Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 ПО ДЕЛУ N А13-8910/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А13-8910/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Движение" Коптяевой О.В. по доверенности от 12.01.2015, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Кудрявцевой С.В. по доверенности от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 марта 2015 года по делу N А13-8910/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Движение" (место нахождения: 160028, Вологодская обл., г. Вологда, мкр. ГПЗ 1-й, д. 9 кв. 107; ОГРН 1043500048130, ИНН 3525136536; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. М. Ульяновой, д. 6а; ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; далее - Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непроведении в период с 01.02.2014 по настоящее время торгов по представлению земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401001:1828 для строительства и о возложении обязанности на Департамент провести торги по предоставлению в аренду земельного участка для строительства, расположенного по адресу: город Вологда, улица Западная, 9 - 10, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит следующие доводы:
- - вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства наличия безусловных оснований для принятия органом местного самоуправления решений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства о проведении торгов не соответствует действительности;
- - бездействие со стороны Департамента в непроведении торгов по предоставлению права аренды земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - на момент подачи апелляционной жалобы организация торгов не проведена.
Представитель Общества в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Администрация в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 14.08.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением, в котором, ссылаясь на постановление Главы города Вологды от 10.03.2006 N 861 "О предварительном согласовании ООО "Движение" земельного участка по ул. Западной для проектирования здания автошколы" и факт обращения Общества 12.08.2009 в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением о предоставлении земельного участка по улице Западной для строительства, просило предоставить информацию о принятии решения по вопросу оформления отвода земельного участка по ул. Западной для строительства здания автошколы (л.д. 79 - 81, 104).
Департамент письмом от 03.10.2013 сообщил, что земельный участок по улице Западной расположен в Южном планировочном районе и в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 17.05.2010 N 548 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", а также земельных участков, находящихся в собственности области, осуществляется исключительно на торгах", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Южном районе города Вологды, осуществляется исключительно на торгах (л.д. 103).
Общество 29.10.2013 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401001:30, площадью ориентировочно 5549 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Западная, 9, 10, в аренду для строительства автошколы (л.д. 32).
В ответ Департамент письмом от 09.12.2013 сообщил, что Комиссией по выбору земельных участков при администрации города Вологды 01.11.2013 принято решение о продаже испрашиваемого земельного участка в собственность на торгах с видом разрешенного использования "административные здания". Информация о сроках и условиях торгов будет размещена на официальном сайте администрации города Вологды в сети Интернет, а также в газете "Вологодские новости" (л.д. 35).
Общество обратилось 19.03.2014 в Департамент с заявлением о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером 35:24:0401001:30, расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Западная, 9, 10, а также о сроках и условиях проведения торгов (л.д. 34).
В ответ Департамент письмом от 08.04.2014 сообщил о проведении работы по постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка по улице Западной (л.д. 33).
Ссылаясь на то, что Департаментом в период с 01.02.2014 до 24.11.2014 допущено незаконное бездействие по непроведению торгов по предоставлению земельного участка, что нарушает права заявителя на получение земельного участка в аренду, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Положение о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды утверждено решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512. В соответствии с пунктами 1.1, 3.5.1, 3.5.4, 3.28.1 названного Положения Департамент является отраслевым органом администрации города Вологды, уполномоченным в сфере градостроительства и городского хозяйства. Департамент рассматривает заявления о выборе и предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства без предварительного согласования мест их размещения, в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда"; обеспечивает организацию выполнения кадастровых работ, изготовление схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для строительства; готовит предложения по продаже на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды, а также предложения по установлению ограничений прав на такие земельные участки и видам их использования.
Из содержания статей 65, 198, 201 АПК РФ, следует, что бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия может быть признано судом незаконным лишь при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение указанным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания наличия нарушенного права возлагается на заявителя.
В данном случае заявителем не доказано что бездействие со стороны Департамента в непроведении в период с 01.02.2014 до 24.11.2014 торгов по предоставлению права аренды земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401001:1828 являлось незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2007) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Учитывая указанную в заявлении Общества от 29.10.2013 цель использования земельного участка (строительство автошколы), судом первой инстанции исследовано оспариваемое бездействие на предмет наличия или отсутствия нарушения прав заявителя на участие в аукционе по предоставлению земельного участка для целей, связанных со строительством (л.д. 32).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ правительство Вологодской области постановлением от 17.05.2010 N 548 установило, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", а также земельных участков, находящихся в собственности области, осуществляется исключительно на торгах в случаях: нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории и установлены границы такой территории (подпункт 1.1); нахождения земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом утвержден проект планировки соответствующей территории (подпункт 1.2).
