Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Брусенцов Ю.В., по паспорту,
от заинтересованного лица - Донских Н.В., по доверенности от 17.10.2014 N 1993,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Брусенцова Юрия Валерьевича на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года по делу N А41-37704/14, принятое судьей Завриевым С.С., по заявлению индивидуального предпринимателя Брусенцова Юрия Валерьевича (ОГРНИП 314501706400050) к администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Брусенцов Ю.В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением:
- - о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не рассмотрении заявления от 15.05.2014 о предоставлении в собственность за плату Брусенцову Юрию Валерьевичу земельного участка общей площадью 555 кв. м под автостоянку;
- - о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014;
- - об обязании администрации Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
Решением от 25 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Брусенцов Ю.В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал на необоснованную ссылку суда первой инстанции на статьи 30, 31 ЗК РФ, которые регламентируют порядок предоставления земельных участков для строительства. Предприниматель обращался к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка под автостоянку в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, что является предоставлением для целей, не связанных со строительством. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно статье 34 ЗК РФ является обязанностью органа местного самоуправления, независимо от дальнейшего принятия решения.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.05.2014 заявитель письмом N 24-2937 обратился к администрации с просьбой предоставить земельный участок общей площадью 555 кв. м под автостоянку в собственность за плату, а также обеспечить изготовление проекта границ земельного участка, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 10).
11.06.2014 администрацией Истринского муниципального района был подготовлен промежуточный ответ за N 24-2937, в котором сообщалось о необходимости проведения мероприятий муниципального земельного контроля с выездом на место.
08.07.2014 мероприятие муниципального контроля с выездом на место было проведено, составлен односторонний акт обследования земельного участка без участия заявителя.
Администрация письмом от 10.07.2014 N 24-2937 отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность.
Предприниматель, считая бездействие администрации нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд признает незаконным бездействие администрации в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом);
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 той же нормы орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 11/7 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, на территории Истринского муниципального района.
В силу пункта 2.1 указанного Положения юридические лица и граждане (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, обращаются к главе Истринского муниципального района с заявлением.
Согласно пункту 2.2 Положения заявление рассматривается на Комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района (далее - Комиссия). В случае принятия Комиссией решения о возможности дальнейшего рассмотрения заявления в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков информация о предоставлении земельного участка публикуется органом местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "Истринские вести".
В случае принятия решения Комиссией об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления заявителю направляется мотивированный отказ в месячный срок с момента поступления заявления.
Пунктом 2.4 Положения установлено, что на основании решения Комиссии администрация Истринского муниципального района выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для согласования на предмет ограничений его в обороте, проверки соответствия земельного участка санитарно-эпидемиологическим, природоохранным требованиям, наличия обременении земельного участка, в том числе наличия на земельном участке линейно-кабельных сооружений и т.д.
Согласно пункту 2.5 Положения после согласования заявителем схемы расположения земельного участка администрация Истринского муниципального района ее утверждает.
Как следует из материалов дела, Брусенцов Ю.В. обратился в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением от 15.05.2014 N 24-2937 о предоставлении земельного участка общей площадью 555 кв. м под автостоянку в собственность за плату, а также об изготовлении проекта границ земельного участка, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На обращение заявителя от 15.05.2014 заинтересованным лицом был дан промежуточный ответ от 11.06.2014, в соответствии с которым для определения возможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и его использования под заявленные цели необходимо провести мероприятия муниципального земельного контроля с выездом на место.
В соответствии с односторонним актом обследования от 08.07.2014 муниципальным инспектором по использованию и охране земель Истринского муниципального района проведено обследование испрашиваемого предпринимателем земельного участка, в ходе которого установлено, что испрашиваемый земельный участок на государственном кадастровом учете не стоит, границы земельного участка на местности не определены. На испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства хозяйственно-бытового назначения и трансформаторная будка, собственники указанных объектов недвижимости неизвестны. Также выявлено, что на земельном участке производится свалка строительного мусора.
