение Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" не распространялось бы на него в случае включения объекта в схему размещения некапитальных временных сооружений по Постановлению N 608 от 31.03.2011 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов в ЗАТО Северск Томской области", отклонив доводы заявителя о том, что Постановление N 608 от 31.03.2011 не может применяться для отмены ранее принятых Постановлений Администрацией ЗАТО Северск.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из материалов дела, размещение спорного объекта планируется в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина, в микрорайоне N 12", в связи чем, при его размещении должны быть соблюдены требования ОСТ 218.1002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования".
В соответствии с пунктом 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (далее - ОСТ) не допускается размещение на площади автопавильона торговых объектов.
Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1 ОСТ).
Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.), может быть закрытого типа или открытого (раздел 3.10 ОСТ).
Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а ширину посадочной площадки принимают не менее 3 метров (пп. 3.2.2., 3.3.2 ОСТ).
В соответствии со схемой посадки торгового павильона в составе остановочного комплекса по адресу: г. Северск, 12 микрорайон, ул. Калинина, проект N 2011-004-ГП, расстояние от края проезжей части до несущих конструкций навеса некапитального временного сооружения составляет 2,5 м, таким образом, размещение некапитального временного сооружения нарушает требования ОСТ.
Учитывая изложенного, и исходя из установления нормами действующего законодательства разного порядка и процедуры предоставления земельных участков для эксплуатации временных и капитальных объектов, а равно, обращения предпринимателя в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) по ул. Калинина в микрорайоне N 12", принимая по результатам рассмотрения которого Постановления 22.07.2010 N 1864, от 29.02.2012 N 569, от 09.04.2012 N 1040 Администрацией данное заявление по существу не рассматривалось и решения в соответствии с порядком, установленным статьей 34 ЗК РФ, не принималось, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии отмененных Постановлений требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства.
Несогласие Сидоренко К.И. с выводами суда в части распространения действия Решения Думы ЗАТО Северск от 25.08.2011 N 16/7 на порядок предоставления земельного участка по отношению к Сидоренко К.И.; нарушение требований ОСТ при размещении некапитального временного сооружения не доказано, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене обжалуемого судебного акта; поскольку процедуре предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта обязательно предшествует процедура включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (статья 10 Закона N 381-ФЗ), на момент обращения Сидоренко К.И. о размещении магазина в составе остановочного комплекса (некапитального временного сооружения) нестационарный объект не был внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов; нестационарный торговый объект ранее не эксплуатировался, в связи с чем, подлежал включению в схему размещения нестационарных объектов, утвержденную органом местного самоуправления исходя из нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, что не противоречит положениям статьи 10 Закона N 381-ФЗ, Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772; при разработке схемы уполномоченный орган должен учитывать в том числе, размещение существующих нестационарных торговых объектов, а для планируемых к размещению нестационарных торговых объектов необходимо соблюдение действующего законодательства, в том числе, технических требований к элементам автобусных остановок, правил их размещения на автомобильных дорогах согласно ОСТ 218.1.00202003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования"; кроме того, не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вышеприведенные нормы Закона N 381-ФЗ содержат запрет препятствовать эксплуатации торгового объекта, размещенного ранее утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, применительно к предмету спора такой объект отсутствовал и ранее не эксплуатировался; возможность нарушения прав в будущем (невозможность размещения нестационарного торгового объекта с учетом ранее согласованного места размещения объекта) не свидетельствует о нарушении прав заявителя на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта Администрации, не возлагающего на него дополнительные обязанности и не создающее иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя, также из недоказанности предпринимателем возникновения права на размещение такого объекта (отсутствие правовых оснований предоставления в пользование соответствующего земельного участка и разрешения на размещение нестационарного торгового объекта).
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, установление судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значения для дела, всестороннее и объективное исследование представленных доказательств, сделанные выводы, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18 февраля 2015 года по делу N А67-8116/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)