Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 26.08.2014 ПО ДЕЛУ N 3-52/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу N 3-52/2014


Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре С.,
с участием:
представителя заявителя - М.А.Д., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
представителя органа, чье решение оспаривается - Правительства Удмуртской Республики К.С.В. действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Р.Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года" в соответствующей части,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее по тексту - ООО "<данные изъяты>", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года" в соответствующей части.
Заявление мотивировано тем, что ООО "<данные изъяты>" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- - N, общей площадью 1 047 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- - N, общей площадью 936 кв. м, расположенный по адресу <адрес>. Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- N, общей площадью 13 446 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- N, общей площадью 1 617 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
- N, общей площадью 11 829 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Заявитель в налоговых периодах 2010, 2011, 2012, 2013 гг. нес бремя уплаты земельного налога в бюджет МО "Город Глазов". Все земельные участки, принадлежащие обществу, расположены в кадастровом квартале муниципального образования "Город Глазов" с номером N. При проведении камеральной проверки налоговым органом было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана ФГУП "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов на 01 января 2007 года" (далее - постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275) без учета постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее - постановление Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116), по которому удельный показатель по виду разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта, заготовок" указанный в столбце 9 пункте 78 приложения N 2 постановления Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 изменен с 500,95 руб. на 1 226,31 руб. Указанные изменения привели к увеличению кадастровой стоимости земельного участка более чем в 2, 5 раза. Пунктом 4 постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 установлено, что данное постановление распространяется на правоотношения возникшие с 01 сентября 2009 года. Начиная с 2012 года земельный налог по принадлежащим обществу земельным участкам рассчитывается исходя кадастровой стоимости определенной на оснований изменений, установленных постановлением Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116. Оспариваемым постановлением нарушаются права и свободы заявителя, так как на общество незаконно возлагается обязанность платить земельный налог в большем размере. Заявитель полагает, что, Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением от 15 мая 2009 года N 116 результаты ранее утвержденной государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения в части УПКС земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала N, по девятой группе видов разрешенного использования в УР "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", т.е. в разрезе кадастрового квартала по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которого находятся земельные участки, собственником которых является ООО "<данные изъяты>". Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку кадастровая стоимость и ее удельный показатель принадлежащих обществу земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами N 316.
ООО "<данные изъяты>" после уточнения требований просит:
признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года" в части пункта 2 в части изменения пункта 78 раздела 10 "Город Глазов" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года", которым удельный показатель кадастровой стоимости земельного участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала и вида разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года в рублях на квадратный метр с цифры "500,95" заменен на цифру "1226,31", в части земельных участков с кадастровыми N, N, N.
Представитель ООО "<данные изъяты>" в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Правительства Удмуртской Республики К.С.В. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В письменном отзыве представитель Правительства Удмуртской Республики указывает, что необходимость внесения изменений в постановление N 275 обусловлена допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков. Ошибка в отчете была воспроизведена в постановлении N 275, а в последующем в государственном кадастре недвижимости. После чего указанную ошибку, в силу п. 2 ч. 1 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", можно квалифицировать как кадастровую ошибку в сведениях. Для исправления в порядке информационного взаимодействия кадастровой ошибки в сведениях, заключающейся в неправильном указании арифметического значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала N, необходимо внести соответствующие изменения в нормативный акт, утвердивший кадастровую стоимость этого земельного участка. Принимая постановление N 116, Правительство УР, как и при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную органом кадастрового учета. Полагает, что не может применяться письмо Росрегистрации от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ в качестве акта, регламентирующего процедуру исправления кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия. Считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Р.Е.И., поддержала позицию Правительства Удмуртской Республики.
Также в материалы дела Р.Е.И., представлены письменные возражения на заявление, в которых филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР отмечает, что в силу возложенных полномочий Филиал является учетным органом и не может являться лицом, которое вправе вносить какие-либо изменения в нормативные правовые акты. Филиал является ненадлежащим лицом по данному делу, поскольку не оспаривает чьи-либо имущественные права, не является получателем налоговых платежей, не является законодательным органом, поэтому не имеет заинтересованности к оспариванию постановления.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление ООО "<данные изъяты>" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила N 316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил N 316).