По результатам проведенного обследования администрацией принято решение, выраженное в письме от 10.07.2014 N 24-2937, об отказе в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка, которое также мотивировано тем, что предоставление земельного участка для строительства автостоянки требует соблюдение процедуры, установленной статьями 30, 31 ЗК РФ. Кроме того, отказ мотивирован тем, что согласно проекту генерального плана поселения использование земельного участка под заявленные цели не предусмотрено.
Поскольку заявление рассмотрено, требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не рассмотрении заявления от 15.05.2014, апелляционный суд считает не подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, предприниматель, обращаясь в администрацию с соответствующим заявлением, представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ и Положения. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Из письма администрации от 10.07.2014 следует, что в качестве основания для отказа заинтересованное лицо указывает, что автомобильная стоянка является объектом капитального строительства, поэтому земельный участок под ее строительство не может быть предоставлен в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ; согласно утвержденной схеме территориального планирования Истринского муниципального района, в соответствии с которой разработан и одобрен на публичных слушаниях проект Генерального плана городского поселения Дедовск, использование испрашиваемого земельного участка под заявленные цели не предусмотрено.
Апелляционный суд находит необоснованными доводы администрации в силу следующего.
Из пункта 1.2 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, на территории Истринского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 11/7, следует, что в порядке, определенном настоящим Положением, могут быть предоставлены земельные участки, в том числе, для ведения хозяйственной деятельности (организация автостоянок, спортивных площадок, мест складирования и иного функционального использования).
Таким образом, предоставление земельного участка под организацию автостоянки является предоставлением для целей, не связанных со строительством.
На основании изложенного апелляционный суд находит необоснованной ссылку суда первой инстанции на положения статей 30, 31 ЗК РФ, поскольку заявление предпринимателя, поданное в администрацию, должно быть рассмотрено в соответствии со статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно письму администрации от 10.07.2014 разработан проект Генерального плана городского поселения Дедовск, на основании чего апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в городском поселении Дедовск утвержденного в установленном порядке Генерального плана.
Вместе с тем, отсутствие утвержденных в установленном законом порядке проектов планировки и межевания территорий в силу статьи 34 ЗК РФ (то есть в силу отсутствия в данной норме соответствующего императивного запрета), а также согласно содержанию статей 41 - 45 ГрК РФ, не является препятствием для утверждения и выдачи уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории преследует цель определения возможных границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории (генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки), позволяет объективно рассмотреть вопрос о возможности (невозможности) его предоставлении заявителю на указанном в заявлении праве, видах деятельности землепользователя и площади участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка не влечет безусловного предоставления земельного участка в аренду. В дальнейшем необходимо будет провести кадастровые работы, после чего уполномоченный орган решает вопрос о предоставлении участка и при наличии препятствий к такому предоставлению, вправе принять отказ (статья 29 ЗК РФ).
Из письма администрации от 10.07.2014 не усматривается иных оснований для отказа в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка. Администрация не представила достаточных доказательств, препятствующих утверждению испрашиваемой схемы.
Довод администрации о том, что в предполагаемых границах земельного участка расположены не принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости апелляционным судом отклоняются как документально неподтвержденные. При этом односторонний акт специалиста администрации не может быть принят апелляционным судом в качестве достаточного и достоверного доказательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
В связи с удовлетворением заявленных требований ИП Брусенцова Ю.В., в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо, то есть с администрации Истринского муниципального района Московской области в пользу ИП Брусенцова Ю.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
В связи с излишней уплатой предпринимателем по квитанции от 29.08.2014 государственной пошлины при подаче апелляционный жалобы, государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату ИП Брусенцову Ю.В. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.07.2014 по делу N А41-37704/14 отменить.
Требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014.
Обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации Истринского муниципального района Московской области в пользу ИП Брусенцова Юрия Валерьевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Возвратить ИП Брусенцову Ю.В. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную по квитанции от 29.08.2014.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-37704/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. по делу N А41-37704/14
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Брусенцов Ю.В., по паспорту,
от заинтересованного лица - Донских Н.В., по доверенности от 17.10.2014 N 1993,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Брусенцова Юрия Валерьевича на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года по делу N А41-37704/14, принятое судьей Завриевым С.С., по заявлению индивидуального предпринимателя Брусенцова Юрия Валерьевича (ОГРНИП 314501706400050) к администрации Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Брусенцов Ю.В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением:
- - о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не рассмотрении заявления от 15.05.2014 о предоставлении в собственность за плату Брусенцову Юрию Валерьевичу земельного участка общей площадью 555 кв. м под автостоянку;
- - о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014;
- - об обязании администрации Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
Решением от 25 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Брусенцов Ю.В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал на необоснованную ссылку суда первой инстанции на статьи 30, 31 ЗК РФ, которые регламентируют порядок предоставления земельных участков для строительства. Предприниматель обращался к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка под автостоянку в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, что является предоставлением для целей, не связанных со строительством. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно статье 34 ЗК РФ является обязанностью органа местного самоуправления, независимо от дальнейшего принятия решения.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.05.2014 заявитель письмом N 24-2937 обратился к администрации с просьбой предоставить земельный участок общей площадью 555 кв. м под автостоянку в собственность за плату, а также обеспечить изготовление проекта границ земельного участка, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 10).
11.06.2014 администрацией Истринского муниципального района был подготовлен промежуточный ответ за N 24-2937, в котором сообщалось о необходимости проведения мероприятий муниципального земельного контроля с выездом на место.
08.07.2014 мероприятие муниципального контроля с выездом на место было проведено, составлен односторонний акт обследования земельного участка без участия заявителя.
Администрация письмом от 10.07.2014 N 24-2937 отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность.
Предприниматель, считая бездействие администрации нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд признает незаконным бездействие администрации в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом);
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 той же нормы орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 11/7 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, на территории Истринского муниципального района.
В силу пункта 2.1 указанного Положения юридические лица и граждане (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, обращаются к главе Истринского муниципального района с заявлением.
Согласно пункту 2.2 Положения заявление рассматривается на Комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района (далее - Комиссия). В случае принятия Комиссией решения о возможности дальнейшего рассмотрения заявления в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков информация о предоставлении земельного участка публикуется органом местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "Истринские вести".
В случае принятия решения Комиссией об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления заявителю направляется мотивированный отказ в месячный срок с момента поступления заявления.
Пунктом 2.4 Положения установлено, что на основании решения Комиссии администрация Истринского муниципального района выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для согласования на предмет ограничений его в обороте, проверки соответствия земельного участка санитарно-эпидемиологическим, природоохранным требованиям, наличия обременении земельного участка, в том числе наличия на земельном участке линейно-кабельных сооружений и т.д.
Согласно пункту 2.5 Положения после согласования заявителем схемы расположения земельного участка администрация Истринского муниципального района ее утверждает.
Как следует из материалов дела, Брусенцов Ю.В. обратился в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением от 15.05.2014 N 24-2937 о предоставлении земельного участка общей площадью 555 кв. м под автостоянку в собственность за плату, а также об изготовлении проекта границ земельного участка, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На обращение заявителя от 15.05.2014 заинтересованным лицом был дан промежуточный ответ от 11.06.2014, в соответствии с которым для определения возможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и его использования под заявленные цели необходимо провести мероприятия муниципального земельного контроля с выездом на место.
В соответствии с односторонним актом обследования от 08.07.2014 муниципальным инспектором по использованию и охране земель Истринского муниципального района проведено обследование испрашиваемого предпринимателем земельного участка, в ходе которого установлено, что испрашиваемый земельный участок на государственном кадастровом учете не стоит, границы земельного участка на местности не определены. На испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства хозяйственно-бытового назначения и трансформаторная будка, собственники указанных объектов недвижимости неизвестны. Также выявлено, что на земельном участке производится свалка строительного мусора.
