Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N А35-13314/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N А35-13314/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от потребительского общества "Мурыновское": Крутых Н.Н., представитель по доверенности N 2 от 10.01.2014, паспорт РФ; Ниязов Ю.Ю., представитель по доверенности N 3 от 20.01.2014, паспорт РФ;
- от общества с ограниченной ответственностью "Альгис": Крутых Н.Н., представитель по доверенности N 1 от 10.01.2014, паспорт РФ;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ника": Крутых Н.Н., представитель по доверенности N 1 от 10.01.2014, паспорт РФ;
- от общества с ограниченной ответственностью "Риэлт-У": Крутых Н.Н., представитель по доверенности N 1 от 01.01.2014, паспорт РФ;
- от индивидуального предпринимателя Казначеева В.А.: Крутых Н.Н., представитель по доверенности N 1 от 10.01.2014, паспорт РФ;
- от индивидуального предпринимателя Худобина И.В.: Крутых Н.Н., представитель по доверенности 46 АА 0278278 от 08.05.2012, паспорт РФ;
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.09.2013 по делу N А35-13314/2012 (судья Морозова М.Н.) по заявлению потребительского общества "Мурыновское" (ОГРН 1024600967038), общества с ограниченной ответственностью "Альгис" (ОГРН 1084632000056), общества с ограниченной ответственностью "Ника" (ОГРН 1094632007062), общества с ограниченной ответственностью "Риэлт-У" (ОГРН 1074632013246), индивидуального предпринимателя Казначеева В.А. (ОГРНИП 305463232200036), индивидуального предпринимателя Худобина И.В. (ОГРНИП 304461331500021), к Комитету по управлению имуществом Курской области, третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным пункта 2 решения от 29.06.2012 N 01-19/1676а, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 22 336 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Республиканская, 1 "В" с кадастровым номером 46:29:101050:50, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в части вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка,

установил:

Потребительское общество "Мурыновское" (далее - ПО "Мурыновское", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "Альгис" (далее - ООО "Альгис", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "Риэлт-У" (далее - ООО "Риэлт-У", заявитель), индивидуальный предприниматель Казначеев В.А. (далее - ИП Казначеев В.А., заявитель), индивидуальный предприниматель Худобин И.В. (далее - ИП Худобин И.В., заявитель) обратились в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) о признании незаконным пункта 2 решения от 29.06.2012 N 01-19/1676а, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 22 336 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Республиканская, 1 "В" с кадастровым номером 46:29:101050:50, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в части вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Определением арбитражного суда от 19.08.2013 привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 18.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что оспариваемый акт принят в целях приведения в соответствие использования объектов недвижимости с разрешенным видом использования земельного участка.
Указывает, что изменение разрешенного вида использования земельных участков является исключительным полномочием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, однако такое изменение происходит только на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ПО "Мурыновское", ООО "Альгис", ООО "Ника", ООО "Риэлт-У", ИП Казначеева В.А. и ИП Худобина И.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:50 площадью 22 336 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Курская область, город Курск, ул. Республиканская, 1в, поставлен на кадастровый учет в 2008 году. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование - для производственно-хозяйственной деятельности. Согласно карте зонирования территории города Курска земельный участок расположен в производственной зоне - код П-2.
Заявителям - собственникам объектов недвижимости, на нем расположенных перешло право постоянного бессрочного пользования названный земельным участком.
Заявители обратились в Комитет с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 46:29:101050:50 площадью 22 336 кв. м на право аренды, подписав соглашение о порядке владения и пользования общим земельным участком, и указав вид разрешенного использования "для производственно-хозяйственной деятельности".
Комитетом принято решение N 01-19/167а от 29.06.2012 "О предоставлении в аренду земельного участка...", которым, в том числе, 1) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 22 336 кв. м; 2) предоставлен неделимый земельный участок из категории земель населенных пунктов заявителям в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 364 дня для торговой деятельности; 3) для начисления арендной платы решено считать площадь земельного участка ПО "Мурыновское" - 8 173 кв. м, ООО "Альгис" - 9 443 кв. м, ООО "Ника" - 2596 кв. м, Казначееву В.А. - 756 кв. м, ООО "Риэлт-У" - 1064 кв. м, Худобину И.В., Худобиной Р.В. - 304 кв. м; 4) установлены обременения земельного участка правом ограниченного пользования охранными зонами электрокабеля, водопровода.
В порядке информационного взаимодействия Росреестром на основании указания в оспариваемом пункте о назначении земельного участка не для производственно-хозяйственной деятельности как было указано в заявлении о переоформлении прав, а "для торговой деятельности", были изменены сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
Комитетом составлен проект договора аренды земельного участка, и рассчитана арендная плата (с учетом вновь установленного вида разрешенного использования земельного участка).