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 названной статьи, то есть на торгах.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, заявитель просил предоставить ему в аренду конкретный земельный участок, то есть без выбора в порядке статьи 31 ЗК РФ земельного участка компетентным органом и предварительного согласования места размещения объекта.
Соответственно, предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду могло быть реализовано в порядке статьи 38 ЗК РФ на торгах.
Пунктом 2 статьи 38 ЗК РФ предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов и реквизиты указанного решения являются обязательными сведениями, подлежащими указанию как в извещении о проведении торгов, которое должно быть опубликовано в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, так и в информации о результатах торгов, публикуемой в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка (подпункт "г" пункта 8, подпункт "а" пункта 29 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808).
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Порядок), утвержден постановлением администрации города Вологды от 13.09.2012 N 5313. Названный Порядок определяет цели и задачи распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", порядок принятия решений по распоряжению такими земельными участками.
Из положений пунктов 4.3, 4.3.4 Порядка следует, что предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка, включающих в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определению вида разрешенного использования земельного участка; получением технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка является сформированный земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет.
По смыслу положений пунктов 4.3.1, 4.3.2 Порядка лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка вправе обратиться в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность для строительства без предварительного согласования места размещения объекта при условии предварительного размещения Департаментом в газете "Вологодские новости" и на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационного сообщения о земельных участках, предназначенных для строительства, которое должно содержать сведения о каждом земельном участке с указанием его кадастрового номера, местоположения, площади, вида разрешенного использования, вида права, на котором предполагается предоставить земельный участок, предполагаемого срока аренды (если земельный участок будет предоставляться в аренду), а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нормами действующего законодательства не установлена безусловная обязанность уполномоченного органа выставить на торги конкретный испрашиваемый земельный участок по заявлению заинтересованного лица. Заинтересованное лицо вправе инициировать принятие такового решения, однако это не означает, что без решения собственника, принятого в порядке статьи 29 ЗК РФ, любой испрашиваемый заинтересованным лицом участок должен быть выставлен собственником на торги.
Соответственно, указанные нормы не предполагают права любого заинтересованного лица требовать от собственника земельного участка либо уполномоченного им органа предоставления именно ему в аренду для строительства конкретный земельный участок, если собственником (уполномоченным собственником) не принималось соответствующего решения.
Из положений пункта 4.3.5 Порядка следует, что продавцом земельного участка, продавцом права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства является уполномоченный орган администрации города Вологды в сфере имущественных отношений.
Положение о Департаменте имущественных отношений Администрации города Вологды утверждено постановлением Главы города Вологды от 07.08.2006 N 3088.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства наличия безусловных оснований для принятия органом местного самоуправления решений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства, о проведении торгов, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:24:0401001:1828 имеют характер временных.
Как правомерно указал суд первой инстанции, само по себе обращение Общества с заявлением от 29.10.2013 не повлекло последствий в виде обязанности Департамента обеспечить в период с 01.02.2014 до 24.11.2014 проведение торгов и предоставить земельный участок для строительства, следовательно, оспариваемое заявителем бездействие не может нарушать права и законные интересы Общества.
В обоснование требований Общество в заявлении сослалось также на несоответствие оспариваемого бездействия положениям пункта 5 статьи 34 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Положения пункта 5 статьи 34 ЗК РФ в спорный период регулировали порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что Общество при обращении в Департамент с заявлением от 29.10.2013 указало о цели предоставления земельного участка - строительство автошколы (л.д. 32).
Доказательства обращения Общества в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для вывода о наличии у Департамента по отношению к заявителю обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
При подаче апелляционной жалобы заявителем излишне уплачена государственная пошлина в размере 1500 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 марта 2015 года по делу N А13-8910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Движение" - без удовлетворения.
Возвратить Попову Леониду Михайловичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 17.04.2015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)