Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2014 ПО ДЕЛУ N А35-4229/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N А35-4229/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
- от садоводческого некоммерческого товарищества "Смородинец" (ОГРН 1124632015265, г. Курск, ул. Косухина, д. 2, кв. 136, 305000) - Подтуркина А.А. доверенность от 08.04.2014;
- от администрации Центрального округа города Курска (г. Курск, ул. А.Невского, д. 5, 305000) - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от администрации города Курска (г. Курск, ул. Ленина, д. 1, 305000) - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Смородинец" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 (судья Матвеева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-4229/2013,

установил:

садовое некоммерческое товарищество "Смородинец" (далее - СНТ "Смородинец", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального округа г. Курска, изложенных в письме от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27, выразившихся в отказе подготовить проект распоряжения администрации города Курска о предоставлении в аренду сроком на 5 лет СНТ "Смородинец" земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:102024:370, с разрешенным использованием для дачного хозяйства, площадью 8868 кв. м, расположенного по адресу Курская область, г. Курск, ул. Смородиновая; обязании администрации Центрального округа г. Курска в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу подготовить проект распоряжения администрации города Курска о предоставлении в аренду сроком на 5 лет СНТ "Смородинец" земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 46:29:102024:370, с разрешенным использованием для дачного хозяйства, площадью 8868 кв. м, расположенного по адресу Курская область, г. Курск, ул. Смородиновая.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечена администрация г. Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами суда, СНТ "Смородинец" обратился с кассационной жалобой. Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, настаивая на наличии распоряжения администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, как достаточного основания считать процедуру, предшествующую предоставлению земельного участка, завершенной, что создает обязанность органа местного самоуправления предоставить земельный участок в аренду товариществу.
Иные участвующие в деле лица представителей в заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом; в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, садовое некоммерческое товарищество "Смородинец", руководствуясь ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск", утв. решением Курского городского Собрания от 12 февраля 2009 г. N 91-4-РС (далее - Положение), обратилось в администрацию Центрального округа г. Курска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, с кадастровым номером 46:29:102024:370, площадью 8868 кв. м для дачного хозяйства в аренду сроком на 5 лет. К данному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка и документы, указанные в приложении N 1 к Положению.
Администрация Центрального округа г. Курска письмом от 30.04.2013 N 1804/01.3.01-27 сообщила СНТ "Смородинец" о том, что в связи с необходимостью уточнения границ удовлетворить просьбу товарищества о предоставлении земельного участка в аренду не представляется возможным.
Несогласие с действиями администрации послужило основанием обращения в суд.
Принимая решение и постановление, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Решением Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС утверждено Положение о порядке предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Город Курск" (далее - Положение), где конкретизирована процедура предоставления земельных участков.
Для процедуры предоставления земельных участков, в отношении которых произведен государственный кадастровый учет, актуальны следующие пункты Положения, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 3.1. Положения установлено, что юридические и физические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением по вопросам предоставления участков для садоводства, огородничества или дачного хозяйства в администрации Центрального, Сеймского, Железнодорожного округов города Курска.
В соответствии с п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Положения, уполномоченный орган в недельный срок со дня принятия заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Положения, рассматривает его, получает в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет, кадастровый план или карты соответствующей территории.
Уполномоченный орган после получения кадастровой карты или кадастрового плана соответствующей территории направляет его в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска.
Уполномоченный орган в день поступления заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Положения, направляет информацию в Управление информации и печати администрации города Курска о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, которое в свою очередь обеспечивает публикацию указанной информации. Информация должна содержать сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования (пункт 3.6 Положения)
Пунктом 3.7 Положения установлено, что в случае, если в течение тридцати дней со дня опубликования информации о предоставлении конкретного земельного участка заявлений не поступило, или в случаях, определенных настоящим Положением, когда не требуется проведение торгов, уполномоченный орган выдает заявителю копию распоряжения администрации города Курска об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 3.8 Положения).
Согласно п. 3.9 Положения уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и документов, указанных в приложении 1 к настоящему Положению, готовит проект распоряжения администрации города Курска о предоставлении этого земельного участка заявителю на испрашиваемом праве.
Земельный комитет города Курска заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия правового акта о предоставлении земельного участка (п. 3.10 Положения).
Пунктом 3.11 Положения предусмотрено, что при наличии нескольких заявлений на один и тот же земельный участок предоставление участка осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Торги не проводятся в случае присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, для обслуживания жилого, дачного, садового дома и расширения приусадебного участка, в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным регламентом не подлежит дроблению, в случае, если смежное землепользование предоставлено в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. Присоединение к существующему (смежному) землепользованию может быть осуществлено однократно.
Согласно п. 3.12 Положения, в случае, если испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю(ям) по основаниям, указанным в законодательстве Российской Федерации, уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня поступления заявления дает обоснованный отказ в предоставлении такого участка.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка без торгов может считаться соблюденной лишь в случае обязательной предварительной публикации информации о наличии предполагаемого к предоставлению земельного участка.
Заявитель жалобы полагает, что издание распоряжения главы администрации Центрального округа г. Курска N 200-р от 04.03.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Смородиновая и кадастрового паспорта земельного участка от 03.04.2013 в силу положений Административного регламента по предоставлению указанной муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации города Курска от 19.09.2011 N 2653 означает завершенность процедур, предшествующих предоставлению земельного участка, поскольку именно такую последовательность этапов рассмотрения заявления предусматривает Административный регламент. По мнению заявителя, указанное исключает необходимость в публикации информации, если она не была опубликована вовремя. Соответственно, заявитель расценивает публикацию в газете "Городские известия" информации о формировании границ земельного участка для дачного хозяйства площадью 8868 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Смородиновая, которая осуществлена 12.03.2013 - после издания распоряжения, как не имеющее значение для дела обстоятельство, как и факт подачи заявок по результатам публикации - от Уварова В.В., КРВ СПОО "Курская дуга", ИП Уварова В.В., ООО "Якудза", ГСК-114, ООО "Дионис". В дальнейшем 5 заявлений были отозваны; неотозванными по состоянию на 12.04.2013 остались два заявления - ООО "Дионис" и СНТ "Смородинец", что исключало предоставление земельного участка вне торгов.
Суд кассационной инстанции, в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не обладая полномочиями по переоценке фактических обстоятельств дела, не дает оценку доводу заявителя жалобы на тот счет, что распоряжение было издано, а его подлинный экземпляр представлялся суду апелляционной инстанции - суд указал на отсутствие доказательств направления подлинника документа, но свой вывод основывал на ином - факт наличия такого распоряжения не порождает обязанности администрации подготовить проект распоряжения о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве.
Суд кассационной инстанции полагает указанный вывод правильным, поскольку доводы заявителя не основаны на вышеназванных нормах Земельного кодекса, Положения, Административного регламента, не допускающих предоставление земельного участка без соблюдения обязательного этапа, предшествующего предоставлению - публикации извещения (информации) относительно конкретного земельного участка. Поэтому издание распоряжения об утверждении схемы расположения (в случае, если оно имело место), до прохождения этапа публикации, не порождает правовых последствий в виде обязания администрации предоставить земельный участок, т.е. не имеет правового значения.
При таких обстоятельствах следует признать выводы судов основанными на правильном применении норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам; оснований удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 29.10.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А35-4229/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)