Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении земельного участка, на котором был расположен его жилой дом, по причине того, что участок относился к территории общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Балова А.М.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Родиной Т.А.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Самарского районного суда г. Самары от 30.06.2015 года, которым постановлено:
"Требования, заявленные А., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области А. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 25.02.2015 года N 12-1/0192/15.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
А. обратилась суд с заявлением, указав что 10.02.2015 года она направила в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 362,0 кв. м, на котором расположен жилой дом находящийся у нее в собственности площадью 32,3 кв. м, однако уведомлением от 25.02.2015 года Министерством имущественных отношений Самарской области ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на основании сведений, представленных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования.
Ссылаясь на изложенное, просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, выраженный в уведомлении от 25.02.2015 года N 12-1/0192/15; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. N 12-1/0192/15 с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности З. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства имущественных отношений доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя по доверенности Ч. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
Судом установлено, что А. является собственником жилого дома площадью 32,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АМ N 048519 от 06.03.2014 года и следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 63/001/002/2015-3264 от 18.02.2015 года.
10.02.2015 года заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 362,00 кв. м, занимаемого указанным жилым домом с приусадебным участком, однако Министерством имущественных отношений Самарской области уведомлением N 12-1/0192/15 от 25.02.2015 года ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования.
Процедура и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, на момент обращения заявительницы и отказа ей в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп предусмотрены Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
В соответствии с Выпиской из ИСОГД городского округа Самара Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N САМВ-182286 от 12.02.2015 года в связи с обращением Министерства имущественных отношений Самарской области земельный участок, площадью 362,00 кв. м, по адресу: <адрес> принадлежит территории общего пользования.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Суд первой инстанции правильно указал, что Министерством имущественных отношений, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с расположением части земельного участка в границах красных линий и как следствие ограничения данного земельного участка в обороте на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 года N 11-В09-19).
Между тем, на испрашиваемом земельном участке не усматривается объектов общего пользования, а расположен жилой дом заявителя.
Каких-либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка, не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно исходил из того, что она является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке и соответственно имеет право, при соблюдении надлежащих условий, приобрести земельный участок в собственность путем выкупа.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Принимая во внимание, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара N 287 от 01.04.2015 года "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в настоящее время полномочиями по принятию решения в рассматриваемом случае наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара, суд правильно обязал Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
По мнению судебной коллегии, решение суда принято в пределах исследованных в судебном заседании доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений и нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9551/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что ему было незаконно отказано в предоставлении земельного участка, на котором был расположен его жилой дом, по причине того, что участок относился к территории общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. по делу N 33-9551/2015
Судья: Балова А.М.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Родиной Т.А.
при секретаре - М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Самарского районного суда г. Самары от 30.06.2015 года, которым постановлено:
"Требования, заявленные А., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области А. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от 25.02.2015 года N 12-1/0192/15.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
А. обратилась суд с заявлением, указав что 10.02.2015 года она направила в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 362,0 кв. м, на котором расположен жилой дом находящийся у нее в собственности площадью 32,3 кв. м, однако уведомлением от 25.02.2015 года Министерством имущественных отношений Самарской области ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на основании сведений, представленных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования.
Ссылаясь на изложенное, просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, выраженный в уведомлении от 25.02.2015 года N 12-1/0192/15; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. N 12-1/0192/15 с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности З. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании судебной коллегии представитель Министерства имущественных отношений доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя по доверенности Ч. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
Судом установлено, что А. является собственником жилого дома площадью 32,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АМ N 048519 от 06.03.2014 года и следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 63/001/002/2015-3264 от 18.02.2015 года.
10.02.2015 года заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 362,00 кв. м, занимаемого указанным жилым домом с приусадебным участком, однако Министерством имущественных отношений Самарской области уведомлением N 12-1/0192/15 от 25.02.2015 года ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования.
Процедура и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, на момент обращения заявительницы и отказа ей в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп предусмотрены Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
В соответствии с Выпиской из ИСОГД городского округа Самара Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N САМВ-182286 от 12.02.2015 года в связи с обращением Министерства имущественных отношений Самарской области земельный участок, площадью 362,00 кв. м, по адресу: <адрес> принадлежит территории общего пользования.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Суд первой инстанции правильно указал, что Министерством имущественных отношений, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с расположением части земельного участка в границах красных линий и как следствие ограничения данного земельного участка в обороте на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 года N 11-В09-19).
Между тем, на испрашиваемом земельном участке не усматривается объектов общего пользования, а расположен жилой дом заявителя.
Каких-либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка, не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно исходил из того, что она является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке и соответственно имеет право, при соблюдении надлежащих условий, приобрести земельный участок в собственность путем выкупа.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Принимая во внимание, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара N 287 от 01.04.2015 года "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в настоящее время полномочиями по принятию решения в рассматриваемом случае наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара, суд правильно обязал Министерство имущественных отношений Самарской области перенаправить заявление А. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
По мнению судебной коллегии, решение суда принято в пределах исследованных в судебном заседании доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений и нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)