Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9229/2014) индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шешукова А.П. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области,
о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.1 1.2013 г. N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 г. N 1121-сх) в части записи:
- абзац 1 стр. 1 преамбулы "в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области";
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 г. N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013. N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.11.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова Л.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области".
О признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 г. N 13/з-1791 в части записи:
- - запись под графической схемой "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка-72:23:0217091301; землепользователь-Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное срочное пользование;
- - запись в правом нижнем углу схемы "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест;
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется проектируемый земельный участок".
Об устранении допущенных нарушений путем:
Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из решения Департамента имущественных отношений от 14.11.2013 г. N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 г. N 1121-сх) следующее:
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова А.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области";
- Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в решении Департамента имущественных отношений от 14.11.2013 г. N 971-сх:
- - запись абзаца 1 стр. 1 преамбулы в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" на запись "в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (абзац 1 стр. 1 Решения ДИО ТО от 25.12.2013 N 1 121-сх);
- - запись абзаца 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.1 1.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301" на запись "утвердить схему расположения участка от 18.12.2013 N 13/з-1791 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени;
- Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в схеме от 18.12.2013 г. N 13/з-179:
- - запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочиых мест" на запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1";
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется земельный участок" на запись "земельный участок с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени за счет которого формируется проектируемый земельный участок";
- - запись "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка - 72:23:0217091301; землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное пользование" на запись "земельные участки за счет которых формируется проектируемый земельный участок: N п/п 1, земельный участок с адресным описанием в квартале ул. Ленина-Кирова-Челюскинцев г. Тюмени",
при участии в судебном заседании:
- индивидуальный предприниматель Шешуков Андрей Петрович - лично Шешуков Андрей Петрович, предъявлен паспорт;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен;
- установил:
индивидуальный предприниматель Шешуков А.П. (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Шешуков А.П.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - Департамент):
1. о признании незаконным решения от 14.1 1.2013 N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 N 1121-сх) в части записи:
- - абзац 1 стр. 1 преамбулы "в соответствии со ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области";
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013. N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.11.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова Л.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области".
2. о признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791 в части записи:
- - запись под графической схемой "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка-72:23:0217091301; землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное срочное пользование;
- - запись в правом нижнем углу схемы "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест;
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется проектируемый земельный участок".
3. об устранении допущенных нарушений путем обязания Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из решения Департамента от 14.11.2013 N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 N 1121-сх) следующее:
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова А.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области";
- 5. об обязании Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в решении Департамента от 14.11.2013 N 971-сх:
- - запись абзаца 1 стр. 1 преамбулы в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" на запись "в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (абзац 1 стр. 1 Решения ДИО ТО от 25.12.2013 N 1 121-сх);
- - запись абзаца 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.1 1.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301" на запись "утвердить схему расположения участка от 18.12.2013 N 13/з-1791 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени;
- 6. об обязании Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в схеме от 18.12.2013 N 13/з-179:
- - запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочиых мест" на запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1";
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется земельный участок" на запись "земельный участок с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени за счет которого формируется проектируемый земельный участок";
- - запись "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка - 72:23:0217091301;
- землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное пользование" на запись "земельные участки за счет которых формируется проектируемый земельный участок: N п/п 1, земельный участок с адресным описанием в квартале ул. Ленина-Кирова-Челюскинцев г. Тюмени" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 требования предпринимателя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, выданную Департаментом в части записи "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест".
Обязал Департамент внести изменения в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, и внести запись: "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" в течение десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791 Департамент необоснованно указал цель использования испрашиваемого земельного участка, не соответствующую заявлению предпринимателя от 22.11.2012.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в связи с истечением значительного промежутка времени с момента подачи предпринимателем заявления от 22.11.2012, изменением обстоятельств, составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории возможно лишь с учетом произошедших событий, составление названной схемы по состоянию на 22.11.2012 не представляется возможным.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал следующее:
- - является неверным вывод суда первой инстанции о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:301 были внесены в ЕГРП 30.10.2007;
- - определение о разъяснении решения Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3200/2013 не имеет преюдициального значения для настоящего спора;
- - земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 30.10.2007 был поставлен на кадастровый учет;
- - срок для утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации истек 22.12.2012.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы и возражений на отзыв.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 9/20) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:226, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание-памятник с прилегающей территорией (общественное здание), площадь 914 кв. м, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 37 (свидетельство о государственной регистрации права 72 НЛ 835213).