По результатам проведенного обследования администрацией принято решение, выраженное в письме от 10.07.2014 N 24-2937, об отказе в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка, которое также мотивировано тем, что предоставление земельного участка для строительства автостоянки требует соблюдение процедуры, установленной статьями 30, 31 ЗК РФ. Кроме того, отказ мотивирован тем, что согласно проекту генерального плана поселения использование земельного участка под заявленные цели не предусмотрено.
Поскольку заявление рассмотрено, требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не рассмотрении заявления от 15.05.2014, апелляционный суд считает не подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, предприниматель, обращаясь в администрацию с соответствующим заявлением, представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ и Положения. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Из письма администрации от 10.07.2014 следует, что в качестве основания для отказа заинтересованное лицо указывает, что автомобильная стоянка является объектом капитального строительства, поэтому земельный участок под ее строительство не может быть предоставлен в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ; согласно утвержденной схеме территориального планирования Истринского муниципального района, в соответствии с которой разработан и одобрен на публичных слушаниях проект Генерального плана городского поселения Дедовск, использование испрашиваемого земельного участка под заявленные цели не предусмотрено.
Апелляционный суд находит необоснованными доводы администрации в силу следующего.
Из пункта 1.2 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, на территории Истринского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 30.11.2009 N 11/7, следует, что в порядке, определенном настоящим Положением, могут быть предоставлены земельные участки, в том числе, для ведения хозяйственной деятельности (организация автостоянок, спортивных площадок, мест складирования и иного функционального использования).
Таким образом, предоставление земельного участка под организацию автостоянки является предоставлением для целей, не связанных со строительством.
На основании изложенного апелляционный суд находит необоснованной ссылку суда первой инстанции на положения статей 30, 31 ЗК РФ, поскольку заявление предпринимателя, поданное в администрацию, должно быть рассмотрено в соответствии со статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно письму администрации от 10.07.2014 разработан проект Генерального плана городского поселения Дедовск, на основании чего апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в городском поселении Дедовск утвержденного в установленном порядке Генерального плана.
Вместе с тем, отсутствие утвержденных в установленном законом порядке проектов планировки и межевания территорий в силу статьи 34 ЗК РФ (то есть в силу отсутствия в данной норме соответствующего императивного запрета), а также согласно содержанию статей 41 - 45 ГрК РФ, не является препятствием для утверждения и выдачи уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории преследует цель определения возможных границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории (генеральный план муниципального образования, правила землепользования и застройки), позволяет объективно рассмотреть вопрос о возможности (невозможности) его предоставлении заявителю на указанном в заявлении праве, видах деятельности землепользователя и площади участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка не влечет безусловного предоставления земельного участка в аренду. В дальнейшем необходимо будет провести кадастровые работы, после чего уполномоченный орган решает вопрос о предоставлении участка и при наличии препятствий к такому предоставлению, вправе принять отказ (статья 29 ЗК РФ).
Из письма администрации от 10.07.2014 не усматривается иных оснований для отказа в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка. Администрация не представила достаточных доказательств, препятствующих утверждению испрашиваемой схемы.
Довод администрации о том, что в предполагаемых границах земельного участка расположены не принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости апелляционным судом отклоняются как документально неподтвержденные. При этом односторонний акт специалиста администрации не может быть принят апелляционным судом в качестве достаточного и достоверного доказательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
В связи с удовлетворением заявленных требований ИП Брусенцова Ю.В., в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо, то есть с администрации Истринского муниципального района Московской области в пользу ИП Брусенцова Ю.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
В связи с излишней уплатой предпринимателем по квитанции от 29.08.2014 государственной пошлины при подаче апелляционный жалобы, государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату ИП Брусенцову Ю.В. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.07.2014 по делу N А41-37704/14 отменить.
Требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в не утверждении и не выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15.05.2014.
Обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации Истринского муниципального района Московской области в пользу ИП Брусенцова Юрия Валерьевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Возвратить ИП Брусенцову Ю.В. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную по квитанции от 29.08.2014.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)