Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-50090/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А60-50090/2013


Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Константиновой рассмотрел дело N А60-50090/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" (ИНН 6672158350)
к Министерству по управлению государственным имуществом (ИНН 6658091960)
с участием третьего лица: Администрации города Екатеринбурга
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Фетисов Ю.Б., представитель по доверенности от 21.07.2012 г.,
от заинтересованного лица: Лазарева С.С., представитель по доверенности N 17-01-82/2245 от 27.02.2014 г.
от третьего лица: Ландин А.Н., представитель по доверенности N 563/05/50.2-03 от 30.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Екатеринбург, улица Начдива Онуфриева, 43-47, с кадастровым номером 66:41:0000000:20390, площадью 5383 кв. м.
Заинтересованное лицо требования не признало, возражения изложило в отзыве.
Третье лицо - Администрация города Екатеринбурга представило письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

24 ноября 2008 года ООО "Автокомплекс 2003" обратилось с заявлением к заместителю Главы Екатеринбурга по вопросам строительства и землепользованию о выделении земельного участка под открытие автостоянки на неопределенный срок по адресу: Ленинский район, ул. Начдива Онуфриева, напротив дома 43-47, площадью 6 449 кв. м.
Как следует из материалов дела, заявление было удовлетворено и выдано РП N 5 от 19.01.2009 года, на основании которого заявителем проведено и согласование с соответствующими организациями.
15 и 18 сентября 2009 года Администрацией города Екатеринбурга в газете "Вечерний Екатеринбург" была опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для организации платных автостоянок, в том числе по ул. Начдива Онуфриева напротив домов 43-47.
Администрация города Екатеринбурга со ссылкой на п. 57-2 Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 28.03.2009 года N 23/22 (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.09 года N 33/9) решением от 10.12.09 г. N 32/01-10/2914 отказала ООО "Автокомплекс 2003" в предоставлении вышеназванного земельного участка, мотивируя свой отказ наличием у нее обязанности проведения торгов на право предоставления испрашиваемых земельных участков, в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Полагая, что решение Администрации города Екатеринбурга об отказе нарушают права и законные интересы ООО "Автокомплекс 2003", общество обратилось в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда от 31.03.2010 г. по делу А60-1744/2010 требования Общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации города Екатеринбурга от 10.12.09 г. N 32/01-10/2914 об отказе в предоставлении ООО "Автокомплекс 2003" земельного участка по ул. Начдива Онуфриева, 43-47 для организации платной автостоянки площадью 6624 кв. м для организации автостоянки.
03.08.2012 г. Администрацией города Екатеринбурга было издано Постановление N 3412 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Начдива Онуфриева". Основаниями данного Постановления являются заявление ООО "Автокомплекс 2003" от 24.11.2008 г. N 514/3-21, РП N 5 от 19.01.2009 г., Решение АС СО по делу N А60-1744/2010-С5, документы представленные Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга.
В соответствии с Постановлением N 3412 от 03.08.2012 г. был проведен государственный кадастровый учет, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области был выдан Кадастровый паспорт земельного участка от 08.10.2012 г. N 66/301/12-298958. Участку присвоен кадастровый номер 66:41:0000000:20390, общая площадь участка после проведения кадастровых работ составила 5383 +/- 26 кв. м
21.11.2012 г. ООО "Автокомплекс 2003" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга о предоставлении спорного земельного участка, заключения договора аренды.
22.05.2013 г. от Департамента Архитектуры Администрации города Екатеринбурга было получено письмо N 21.3-06/2818 с указанием, что рассмотрением вопроса предоставления спорного земельного участка в дальнейшем будет заниматься МУГИСО, которому были переданы все документы.
06.06.2013 г. Заявление о предоставлении земельного участка было продублировано в МУГИСО, что подтверждается описью документов.
02.12.2013 г. посредством электронной почты заявителем было получено письмо МУГИСО N 17-01-82/1707нз от 02.08.2013 г. Данным письмом отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Полагая, что отказ МУГИСО, изложенный в письме N 17-01-82/1707нз от 02.08.2013, нарушает права и законные интересы ООО "Автокомплекс 2003", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания ненормативного акта недействительным (полностью или частично) является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов организаций и граждан.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственности или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Учитывая, что процедура предоставления земельного участка была начата Администрацией города Екатеринбурга (заявление - публикация - Постановление об утверждении схемы - постановка на кадастровый учет), то Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области необходимо было лишь завершить начатую процедуру и принять решение о предоставлении земельного участка в аренду в связи с истечением 17 мая 2013 г. срока действия соглашения "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования "г. Екатеринбург".
В соответствии с 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 54-3 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и Соглашением между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием "город Екатеринбург" от 17 мая 2007 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно п. 13 Соглашения от 17.05.2012 г. "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования "г. Екатеринбург" настоящее Соглашение вступило в силу с момента его подписания сторонами и действовало до 17 мая 2013 года.
Таким образом, заинтересованному лицу надлежало в двухнедельный срок, то есть по 20.06.2013 года включительно, принять решение в порядке п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы, заинтересованным лицом соответствующее решение не принято.
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка заявителю в аренду МУГИСО указывает на то, что информационного сообщения о приеме заявлений по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:20390, площадью 5383 кв. м, в средствах массовой информации не публиковалось.
Вместе с тем данные доводы МУГИСО опровергаются материалами дела - копия газеты "Вечерний Екатеринбург" от 18.09.2009 г., где земельный участок указан четко. При этом площадь участка указана ориентировочная. Точная площадь может быть определена только при межевании и определении границ. Согласно абз. 3 ст. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Получение указанных характеристик производится путем проведения специальных мероприятий - межевания земельного участка.
С учетом изложенного без проведения работ по межеванию невозможно индивидуализировать земельный участок и точно определить его площадь.
Доводы МУГИСО о резервировании спорного земельного участка судом отклоняются с учетом представленных Администрацией пояснений и документов, из которых следует, что зарезервирован для муниципальных нужд иной земельный участок по улице Начдива Онуфриева, который уже находится в аренде у заявителя, и он не пересекается и не накладывается на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:20390, который испрашивает заявитель.
Учитывая, что доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставить данный земельный участок в аренду, МУГИСО в материалы дела не представлено, отказ является незаконным.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выраженный в письме N 17-01-82/1707нз от 02.08.2013, в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:20390, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, напротив дома 43-47.
3. Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5383 кв. м, кадастровый номер 66:41:0000000:20390, подготовки проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка и направлении его в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс 2003" 2000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
В.В.ПАРАМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)