Заявителю на праве общей долевой собственности (доля в праве 9/20) также принадлежит расположенное на указанном земельном участке нежилое здание, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 37 (свидетельство о государственной регистрации права 72НМ 304863).
Указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
22.11.2012 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду смежного земельного участка примерной площадью 1050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
В удовлетворении названного заявления предпринимателю было отказано.
Обозначенный отказ ИП Шешуков А.П. оспорил в суде.
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3200/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013, а также постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2014, требования предпринимателя удовлетворены, суд признал незаконным, как не соответствующим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.12.2012 N 121224114/10-2 об отказе индивидуальному предпринимателю Шешукову А.П. в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, выполнить действия по утверждению и выдаче индивидуальному предпринимателю Шешукову А.П. схемы расположения испрашиваемого в заявлении от 22.11.2012 земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Во исполнение указанных выше судебных актов, 14.11.2013 Департаментом вынесено решение N 971-сх об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Тюмени по ул. Кирова (л.д. 8, 9), а также решение от 25.12.2013 о внесении изменений в решение от 14.11.2013 (л.д. 12), кроме того 25.12.2013 Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории регистрационный номер 13/з-1791 (л.д. 13).
Предприниматель, считая незаконным обозначенное решение Департамента (в редакции от 25.12.2013) и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791, обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 требования предпринимателя удовлетворены в указанной выше части.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как было указано ранее, предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором были указаны цель использования испрашиваемого земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, предприниматель, обращаясь с заявлением в Департамент 22.11.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, указал целью благоустройство и озеленение для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791, утвержденной 25.12.2013 в качестве цели использования испрашиваемого земельного участка, указано: для благоустройства и организации парковочных мест.
Учитывая указанное, суд первой инстанции требования заявителя о признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, выданной Департаментом, в части записи "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест" правомерно удовлетворил.
В остальной части заявленные требования также правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Так, обращаясь с рассматриваемым заявлением, предприниматель указал, что, по его мнению, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791должна была быть выполнена Департаментом по состоянию на 22.12.2012 (на дату подачи заявления).
Как правильно установлено судом первой инстанции, после принятия Департаментом решения об отказе предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301, часть которого предприниматель просил предоставить в аренду в соответствии с заявлением от 22.11.2012, был передан в безвозмездное срочное пользование Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени по договору от 13.03.2013 N 23-14/233 на срок по 05.02.2014 (т. 1 л.д. 140-142). На основании соглашения от 14.03.2014 Департамент имущественных отношений Тюменской области и Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени возобновили договор от 13.03.2013 N 23-14/233 на срок по 11.02.2015 (т. 1 л.д. 136).
В данном случае, поскольку с момента обращения предпринимателя в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка до момента вступления в законную силу судебного акта по делу N А70-3200/2014, которым решение Департамента от 24.12.2012 N 121224114/10-2 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории признано недействительным, а также на Департамент возложена обязанность выполнить действия по утверждению и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в отношении данной территории произошли определенные изменения, а именно, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 был передан в безвозмездное срочное пользование Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, Департамент правомерно при составлении схемы учитывал данное обстоятельство и отразил спорные сведения. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории без указания сведений о землепользователе земельного участка, за счет которого должен формироваться испрашиваемый земельный участок, является недопустимым, поскольку такая схема будет содержать недостоверные сведения.
Довод заявителя о том, что схема расположения земельного участка должна быть составлена по состоянию на 22.11.2012, не основан на нормах законодательства. При этом, суд считает необходимым указать на то, что в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации на основании схемы расположения земельного участка выполняются в дальнейшем в отношении земельного участка кадастровые работы, а затем осуществляется государственный кадастровый учет этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Совершенно очевидно, что указанные действия не могут быть выполнены "задним числом".
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права заявитель также указал, что не просил образовывать земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, в заявлении от 22.11.2012 им испрашивался земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не является объектом земельных отношений, полагая, что указанный вывод был сделан судом апелляционной инстанции в постановлении от 14.10.2013 по делу N А70-3200/2014.
Между тем, одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, законность которого проверялась в рамках дела N А70-3200/2014 являлось то, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, имеющего разрешенное использование "для строительства отеля "Марриот", которое не соответствует запрошенному предпринимателем разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.10.2013 по делу N А70-3200/2014 признал необоснованным вывод Департамента о несоответствии разрешенного использования спорного земельного участка, а также указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не имеет разрешенного использования "для строительства отеля Мариотт".
