Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.04.2015 N 67-АПГ15-11

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N 67-АПГ15-11


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зональный нефтеперерабатывающий завод" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Зональный нефтеперерабатывающий завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:021305:0111, общей площадью 1 464 кв. м, расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира автозаправочная станция стационарного типа, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная, 57, в размере его рыночной стоимости 4 920 000 рублей.
Решением Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе на решение суда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области) просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Управление Росреестра по Новосибирской области указывает, что оно не осуществляло государственную кадастровую оценку земель и не совершало каких-либо действий (бездействия), которые повлекли нарушение прав и законных интересов общества. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не опровергает достоверность кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки в порядке, определенном действующим законодательством.
Относительно апелляционной жалобы обществом и Правительством Новосибирской области представлены отзывы.
В судебное заседание не явились представители заявителя, Управления Росреестра по Новосибирской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:35:021305:0111, общей площадью 1 464 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации автозаправочной станции стационарного типа, расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира автозаправочная станция стационарного типа, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная, 57, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 ноября 2013 г., серия 54АЕ N 237613.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Новосибирской области в соответствии с перечнем земельных участков, сформированным по состоянию на 1 января 2010 г. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 1 января 2012 г.
Согласно указанной оценке кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка составила 10 938 363,84 руб. В материалы дела представлена справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая подтверждает указанную кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2010 г.
Отчетом от 12 сентября 2014 г. N 031/2014-р об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная группа "ТАСАДОР" Барашкиной В.В. по заказу заявителя, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 4 920 000 рублей. На данный отчет получено положительное экспертное заключение от 29 сентября 2014 г. N 153/2014/Новосибирск, составленное Жуковской А.В., экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
После оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии при Управлении Росреестра по Новосибирской области общество обратилось в областной суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого сослалось на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Судом первой инстанции установлено, что при определении рыночной стоимости земельного участка специалистами использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточно большая выборка земельных участков-аналогов и с учетом их характеристик, за счет использования поправок определена рыночная стоимость участка заявителя.
Исследовав представленный отчет об оценке, суд указал на то, что в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета характеристик конкретного объекта недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Новосибирской области не является заинтересованным лицом по данному делу, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение), в соответствии с пунктом 5 которого Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.
Несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Росреестр сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета.
Кроме того, статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности на Росреестр возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направить сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Таким образом, в рассматриваемом деле необходимо участие как Правительства Новосибирской области, утвердившего оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки земель, так и Управления Росреестра по Новосибирской области.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)