Согласно пункту 8 Правил N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил N 316).
Такие Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из чего следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведенных работ Исполнителем был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчет), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внесшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР N 275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики не нашел нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года). Данное определение суда вступило в законную силу.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР 15 мая 2009 года N 116, оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Постановление Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта РФ, опубликовано в средствах массовой информации ("Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года N 24) и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с приложением 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в пункте 2 пункта 78 раздела 10 "Город Глазов" установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала N по девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Данный показатель составил "500, 95".
Согласно постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом N по девятой группе видов разрешенного использования был изменен на цифру "1226,31".
Пунктом 4 постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 установлено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года.
Как следует из материалов дела, с 2009 года и по настоящее время ООО "<данные изъяты>" являлось и является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- - N, общей площадью 1 047 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- - N, общей площадью 13 446 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- N, общей площадью 11 829 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровых выписок, находящиеся в собственности заявителя земельные участки стоят на кадастровом учете.
Вышеназванные земельные участки, принадлежащие обществу, расположены в кадастровом квартале муниципального образования "Город Глазов" с номером N.
Таким образом, ООО "<данные изъяты>" является плательщиком земельного налога в бюджет муниципального образования "Город Глазов".
Из материалов дела усматривается, что в период с 24 июля 2013 года по 24 октября 2013 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Удмуртской Республике проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной (корректирующей) налоговой декларации по уплате земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2011 год, в отношении земельных участков, находящихся в собственности ООО "<данные изъяты>". Из акта N камеральной проверки усматривается, что по данным налоговых деклараций имеются расхождения между суммами исчисленного земельного налога, указанными ООО "N" в налоговой декларации и суммами, исчисленными налоговой инспекцией.
При проведении камеральной проверки установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу, рассчитана "Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по УР, согласно постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 275, без учета постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 116. Удельный показатель при расчете кадастровой стоимости составлял 500, 95 руб./кв. м.
По результатам проверки сумма земельного налога ООО "N" была доначислена, при этом при расчете кадастровой стоимости применялся удельный показатель кадастровой стоимости, установленный постановлением Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116, равный 1226, 31 руб. кв./м. Из справки Межрайонной ИФНС России N 2 по УР от 14 августа 2014 года следует, что ООО "<данные изъяты>" отсутствует задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
Из вышесказанного следует, что постановление Правительства УР N 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ООО "<данные изъяты>" поскольку увеличение кадастровой стоимости находящихся в собственности заявителя земельных участков, отнесенных к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за данные земельные участки.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05, в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 11 Правил N 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством Удмуртской Республики при принятии обжалуемого постановления N 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР N 116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года).
Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона N 221-ФЗ и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ N 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N 316 от 08 апреля 2000 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в Отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов N по девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку удельные показатели принадлежащих заявителю земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами N 316 от 08 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Является не основанным на законе довод представителя Правительства Удмуртской Республики о возможности внесения изменений в кадастровую стоимость земельных участков в порядке информационного взаимодействия, оговоренного в статье 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, поскольку такой способ исправления кадастровой ошибки не освобождает от необходимости соблюдения процедуры проведения кадастровой оценки в порядке, урегулированном постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение нарушение прав заявителя и несоответствие постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 требованиям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим с момента принятия, поскольку его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что повлекло уплату заявителем земельного налога в большем размере.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года" в части пункта 2, в части изменения пункта 78 раздела 10 "Город Глазов" приложения N 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года", которым удельный показатель кадастровой стоимости земельного участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала и вида разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года в рублях на квадратный метр с цифры "500,95" заменен на цифру "1226,31", в части земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 августа 2014 года.
Председательствующий,
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
Н.Н.СЕНТЯКОВА
Копия верна:
Судья
Н.Н.СЕНТЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)