Посчитав пункт 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 01-19/1676а, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 22 336 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Республиканская, 1 "В", с кадастровым номером 46:29:101050:50 незаконным, нарушающим их права и законные интересы, заявители обратились в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Постановлением губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 "Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска" органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, определен Комитет.
Данный вывод содержится в постановлении от 25.06.2013 N 1756/13 Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
При этом изменение разрешенного вида использования земельных участков осуществляется органом кадастрового учета (Росреестра) в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, только на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу частей 2 и 6 статьи 30, статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, утвержденные представительным органом местного самоуправления, включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В городе Курске "Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" (далее - Правила землепользования) утверждены 23.10.2007 решением Курского городского Собрания N 388-3-PC, которыми установлен следующий перечень территориальных зон: рекреационные зоны, жилые; общественно-деловые зоны; производственные зоны; зоны инженерно-транспортной инфраструктуры; зоны специализированного назначения.
Согласно пункту 4.1.5 Правил землепользования основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
Для применения условно разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (пункт 4.1.6).
Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства правообладатели такого земельного участка, объекта капитального строительства направляют заявление в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 4.1.7).
Установленные в границах одной территориальной зоны основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут применяться одновременно с условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства при условии получения соответствующего разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в установленном порядке (пункт 4.1.8).
Дополнительно по отношению к основным видам разрешенного использования и к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, и только совместно с ними, могут применяться указанные в градостроительном регламенте вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4.1.9).
Письмом Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N Д23-5006 разъяснило, что при обращении лиц, установленных пунктом 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ, в орган кадастрового учета поименованные лица обязаны представить документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
К таким документам относятся: выписка из правил землепользования и застройки; распорядительный документ органа местного управления или исполнительного органа государственной власти (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки таким документом является решение, принятое уполномоченным должностным лицом с учетом публичных слушаний).
В соответствии с частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Из ряда последовательных действий Комитета: издания оспариваемого акта, направления его в орган кадастрового учета, определения условий, изложенных в проекте договора аренды, и расчета арендной платы следует, что указывая новый вид разрешенной деятельности, Комитет в пункте 2 оспариваемого решения фактически принял решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Правилами землепользования спорный земельный участок отнесен к зоне П-2 - зона производственных предприятий III и IV класса вредности.
Данная зона выделена для формирования комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз III и IV классов опасности, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта.
Указанный Комитетом вид разрешенного использования "для торговой деятельности" не соответствует ни одному из видов разрешенного использования земельных участков в зоне П-2.
При вынесении оспариваемого решения, Комитетом не было достоверно изучено фактическое использование земельного участка, не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что земельный участок использовался исключительно в торговых целях.
В соответствии с пунктом 4.1.5. Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" Комитет при изменении разрешенного вида использования земельного участка обязан согласовывать такие изменения.
Однако обстоятельства дела свидетельствуют, что такого согласования при принятии обжалуемого решения Комитетом произведено не было. Доказательств обратного в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ комитетом по управлению имуществом Курской области не представлено.
Решение принято Комитетом единолично.
Кроме того, из анализа норм действующего законодательства не усматривается возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка органом единолично на стадии рассмотрения заявления о переоформлении прав на него изданием ненормативного правового акта.
На момент обращения заявителей в Комитет вид разрешенного использования не был изменен в установленном законом порядке. Следовательно, вопрос о переоформлении права подлежал рассмотрению исходя из того вида, который был установлен на момент обращения с заявлением и сведения о котором были внесены в кадастр.
Статьей 10.4 Правил в качестве вспомогательного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех видов объектов с основными и условно разрешенными видами использования предусмотрен для размещения "объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, необходимых для обслуживания посетителей основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования".
Таким образом, в данном случае, изменения основного вида разрешенного использования не требовалось и в том случае, если бы и был доказан факт размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, необходимых для обслуживания посетителей основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования.
Таким образом, изменение Комитетом вида разрешенного использования необоснованно и осуществлено в нарушение норм действующего законодательства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости такого участка, влияет на размер арендной платы в сторону увеличения.
При таких обстоятельствах оспариваемый пункт решения Комитета в части изменения разрешенного вида использования спорного земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителей.
При аналогичных обстоятельствах ВАС РФ не усмотрел нарушения единообразия в применении норм права в определении от 27.05.2013 N ВАС-6383/13.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку органы государственной власти Налоговым кодексом Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены вопрос о взыскании государственной пошлины с Комитета судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 18.09.2013 по делу N А35-13314/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)