Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Немгирова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения К. и его представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Целинное РМО) о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования (далее - Хар-Булукское СМО), обосновывая свои требования тем, что с октября 1979 года по 23 августа 2004 года он был зарегистрирован и проживал на территории Хар-Булукского СМО Целинного района Республики Калмыкия. Стаж работы в совхозе "Страна Советов" Целинного района Республики Калмыкия составляет 36 лет 3 месяца. Он обратился в администрацию Целинного РМО с заявлением о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО, на что получил отказ, который считает незаконным. Просил обязать ответчика включить его в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
В судебном заседании представитель истца М. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Целинного РМО в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве глава администрации Целинного РМО Д. просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица - глава администрации Хар-Булукского СМО Б. в письменном ходатайстве указал на отсутствие возражений по делу и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований К. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список граждан, имеющих право на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца М. просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, мотивируя тем, что отказ администрации Целинного РМО необоснован, поскольку на момент составления списка граждан, имеющих право на получение земельной доли, К. являлся работником совхоза "Страна Советов" Целинного района Республики Калмыкия, проработавшим в совхозе более 5 лет, по состоянию на 01 января 2003 года был зарегистрирован на территории Хар-Булукского СМО. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у него права на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался п. 2 ст. 1, абз. 3, 4 ч. 4 ст. 10 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24 июля 2002 г., п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-З от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", Законом Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-3 "О земле", Постановлениями Правительства РФ от 04 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", от 01 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных долей" и при этом исходил из того, что право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях или социальной сфере села не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имеющих право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли. Работник, не включенный в список, но проработавший в сельскохозяйственном предприятии не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированный по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г., имеет право на получение земельной доли по рекомендации внутрихозяйственной комиссии. 22 марта 2005 г. в газете "Новая жизнь" был опубликован список граждан, имеющих право на получение земельных долей в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования. На момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) истец работником сельскохозяйственного предприятия не являлся. Следовательно, он не мог быть включен в список претендентов на получение земельной доли. Наличие факта его регистрации на территории Хар-Булукского СМО по состоянию на 01 января 2003 г. само по себе не является основанием возникновения у него права на бесплатное получение земельной доли.
Такой вывод суда основан на фактических данных по делу и соответствует требованиям закона, и с ним следует согласиться.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъекта РФ и муниципальных образований. Перечни категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Согласно абзацу 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия "О земле" от 28 февраля 2003 года N 286-II-З, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имели право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу настоящего закона и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
По смыслу приведенных положений закона после составления и утверждения списков лиц, претендующих на получение земельной доли, работнику, который не был включен в указанные списки, земельная доля может быть предоставлена при наличии двух оснований: он должен быть работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле", и зарегистрирован по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Как установил суд и видно из материалов дела, на момент вступления в силу Закона РК "О земле" от 28 февраля 2003 года К. работником сельскохозяйственного предприятия не являлся.
При таких данных следует согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в списки претендентов на получение земельной доли.
Также является обоснованным вывод суда и о том, что наличие регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО по состоянию на 01 января 2003 года не может являться безусловным основанием для возникновения права на получение земельной доли, поскольку для этого требуется наличие одновременно двух условий: как регистрации по месту постоянного жительства, так и факта работы в хозяйстве на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" и стажа работы не менее 5 лет.
Наличие регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО само по себе не может являться бесспорным доказательством наличия у него права на бесплатное обеспечение земельным участком и включение в соответствующие списки, поскольку такое право могло возникнуть только в том случае, если на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" он являлся работником хозяйства земельный фонд был предоставлен хозяйству в коллективную совместную собственность работников хозяйства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" истец работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет, не являлся, и потому в силу вышеуказанных норм право на однократное получение земельной доли в собственность бесплатно у него не возникло.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца М. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
О.В.ЦАКИРОВА
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 12.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-469/2013Г.
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. по делу N 33-469/2013г.
Судья: Немгирова Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения К. и его представителя М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Целинное РМО) о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования (далее - Хар-Булукское СМО), обосновывая свои требования тем, что с октября 1979 года по 23 августа 2004 года он был зарегистрирован и проживал на территории Хар-Булукского СМО Целинного района Республики Калмыкия. Стаж работы в совхозе "Страна Советов" Целинного района Республики Калмыкия составляет 36 лет 3 месяца. Он обратился в администрацию Целинного РМО с заявлением о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО, на что получил отказ, который считает незаконным. Просил обязать ответчика включить его в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
В судебном заседании представитель истца М. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Целинного РМО в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве глава администрации Целинного РМО Д. просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица - глава администрации Хар-Булукского СМО Б. в письменном ходатайстве указал на отсутствие возражений по делу и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований К. к администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список граждан, имеющих право на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца М. просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, мотивируя тем, что отказ администрации Целинного РМО необоснован, поскольку на момент составления списка граждан, имеющих право на получение земельной доли, К. являлся работником совхоза "Страна Советов" Целинного района Республики Калмыкия, проработавшим в совхозе более 5 лет, по состоянию на 01 января 2003 года был зарегистрирован на территории Хар-Булукского СМО. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у него права на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался п. 2 ст. 1, абз. 3, 4 ч. 4 ст. 10 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24 июля 2002 г., п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-IV-З от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", Законом Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-3 "О земле", Постановлениями Правительства РФ от 04 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", от 01 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных долей" и при этом исходил из того, что право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях или социальной сфере села не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имеющих право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли. Работник, не включенный в список, но проработавший в сельскохозяйственном предприятии не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированный по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г., имеет право на получение земельной доли по рекомендации внутрихозяйственной комиссии. 22 марта 2005 г. в газете "Новая жизнь" был опубликован список граждан, имеющих право на получение земельных долей в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования. На момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" (13 апреля 2003 г.) истец работником сельскохозяйственного предприятия не являлся. Следовательно, он не мог быть включен в список претендентов на получение земельной доли. Наличие факта его регистрации на территории Хар-Булукского СМО по состоянию на 01 января 2003 г. само по себе не является основанием возникновения у него права на бесплатное получение земельной доли.
Такой вывод суда основан на фактических данных по делу и соответствует требованиям закона, и с ним следует согласиться.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъекта РФ и муниципальных образований. Перечни категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Согласно абзацу 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия "О земле" от 28 февраля 2003 года N 286-II-З, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имели право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу настоящего закона и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
По смыслу приведенных положений закона после составления и утверждения списков лиц, претендующих на получение земельной доли, работнику, который не был включен в указанные списки, земельная доля может быть предоставлена при наличии двух оснований: он должен быть работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле", и зарегистрирован по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Как установил суд и видно из материалов дела, на момент вступления в силу Закона РК "О земле" от 28 февраля 2003 года К. работником сельскохозяйственного предприятия не являлся.
При таких данных следует согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в списки претендентов на получение земельной доли.
Также является обоснованным вывод суда и о том, что наличие регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО по состоянию на 01 января 2003 года не может являться безусловным основанием для возникновения права на получение земельной доли, поскольку для этого требуется наличие одновременно двух условий: как регистрации по месту постоянного жительства, так и факта работы в хозяйстве на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" и стажа работы не менее 5 лет.
Наличие регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО само по себе не может являться бесспорным доказательством наличия у него права на бесплатное обеспечение земельным участком и включение в соответствующие списки, поскольку такое право могло возникнуть только в том случае, если на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" он являлся работником хозяйства земельный фонд был предоставлен хозяйству в коллективную совместную собственность работников хозяйства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" истец работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет, не являлся, и потому в силу вышеуказанных норм право на однократное получение земельной доли в собственность бесплатно у него не возникло.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца М. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
О.В.ЦАКИРОВА
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)