Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 10АП-17236/2014 ПО ДЕЛУ N А41-67447/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А41-67447/13


Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем": Кисляков В.А., по доверенности от 12.01.2015 N 009/10; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены; от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А., по доверенности от 30.12.2014 N 494; от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: Воротильникова И.И., по доверенности от 28.01.2015 N 158; от ИФНС России по г. Воскресенску Московской области: не явились, извещены; от Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Колмакова А.А., по доверенности от 2.05.2014 N ЕП/04-3498; от Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Городское поселение Белоозерский": Ланина М.В., по доверенности от 28.08.2014 N 144,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Городское поселение Белоозерский", Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области 18 декабря 2014 года по делу N А41-67447/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по исковому заявлению Федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании кадастровой ошибки,

установил:

Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, в котором, просило суд:
- - признать установленную ответчиком в размере 70 245 492 647 руб. 05 коп. кадастровую стоимость земельного участка 50:29:0000000:4 не соответствующей действующей методике расчета;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка 50:29:0000000:4 равной 7 736 623 802 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2014 года по делу N А41-67447/13 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда Московской области от 25 июня 2014 года по настоящему делу решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2014 года решение от 27.03.2014 и постановление от 25.06.2014 отменены, настоящее дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года по делу N А41-67447/13 требования ФКП "ГкНиПАС" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области и Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Городское поселение Белоозерский" обжаловали указанное решение в апелляционном порядке.
Заявитель и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционных жалоб.
Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Администрация муниципального образования Городское поселение Белоозерский направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали на доводы апелляционных жалоб.
Определением от 25.02.2015 Десятый арбитражный апелляционный суд прекратил производство по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Городское поселение Белоозерский, поданной в порядке статьи 42 АПК РФ в связи с тем, что решение суда по настоящему делу не нарушает прав и обязанностей указанного лица.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство экологии и природопользования Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Направляя настоящее дела на новое рассмотрение, Арбитражный суд Московского округа указал, что судом первой инстанции не было рассмотрено заявление истца, которое можно трактовать как уточнение заявленных требований и то, что фактически истец просит исправить кадастровую ошибку, а не оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, как не соответствующую его рыночной стоимости.
При новом рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, представитель истца пояснил, что фактически просит суд признать сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 в размере 70 245 492 647 руб. 05 коп., содержащиеся в государственном кадастре недвижимости до утверждения новой кадастровой стоимости на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 года N 567-РМ, кадастровой ошибкой, при этом истец считает, что именно данные требования изначально истцом и были заявлены.
Суд первый инстанции посчитал данные пояснения уточнением исковых требований и принял их в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ.
Также Арбитражный суд Московского округа указал, что судами первой и апелляционной инстанций не была дана правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и не был выяснен вопрос о том соответствует ли вид разрешенного использования спорного земельного участка категории, к которой данный земельный участок отнесен (то есть земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:4 обоснованно исходя из его фактического использования отнесен к категории (номеру группы) 2), либо он должен быть отнесен к категории (номеру группы) 6). После чего необходимо выяснить вопрос о том определена ли кадастровая стоимость спорного земельного участка внесенная в государственный кадастр недвижимости в соответствии с установленными для данного земельного участка характеристиками (в том числе видом разрешенного использования). После этого установить наличие либо отсутствии ошибки в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
ФКП "ГкНИПАС" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:4 общей площадью 102 744 008 кв. м, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "под размещение объектов производственного и социально-культурного назначения", местоположение установлено относительно ориентира Московская область, Воскресенский район, северо-восточнее пос. Белоозерский, расположенного в границах участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из положений пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указано, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством данными полномочиями наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В силу положений пункта 2.1.4 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (утверждена Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49, письмом Минюста России от 8 апреля 2003 г. N 07/3354-ЮД признана не нуждающейся в государственной регистрации) к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
При этом, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка (пункт 2.1.5 Методических указаний).
Согласно пункту 2.1.6 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности шестой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 года N П/49, для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются на группы.
При этом к пятой группе относятся земельные участки для обеспечения космической деятельности, а именно земельные участки, которые используются или предназначены для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности.
К шестой группе относятся земельные участки обороны и безопасности, которые используются или предназначены для:
- - строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- - разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
- - создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие).
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 года N 681/27, действовавшего до 25.05.2013 года, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14 ноября 2012 года N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Московской области.
Указанным распоряжением в приложении N 2 к нему утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков данной категории по Московской области в зависимости от того к какой группе относятся земельные участки.
При этом, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Воскресенском муниципальном районе Московской области и отнесенных к пятой группе, установлено в размере 683 руб. 61 коп., а среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в Воскресенском муниципальном районе Московской области и отнесенных к шестой группе в размере 75 руб. 30 коп.
На основании данных положений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости от 17.04.2013 года определило и внесло в ГКН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 в размере 70 245 492 647 руб. 05 коп., исходя из среднего значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что спорный земельный участок относится к пятой категории.
Однако, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:4, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКП "ГкНИПАС" относится не к пятой, а к шестой группе земельных участков земель промышленности - земельным участкам обороны и безопасности. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе исходя из уставной деятельности предприятия, письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.12.2013.
В соответствии со статьей 28 Закона N 221-ФЗ кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что в Акте определения кадастровой стоимости спорного земельного участка была допущена ошибка при определении кадастровой стоимости данного земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя о признании сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0000000:4 в размере 70 245 492 647 руб. 05 коп., содержащиеся в государственном кадастре недвижимости до утверждения новой кадастровой стоимости на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 года N 567-РМ, кадастровой ошибкой подлежат удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 28 закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Исходя из изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года по делу N А41-67447/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)