Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ в предоставлении истцу земельного участка мотивирован отсутствием проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в некоммерческом объединении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кондрашкина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К. к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Р. на заочное решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя К. - Пшеничной Т.В., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является членом огороднического товарищества "Успех-97" (далее по тексту ОТ "Успех-97"), ему в пользование предоставлен земельный участок N площадью 813 кв. м, расположенный на территории огороднического товарищества.
В ноябре 2013 года истец обратился в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N-рз К. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.
Истец, полагая отказ органа местного самоуправления нарушающим его права, просил суд (с учетом уточнения исковых требований) признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N 4606-рз "Об отказе в предоставлении в собственность К., члену огороднического товарищества "Успех-97", земельного участка в Волжском районе для ведения садоводства", обязать комитет по управлению имуществом г. Саратова предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно для ведения садоводства.
Заочным решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Третьим лицом - администрацией муниципального образования "Город Саратов" - подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, суд должен был принять во внимание отсутствие регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним договора аренды земельного участка N от <дата>, заключенного между администрацией г. Саратова и ОТ "Успех-97", поскольку договор был заключен сроком на один год и подлежал государственной регистрации. Срок действия договора аренды истек <дата>, <дата> управлением землепользования администрации г. Саратова в адрес ОТ "Успех-97" было направлено уведомление о расторжении договора аренды, следовательно, у ОТ "Успех-97" отсутствуют правовые основания для использования ранее предоставленного земельного участка.
Автор жалобы полагает, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу, поскольку не выполнены требования статей 28 и 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые предусматривают обязательность разработки проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения в рамках освоения и застройки территории, предоставленной для использования. Истцом при подаче заявления о предоставлении земельного участка не представлен проект организации и застройки территории огороднического объединения, отсутствие указанного проекта является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель К. - П. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
К. в судебное заседание не явился, представил суду апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статья ст. 10 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон) предусматривает, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
На основании п. 4 ст. 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В статье 28 Закона (пункты 1, 4) закреплено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Как следует из материалов дела, истец является членом ОТ "Успех-97" с <дата>, ему в пользование предоставлен земельный участок N площадью 813 кв. м, что подтверждается сведениями, отраженными в членской книжке.
Согласно уставу ОТ "Успех-97", утвержденному общим собранием ОТ "Успех-97" <дата>, огородническое товарищество является добровольной организацией граждан, объединившихся для ведения огороднического хозяйства на основе членства для совместного ведения огороднического хозяйства на специально отведенном земельном участке, место нахождения товарищества - <адрес>, совхоз "Комбайн".
По данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (на официальном сайте Федеральной налоговой службы России), ОТ "Успех-97" было зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией <адрес> <дата>, является действующим юридическим лицом.
Постановлением администрации <адрес> N от <дата> ОТ "Успех-97" был предоставлен в краткосрочную аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 1,2536 га, занимаемый огородами и находящийся в <адрес>, в границах, установленных в натуре.
Органами местного самоуправления (комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации <адрес> и администрацией <адрес>) в 1997 году был утвержден план земельного участка площадью 1,2536 га, фактически занимаемого ОТ "Успех-97". Из плана следует, что земельный участок, предоставленный ОТ "Успех-97", состоит их двух частей с кадастровыми номерами N (площадью 11326 кв. м) и N (площадью 1210 кв. м). Границы земельного участка обозначены на плане с указанием поворотных точек и их координат.
<дата> между администрацией г. Саратова и ОТ "Успех-97" был подписан договор N аренды земельного участка площадью 12536 кв. м, расположенного на землях совхоза "Комбайн", сроком на один год. В тексте договора аренды указано, что земельный участок предоставлен для ведения огородов без права возведения капитальных построек и высаживания многолетних насаждений. Договор аренды не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> N N-р ОТ "Успех-97" было отказано в предоставлении на праве аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 12536 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз "Комбайн", в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже обременен правом аренды ОТ "Успех-97".
Из протокола общего собрания членов ОТ "Успех-97" от <дата> N следует, что на общем собрании было принято решение не оформлять проект организации и застройки территории ОТ "Успех-97" в связи с отсутствием финансовых средств, распределение земельных участков между членами ОТ "Успех-97" осуществлять в соответствии с фактическими сложившимися границами 12 земельных участков и фактически сложившимся порядком пользования земельными участками членами ОТ "Успех-97".
<дата> К. обратился в комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка площадью 813 кв. м в ОТ "Успех-97" в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". К заявлению К. было приложено описание местоположения земельного участка, входящего в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и заключение правления ОТ "Успех-97" о соответствии границ земельного участка, указанных в описании, фактическому месторасположению границ земельного участка, используемого К.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет <дата>, расположен по адресу: г. Саратов, совхоз "Комбайн", разрешенное использование - огороды, в настоящее время площадь земельного участка составляет 5668 кв. м. В состав данного земельного участка входит часть с кадастровым номером N площадью 4458 кв. м.