При этом, также было установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:301 содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее - КГН), законность же действий (бездействий) органа кадастрового учета по их включению в ГКН (не исключению либо аннулированию) не являлась предметом проверки при рассмотрении арбитражным судом дела N А70-3200/2014.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)
В соответствии со статьей 1 Закона N 221-ФЗ правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Приказом Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" установлено, что кадастровым номером земельного участка является уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.
В данном случае суд первой инстанции правильно указал, что в рамках данного спора не имеет возможности оценить законность либо незаконность постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку обозначенные выше аспекты находятся за рамками предмета заявленных требований.
Доводы предпринимателя о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не является объектом земельных отношений, фактически касаются законности проведения кадастрового учета названного земельного участка также обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данный вопрос не входит в предмет доказывания в рамках спора о законности оспариваемых заявителем решения и схемы.
Как было указано выше, в настоящий момент времени земельный участок, в границах которого расположен участок, испрашиваемый заявителем, поставлен на кадастровый учет, о чем в ГКН внесены сведения 30.10.2007, сведения о данном участке не аннулированы (кадастровый паспорт земельного участка, т. 1 л.д. 143).
Факт наличия указанных сведений о земельном участке не мог быть проигнорирован Департаментом при рассмотрении заявления предпринимателя и утверждении схемы земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 100 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то на предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2014 N 08АП-9229/2014 ПО ДЕЛУ N А70-1518/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. N 08АП-9229/2014
Дело N А70-1518/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9229/2014) индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шешукова А.П. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области,
о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.1 1.2013 г. N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 г. N 1121-сх) в части записи:
- абзац 1 стр. 1 преамбулы "в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области";
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 г. N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013. N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.11.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова Л.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области".
О признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 г. N 13/з-1791 в части записи:
- - запись под графической схемой "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка-72:23:0217091301; землепользователь-Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное срочное пользование;
- - запись в правом нижнем углу схемы "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест;
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется проектируемый земельный участок".
Об устранении допущенных нарушений путем:
Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из решения Департамента имущественных отношений от 14.11.2013 г. N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 г. N 1121-сх) следующее:
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова А.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области";
- Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в решении Департамента имущественных отношений от 14.11.2013 г. N 971-сх:
- - запись абзаца 1 стр. 1 преамбулы в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" на запись "в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (абзац 1 стр. 1 Решения ДИО ТО от 25.12.2013 N 1 121-сх);
- - запись абзаца 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.1 1.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301" на запись "утвердить схему расположения участка от 18.12.2013 N 13/з-1791 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени;
- Обязания Департамента имущественных отношений Тюменской области в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в схеме от 18.12.2013 г. N 13/з-179:
- - запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочиых мест" на запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1";
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется земельный участок" на запись "земельный участок с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени за счет которого формируется проектируемый земельный участок";
- - запись "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка - 72:23:0217091301; землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное пользование" на запись "земельные участки за счет которых формируется проектируемый земельный участок: N п/п 1, земельный участок с адресным описанием в квартале ул. Ленина-Кирова-Челюскинцев г. Тюмени",
при участии в судебном заседании:
- индивидуальный предприниматель Шешуков Андрей Петрович - лично Шешуков Андрей Петрович, предъявлен паспорт;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещен;
- установил:
индивидуальный предприниматель Шешуков А.П. (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Шешуков А.П.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - Департамент):
1. о признании незаконным решения от 14.1 1.2013 N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 N 1121-сх) в части записи:
- - абзац 1 стр. 1 преамбулы "в соответствии со ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области";
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013. N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.11.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова Л.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области".
2. о признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791 в части записи:
- - запись под графической схемой "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка-72:23:0217091301; землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное срочное пользование;
- - запись в правом нижнем углу схемы "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест;
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется проектируемый земельный участок".
