Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8768/2014, А-63

Обстоятельства: Определением исковое заявление об отмене постановлений органа местного самоуправления возвращено в связи с неподведомственностью.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. по делу N 33-8768/2014, А-63


Судья Вениченко Ю.В.

8 сентября 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.,
судей Данцевой Т.Н. и Малякина А.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Малякина А.В. частную жалобу семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера (эвенков) "Олдомон" (Рыбное) на определение судья Туруханского районного суда Красноярского края от 8 августа 2014 года об отказе в принятии заявления.
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера (эвенков) "Олдомон" (Рыбное) (далее - Община "Олдомон") обратилась в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений администрации Туруханского района: 1) N 756-п от 11 июня 2014 г. "Об отмене постановления администрации Туруханского района N 1727-п от 29 ноября 2013 г. "О переводе земельного участка с кадастровым номером N категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства"; 2) N 757-п от 11 июня 2014 г. "Об отмене постановления администрации Туруханского района от 14 марта 2014 г. N 262-п "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N родо-племенной общине КМНС эвенков <адрес> "Олдомон" для ведения сельскохозяйственного производства"; 3) N 758-п от 11 июня 2014 г. "О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 8492978980 кв. м, имеющего кадастровый номер N".
По мнению заявителя, указанные постановления приняты с нарушением требований действующего законодательства, создают препятствия и нарушают права Общины "Олдомон" на пользование ранее предоставленного в аренду земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, осуществления традиционных хозяйствования и промыслов.
Судьей первой инстанции постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Общины "Олдомон" ставится вопрос об отмене данного определения, как незаконного.
Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, заслушав представителя Общины "Олдомон" ФИО5, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Отказывая в принятии заявления Общины "Олдомон", судья исходил из того, что оспариваемые постановления администрации Туруханского района являются ненормативными актами, затрагивающими интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а дела по таким заявлениям в соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ относятся к подведомственности арбитражных судов, поэтому не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Вместе с тем, с выводом судьи о том, что заявление Общины "Олдомон" относится к подведомственности арбитражного суда, согласиться нельзя.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).
Частью 1 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации); юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также в других формах, предусмотренных законом; некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (статья 50 ГК РФ).
Из устава Общины "Олдомон" следует, что она создана в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (пункт 1.1); деятельность общины носит некоммерческий характер; община не преследует цели извлечения прибыли (пункт 1.4); предпринимательскую деятельность община вправе осуществлять лишь в той мере, в которой это служит достижению целей, в которых она создана (пункт 4.3).
Таким образом, Община "Олдомон" является некоммерческой организацией, цель которой - сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов.
Для ведения сельскохозяйственного производства, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявленные Общиной "Олдомон" требования об отмене постановлений администрации Туруханского района, мотивированы тем, что оспариваемыми постановлениями нарушаются права общины на осуществление традиционных хозяйствования и промыслов при пользовании ранее предоставленным земельным участком.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые акты органа местного самоуправления затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение судьи не может быть признано законным, поэтому подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение судья Туруханского районного суда Красноярского края от 8 августа 2014 года отменить, направив материал в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии заявления к производству суда.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)