В материалы дела стороной истца представлено заключение эксперта N 1, выполненное по заказу К., из которого следует, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером N и не налагается на границы смежного земельного участка с кадастровым номером N.
Распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> Nрз истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поскольку отсутствует проект организации и застройки территории ОТ "Успех-97" либо другой документ, устанавливающий распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истцом при обращении к ответчику были представлены все документы, которые указаны в статье 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка является необоснованным.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку ОТ "Успех-97" было создано до введения в действие Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельный участок предоставлен товариществу администрацией <адрес> также до введения в действие закона. Данные обстоятельства являются основаниями для приобретения истцом права собственности на земельный участок бесплатно, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Земельный участок, находящийся в пользовании истца, входит в границы земельного участка, предоставленного товариществу органом местного самоуправления в 1997 году, что подтверждается как документами, представленными товариществом (описанием границ земельного участка, заключением правления), так и заключением, составленным кадастровым инженером по результатам геодезической съемки.
Отсутствие в ОТ "Успех-97" проекта организации и застройки территории товарищества не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку на общем собрании членов ОТ "Успех-97" от <дата> N было принято решение не оформлять проект организации и застройки территории товарищества и осуществлять распределение земельных участков между членами товарищества в соответствии с фактически сложившимся порядком пользования земельными участками.
При обращении в орган местного самоуправления истцом представлены описание местоположения испрашиваемого земельного участка и заключение правления ОТ "Успех-97" о соответствии границ земельного участка, указанных в описании, фактическому месторасположению земельного участка, используемого К. Таким образом, товариществом подтверждены границы и площадь фактически занимаемого истцом земельного участка, площадь земельного участка соответствует площади, указанной в членской книжке.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы автора жалобы о том, что у ОТ "Успех-97" отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком, поскольку договор аренды не прошел государственную регистрацию. Земельный участок был предоставлен товариществу для осуществления уставной деятельности в установленном порядке, с момента предоставления участок постоянно находился в пользовании членов товарищества, у товарищества органом местного самоуправления земельный участок не изымался, согласно кадастровому плану территории на кадастровый квартал 64:48:010127 часть земельных участков, входящих в состав товарищества, уже оформлены в частную собственность членов товарищества.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исключить из второго абзаца резолютивной части заочного решения суда фразу "для ведения садоводства", поскольку по данным государственного кадастра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010127:169 является ведение огородов, а не садоводства, в связи с чем спорный земельный участок может быть предоставлен истцу для ведения огородничества.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из второго абзаца резолютивной части заочного решения суда фразу "для ведения садоводства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5811
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка и об обязании его предоставить.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ в предоставлении истцу земельного участка мотивирован отсутствием проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в некоммерческом объединении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N 33-5811
Судья Кондрашкина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К. к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Р. на заочное решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя К. - Пшеничной Т.В., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является членом огороднического товарищества "Успех-97" (далее по тексту ОТ "Успех-97"), ему в пользование предоставлен земельный участок N площадью 813 кв. м, расположенный на территории огороднического товарищества.
В ноябре 2013 года истец обратился в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N-рз К. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.
Истец, полагая отказ органа местного самоуправления нарушающим его права, просил суд (с учетом уточнения исковых требований) признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N 4606-рз "Об отказе в предоставлении в собственность К., члену огороднического товарищества "Успех-97", земельного участка в Волжском районе для ведения садоводства", обязать комитет по управлению имуществом г. Саратова предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно для ведения садоводства.
Заочным решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Третьим лицом - администрацией муниципального образования "Город Саратов" - подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, суд должен был принять во внимание отсутствие регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним договора аренды земельного участка N от <дата>, заключенного между администрацией г. Саратова и ОТ "Успех-97", поскольку договор был заключен сроком на один год и подлежал государственной регистрации. Срок действия договора аренды истек <дата>, <дата> управлением землепользования администрации г. Саратова в адрес ОТ "Успех-97" было направлено уведомление о расторжении договора аренды, следовательно, у ОТ "Успех-97" отсутствуют правовые основания для использования ранее предоставленного земельного участка.
Автор жалобы полагает, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу, поскольку не выполнены требования статей 28 и 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые предусматривают обязательность разработки проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения в рамках освоения и застройки территории, предоставленной для использования. Истцом при подаче заявления о предоставлении земельного участка не представлен проект организации и застройки территории огороднического объединения, отсутствие указанного проекта является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель К. - П. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
К. в судебное заседание не явился, представил суду апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статья ст. 10 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон) предусматривает, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
На основании п. 4 ст. 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В статье 28 Закона (пункты 1, 4) закреплено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Как следует из материалов дела, истец является членом ОТ "Успех-97" с <дата>, ему в пользование предоставлен земельный участок N площадью 813 кв. м, что подтверждается сведениями, отраженными в членской книжке.
Согласно уставу ОТ "Успех-97", утвержденному общим собранием ОТ "Успех-97" <дата>, огородническое товарищество является добровольной организацией граждан, объединившихся для ведения огороднического хозяйства на основе членства для совместного ведения огороднического хозяйства на специально отведенном земельном участке, место нахождения товарищества - <адрес>, совхоз "Комбайн".
По данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (на официальном сайте Федеральной налоговой службы России), ОТ "Успех-97" было зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией <адрес> <дата>, является действующим юридическим лицом.
Постановлением администрации <адрес> N от <дата> ОТ "Успех-97" был предоставлен в краткосрочную аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 1,2536 га, занимаемый огородами и находящийся в <адрес>, в границах, установленных в натуре.
Органами местного самоуправления (комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации <адрес> и администрацией <адрес>) в 1997 году был утвержден план земельного участка площадью 1,2536 га, фактически занимаемого ОТ "Успех-97". Из плана следует, что земельный участок, предоставленный ОТ "Успех-97", состоит их двух частей с кадастровыми номерами N (площадью 11326 кв. м) и N (площадью 1210 кв. м). Границы земельного участка обозначены на плане с указанием поворотных точек и их координат.
<дата> между администрацией г. Саратова и ОТ "Успех-97" был подписан договор N аренды земельного участка площадью 12536 кв. м, расположенного на землях совхоза "Комбайн", сроком на один год. В тексте договора аренды указано, что земельный участок предоставлен для ведения огородов без права возведения капитальных построек и высаживания многолетних насаждений. Договор аренды не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> N N-р ОТ "Успех-97" было отказано в предоставлении на праве аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 12536 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз "Комбайн", в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже обременен правом аренды ОТ "Успех-97".
Из протокола общего собрания членов ОТ "Успех-97" от <дата> N следует, что на общем собрании было принято решение не оформлять проект организации и застройки территории ОТ "Успех-97" в связи с отсутствием финансовых средств, распределение земельных участков между членами ОТ "Успех-97" осуществлять в соответствии с фактическими сложившимися границами 12 земельных участков и фактически сложившимся порядком пользования земельными участками членами ОТ "Успех-97".
<дата> К. обратился в комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка площадью 813 кв. м в ОТ "Успех-97" в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". К заявлению К. было приложено описание местоположения земельного участка, входящего в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и заключение правления ОТ "Успех-97" о соответствии границ земельного участка, указанных в описании, фактическому месторасположению границ земельного участка, используемого К.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет <дата>, расположен по адресу: г. Саратов, совхоз "Комбайн", разрешенное использование - огороды, в настоящее время площадь земельного участка составляет 5668 кв. м. В состав данного земельного участка входит часть с кадастровым номером N площадью 4458 кв. м.
В материалы дела стороной истца представлено заключение эксперта N 1, выполненное по заказу К., из которого следует, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером N и не налагается на границы смежного земельного участка с кадастровым номером N.
Распоряжением комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> Nрз истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поскольку отсутствует проект организации и застройки территории ОТ "Успех-97" либо другой документ, устанавливающий распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истцом при обращении к ответчику были представлены все документы, которые указаны в статье 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка является необоснованным.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку ОТ "Успех-97" было создано до введения в действие Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельный участок предоставлен товариществу администрацией <адрес> также до введения в действие закона. Данные обстоятельства являются основаниями для приобретения истцом права собственности на земельный участок бесплатно, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Земельный участок, находящийся в пользовании истца, входит в границы земельного участка, предоставленного товариществу органом местного самоуправления в 1997 году, что подтверждается как документами, представленными товариществом (описанием границ земельного участка, заключением правления), так и заключением, составленным кадастровым инженером по результатам геодезической съемки.
Отсутствие в ОТ "Успех-97" проекта организации и застройки территории товарищества не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку на общем собрании членов ОТ "Успех-97" от <дата> N было принято решение не оформлять проект организации и застройки территории товарищества и осуществлять распределение земельных участков между членами товарищества в соответствии с фактически сложившимся порядком пользования земельными участками.
При обращении в орган местного самоуправления истцом представлены описание местоположения испрашиваемого земельного участка и заключение правления ОТ "Успех-97" о соответствии границ земельного участка, указанных в описании, фактическому месторасположению земельного участка, используемого К. Таким образом, товариществом подтверждены границы и площадь фактически занимаемого истцом земельного участка, площадь земельного участка соответствует площади, указанной в членской книжке.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы автора жалобы о том, что у ОТ "Успех-97" отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком, поскольку договор аренды не прошел государственную регистрацию. Земельный участок был предоставлен товариществу для осуществления уставной деятельности в установленном порядке, с момента предоставления участок постоянно находился в пользовании членов товарищества, у товарищества органом местного самоуправления земельный участок не изымался, согласно кадастровому плану территории на кадастровый квартал 64:48:010127 часть земельных участков, входящих в состав товарищества, уже оформлены в частную собственность членов товарищества.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым исключить из второго абзаца резолютивной части заочного решения суда фразу "для ведения садоводства", поскольку по данным государственного кадастра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010127:169 является ведение огородов, а не садоводства, в связи с чем спорный земельный участок может быть предоставлен истцу для ведения огородничества.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из второго абзаца резолютивной части заочного решения суда фразу "для ведения садоводства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)