3. об устранении допущенных нарушений путем обязания Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из решения Департамента от 14.11.2013 N 971-сх (в редакции решения от 25.12.2013 N 1121-сх) следующее:
- - абзац 5 стр. 1 преамбулы "выписки от 21.05.2013 N 01/189/2013-72 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301";
- - абзац 6 стр. 1 преамбулы "договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 N 23-14/233";
- - абзац 7 стр. 1 преамбулы "кадастрового паспорта земельного участка от 06.03.2013 N 7200/201/13-50079";
- - абзац 10 стр. 1 пункт 2 "обязать ИП Шешукова А.П. получить согласие собственника и землепользователя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 на образование земельного участка;
- - абзац 3 стр. 2 пункт 2 "согласовать межевой план земельного участка в Департаменте имущественных отношений Тюменской области";
- 5. об обязании Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в решении Департамента от 14.11.2013 N 971-сх:
- - запись абзаца 1 стр. 1 преамбулы в соответствии с ст. 11.2; 11.3; 11.8; ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" на запись "в соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (абзац 1 стр. 1 Решения ДИО ТО от 25.12.2013 N 1 121-сх);
- - запись абзаца 9 стр. 1 пункт 1 "утвердить схему расположения земельного участка от 13.1 1.2013 N 13/з-1670 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 в г. Тюмени, ул. Кирова, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301" на запись "утвердить схему расположения участка от 18.12.2013 N 13/з-1791 на кадастровом плане территории масштаба 1:1000 с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени;
- 6. об обязании Департамента в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу заменить в схеме от 18.12.2013 N 13/з-179:
- - запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочиых мест" на запись "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1";
- - запись в таблице Условные обозначения "земельный участок КН 72:23:0217001:301, за счет которого формируется земельный участок" на запись "земельный участок с адресным описанием: в квартале ул. Ленина - Кирова - Челюскинцев г. Тюмени за счет которого формируется проектируемый земельный участок";
- - запись "кадастровые номера земельных участков, за счет которых формируется земельный участок, вид права: кадастровый номер земельного участка - 72:23:0217091301;
- землепользователь - Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени; вид права - безвозмездное пользование" на запись "земельные участки за счет которых формируется проектируемый земельный участок: N п/п 1, земельный участок с адресным описанием в квартале ул. Ленина-Кирова-Челюскинцев г. Тюмени" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 требования предпринимателя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, выданную Департаментом в части записи "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест".
Обязал Департамент внести изменения в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, и внести запись: "цель использования испрашиваемого земельного участка: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" в течение десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791 Департамент необоснованно указал цель использования испрашиваемого земельного участка, не соответствующую заявлению предпринимателя от 22.11.2012.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в связи с истечением значительного промежутка времени с момента подачи предпринимателем заявления от 22.11.2012, изменением обстоятельств, составление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории возможно лишь с учетом произошедших событий, составление названной схемы по состоянию на 22.11.2012 не представляется возможным.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал следующее:
- - является неверным вывод суда первой инстанции о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:301 были внесены в ЕГРП 30.10.2007;
- - определение о разъяснении решения Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3200/2013 не имеет преюдициального значения для настоящего спора;
- - земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 30.10.2007 был поставлен на кадастровый учет;
- - срок для утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации истек 22.12.2012.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы и возражений на отзыв.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 9/20) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:226, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание-памятник с прилегающей территорией (общественное здание), площадь 914 кв. м, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 37 (свидетельство о государственной регистрации права 72 НЛ 835213).
Заявителю на праве общей долевой собственности (доля в праве 9/20) также принадлежит расположенное на указанном земельном участке нежилое здание, адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 37 (свидетельство о государственной регистрации права 72НМ 304863).
Указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
22.11.2012 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду смежного земельного участка примерной площадью 1050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
В удовлетворении названного заявления предпринимателю было отказано.
Обозначенный отказ ИП Шешуков А.П. оспорил в суде.
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3200/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013, а также постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2014, требования предпринимателя удовлетворены, суд признал незаконным, как не соответствующим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.12.2012 N 121224114/10-2 об отказе индивидуальному предпринимателю Шешукову А.П. в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, выполнить действия по утверждению и выдаче индивидуальному предпринимателю Шешукову А.П. схемы расположения испрашиваемого в заявлении от 22.11.2012 земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Во исполнение указанных выше судебных актов, 14.11.2013 Департаментом вынесено решение N 971-сх об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Тюмени по ул. Кирова (л.д. 8, 9), а также решение от 25.12.2013 о внесении изменений в решение от 14.11.2013 (л.д. 12), кроме того 25.12.2013 Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории регистрационный номер 13/з-1791 (л.д. 13).
Предприниматель, считая незаконным обозначенное решение Департамента (в редакции от 25.12.2013) и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791, обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 требования предпринимателя удовлетворены в указанной выше части.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как было указано ранее, предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором были указаны цель использования испрашиваемого земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, предприниматель, обращаясь с заявлением в Департамент 22.11.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, указал целью благоустройство и озеленение для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУN 1".
В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791, утвержденной 25.12.2013 в качестве цели использования испрашиваемого земельного участка, указано: для благоустройства и организации парковочных мест.
