Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 07АП-8406/2015 ПО ДЕЛУ N А67-2783/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. по делу N А67-2783/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Семигук А.К. по доверенности от 12.11.2014 года (сроком по 31.12.2017 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области
от 15 июля 2015 года по делу N А67-2783/2015 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению ОАО "Томскгазпром" (ОГРН 1027000905140 ИНН 7019035722, 634009 г. Томск ул. Б. Подгорная, 73)
к Департаменту лесного хозяйства Томской области (ОГРН 1127017029347 ИНН 7017317947, 634041 г. Томск пр. Кирова, 41)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, оформленного в письме N 74-06-2510 от 14.04.2015 г., обязании предоставить в аренду лесные участки,

установил:

Открытое акционерное общество "Томскгазпром" (далее по тексту - ОАО "Томскгазпром", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, оформленного в письме N 74-06-2510 от 14.04.2015 года, обязании предоставить в аренду лесные участки.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции от 15.07.2015 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению апеллянта, основания для отказа в предоставлении лесных участков, установленные пунктом 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имелись, заявитель в соответствии с подпунктом "в" пункта 20 Порядка не обосновал цели, вид и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду с учетом указанного им вида использования лесов, следовательно, подал заявление с нарушением требований, установленных Порядком (подпункт "б" пункта 23 Порядка).
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению, поскольку в данном случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19 марта 2015 года ОАО "Томскгазпром" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении лесных участков с кадастровым N 70:06:0100026:12812 и N 70:06:0100026:12813, расположенных на территории Томской области, Каргасокского района, Каргасокского лесничества, Нюрольского участкового лесничества, в границах квартала N 331, выделы 25, 26, общей площадью 2,08 га, в аренду и заключении договора аренды указанных лесных участков, с разрешенным видом использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых, целью использования: эксплуатация полигона ТБО и подъездной дороги к полигону ТБО (указанные объекты недвижимости принадлежат Заявителю на праве собственности), со сроком аренды на 11 месяцев.
Письмом N 74-06-2510 от 14 апреля 2015 года Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Полагая данное решение незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Томской области с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 3 Земельного кодекса РФ, статьи 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (части 1 и 2).
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 года N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее по тексту - Перечень N 849-р).
В пунктах 1 и 2 Перечня N 849-р приведены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (далее по тексту - объекты), для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
При этом пункт 1 Перечня N 849-р содержит перечень таких объектов, для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов.
Пункт 2 определяет перечень объектов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня N 849-р) для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 года N 319 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее по тексту - Порядок N 319).
В пункте 10 Порядка N 319 предусмотрено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 319 в заявлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;
б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Согласно пункту 21 Порядка N 319 к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя). Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов); сведения о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 23 Приказа Рослесхоза N 319 от 26.07.2011 года заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. Основания для принятия решения об отказе также указаны в названном пункте.
Как установлено судом и следует из материалов дела, право собственности в отношении лесного участка по адресу: Томская область, Каргасокский район, Каргасокское лесничество, Нюрольское участковое лесничество, кварталы 1-675, в состав которого входят испрашиваемые лесные участки общей площадью 2,08 га в квартале 331, выделы 25, 26, зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ N 271203 от 19.11.2008 года.
В заявлении целью использования испрашиваемых лесных участков Обществом указано: эксплуатация полигона ТБО и подъездной дороги к полигону ТБО.
Из имеющихся в материалах дела документах следует, что испрашиваемые лесные участки необходимы заявителю для ведения работ по разработке месторождений полезных ископаемых, однако, в их границах добыча (извлечение) полезных ископаемых не производится, они необходимы для эксплуатации недвижимого имущества: полигона ТБО и подъездной дороги к нему.
Согласно абзаца 1 статьи 25.1 Закона "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
В данном случае подлежит применению лесное законодательство, которое не содержит запретов на предоставление лесных участков для разработки месторождения полезных ископаемых, выходящих за пределы лицензионного участка.
Согласно абзаца 1 статьи 11, статьи 12 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах).
Горный отвод, в свою очередь, дает пользователю недр исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами (право добывать (извлекать) полезные ископаемые в определенных пределах) в соответствии с предоставленной лицензией (абзац 4 статьи 7 Закона о недрах).
Разработка месторождений полезных ископаемых представляет собой технологический процесс, включающий в себя как добычу, подготовку к ней, так и создание сооружений, коммуникаций, подъездов, инфраструктуры и другое, а, следовательно, при разработке месторождения полезного ископаемого требуются земельные участки, как в пределах лицензионного участка, так и за его границей.
Согласно пункта 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Полигоны относятся к объектам размещения отходов и являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов и включающими в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Таким образом, при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья Общество обязано обеспечить безопасную для окружающей среды утилизацию отходов производства.
Следовательно, лицензия на право пользования недрами на испрашиваемые лесные участки не требуется.
Из распоряжения Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области N 618 от 20.07.2009 года следует, что испрашиваемые лесные участки были образованы из земель государственной собственности на основании ходатайства ОАО "Томскгазпром" именно для размещения объектов: "полигон ТБО" и "подъездная дорога к полигону ТБО".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 70 АБ 272862 и 70 АБ 272861 от 11.03.2009 года за ОАО "Томскгазпром" зарегистрировано право собственности на объекты: сооружение, полигон ТБО, адрес объекта - Томская область, Каргасокский район, с. Мыльжино; сооружение, подъездная дорога, подъезд к полигону ТБО, протяженностью 180 м.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ранее испрашиваемые лесные участки уже были предоставлены в аренду ОАО "Томскгазпром", что подтверждается договором N ТО-06-27 аренды земельного участка от 02.02.1999 года.
Согласно указанному договору аренды испрашиваемые участки предоставлены заявителю в долгосрочную аренду для строительства полигона ТБО.
Довод Департамента об отсутствии в заявлении N 1150 от 19.03.2015 года обоснования цели, вида и срока использования испрашиваемых лесных участков является несостоятельным, поскольку указанное заявление содержит все сведения, предусмотренные пунктом 20 Порядка N 319. Обратного апеллянтом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказано.
Кроме того, отказывая в предоставлении лесных участков в аренду и ссылаясь на неисполнение Обществом требований пункта 20 Порядка N 319 Департамент, не указал какие сведения им не были представлены.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о непредставлении Департаментом доказательств правомерности отказа в предоставлении в аренду лесных участков применительно к тем основаниям, которые в нем указаны, указанное решение вынесено с нарушением норм действующего законодательства, доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются обоснованными, в связи с чем требования Общества подлежат удовлетворению.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Департаментом в рассматриваемой ситуации не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об оценке установленных обстоятельств, аналогичны доводам, которые рассмотрены и оценены арбитражным судом первой инстанции и не опровергают правильное применение судом первой инстанций норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 15 июля 2015 года по делу N А67-2783/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)