Учитывая указанное, суд первой инстанции требования заявителя о признании незаконной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 18.12.2013 N 13/з-1791, выданной Департаментом, в части записи "цель использования испрашиваемого земельного участка: для благоустройства и организации парковочных мест" правомерно удовлетворил.
В остальной части заявленные требования также правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Так, обращаясь с рассматриваемым заявлением, предприниматель указал, что, по его мнению, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 13/з-1791должна была быть выполнена Департаментом по состоянию на 22.12.2012 (на дату подачи заявления).
Как правильно установлено судом первой инстанции, после принятия Департаментом решения об отказе предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 050 кв. м по ул. Кирова с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ЖЭУ-1" и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301, часть которого предприниматель просил предоставить в аренду в соответствии с заявлением от 22.11.2012, был передан в безвозмездное срочное пользование Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени по договору от 13.03.2013 N 23-14/233 на срок по 05.02.2014 (т. 1 л.д. 140-142). На основании соглашения от 14.03.2014 Департамент имущественных отношений Тюменской области и Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени возобновили договор от 13.03.2013 N 23-14/233 на срок по 11.02.2015 (т. 1 л.д. 136).
В данном случае, поскольку с момента обращения предпринимателя в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка до момента вступления в законную силу судебного акта по делу N А70-3200/2014, которым решение Департамента от 24.12.2012 N 121224114/10-2 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории признано недействительным, а также на Департамент возложена обязанность выполнить действия по утверждению и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в отношении данной территории произошли определенные изменения, а именно, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 был передан в безвозмездное срочное пользование Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, Департамент правомерно при составлении схемы учитывал данное обстоятельство и отразил спорные сведения. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории без указания сведений о землепользователе земельного участка, за счет которого должен формироваться испрашиваемый земельный участок, является недопустимым, поскольку такая схема будет содержать недостоверные сведения.
Довод заявителя о том, что схема расположения земельного участка должна быть составлена по состоянию на 22.11.2012, не основан на нормах законодательства. При этом, суд считает необходимым указать на то, что в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации на основании схемы расположения земельного участка выполняются в дальнейшем в отношении земельного участка кадастровые работы, а затем осуществляется государственный кадастровый учет этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Совершенно очевидно, что указанные действия не могут быть выполнены "задним числом".
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права заявитель также указал, что не просил образовывать земельный участок путем раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, в заявлении от 22.11.2012 им испрашивался земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не является объектом земельных отношений, полагая, что указанный вывод был сделан судом апелляционной инстанции в постановлении от 14.10.2013 по делу N А70-3200/2014.
Между тем, одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, законность которого проверялась в рамках дела N А70-3200/2014 являлось то, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, имеющего разрешенное использование "для строительства отеля "Марриот", которое не соответствует запрошенному предпринимателем разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.10.2013 по делу N А70-3200/2014 признал необоснованным вывод Департамента о несоответствии разрешенного использования спорного земельного участка, а также указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не имеет разрешенного использования "для строительства отеля Мариотт".
При этом, также было установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217001:301 содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее - КГН), законность же действий (бездействий) органа кадастрового учета по их включению в ГКН (не исключению либо аннулированию) не являлась предметом проверки при рассмотрении арбитражным судом дела N А70-3200/2014.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)
В соответствии со статьей 1 Закона N 221-ФЗ правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Приказом Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" установлено, что кадастровым номером земельного участка является уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.
В данном случае суд первой инстанции правильно указал, что в рамках данного спора не имеет возможности оценить законность либо незаконность постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку обозначенные выше аспекты находятся за рамками предмета заявленных требований.
Доводы предпринимателя о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 не является объектом земельных отношений, фактически касаются законности проведения кадастрового учета названного земельного участка также обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данный вопрос не входит в предмет доказывания в рамках спора о законности оспариваемых заявителем решения и схемы.
Как было указано выше, в настоящий момент времени земельный участок, в границах которого расположен участок, испрашиваемый заявителем, поставлен на кадастровый учет, о чем в ГКН внесены сведения 30.10.2007, сведения о данном участке не аннулированы (кадастровый паспорт земельного участка, т. 1 л.д. 143).
Факт наличия указанных сведений о земельном участке не мог быть проигнорирован Департаментом при рассмотрении заявления предпринимателя и утверждении схемы земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 100 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то на предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шешукова Андрея Петровича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2014 по делу N А70-1518/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)