Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-16172

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. по делу N 33-16172


судья: Ю.М. Боброва

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей И.П. Козлова, А.И. Клюевой,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по г. Москве на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 января 2014 года по делу по заявлению Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М. об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве), которым заявление удовлетворено,

установила:

Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М. обратились в суд с указанным выше заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению Росреестра по г. Москве, ссылаясь на необоснованный отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельных участков, предоставленных под строительство жилого дома.
Требования мотивированы тем, что заявители как сособственники жилого дома имеют право в упрощенном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок, выделенный для строительства указанного дома, для чего они представили в Управление Росреестра по г. Москве необходимый пакет документов. Однако в совершении регистрационных действий им было отказано со ссылкой на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя). Между тем, заявители полагают, что все необходимые документы ими представлены.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 16 января 2014 года, с учетом определения Симоновского районного суда г. Москвы об исправлении описки от 12 марта 2014 года постановлено: признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 25 декабря 2013 года об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки по адресам: ***, с кадастровым номером ***; ***, с кадастровым номером ***; обязать Управление Росреестра по г. Москве зарегистрировать право общей долевой собственности Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М. на земельные участки площадью 0,11 га, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***; площадью 0,02 га, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Росреестра по г. Москве - Т.Д.В., по доверенности от 30 декабря 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М. - адвокат И.В. Бакаева, по ордеру от 7 мая 2014 года, а также Т.Д.Н. просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра по г. Москве, представителя Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М., а также Т.Д.Н., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Ч.Т., Ч.А., Т.Д.Н., М. являются собственниками жилого дома, расположенного в ***, в следующих долях в праве собственности соответственно: 17/100, 17/100, 19/100, 19/100.
В связи с тем, что земельные участки под строительство указанного жилого дома были предоставлены в 1955 году лицам, правопреемниками которых являются заявители, последние обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки с кадастровыми номерами ***,*** в соответствии с принадлежащими им долями в праве собственности на жилой дом.
В подтверждение прав на указанные земельные участки заявители представили документы, подтверждающие как право собственности на жилой дом, так и документы о выделении в 1955 году земельных участков под строительство данного дома: архивную выписку из похозяйственной книги N 3 *** сельсовета *** района *** области, согласно которой за *** как собственником жилого дома, 1955 года постройки, был закреплен земельный участок размером 0,11 га; архивную выписку из похозяйственной книги N 3 *** сельсовета *** района *** области, согласно которой за *** как собственником жилого дома, 1956 года постройки, был закреплен земельный участок размером 0,2 га.
25 декабря 2013 года Управление Росреестра по г. Москве отказало заявителям в регистрации права собственности на землю со ссылкой на положения абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя). При этом Управление Росреестра по г. Москве исходило из того, что заявления от остальных сособственников жилого дома о регистрации права собственности на земельные участки не поступало.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что за регистрацией права собственности на землю обратились все сособственники жилого дома, право которых зарегистрировано в установленном законом порядке.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями) также предусмотрено, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 25.2 названного Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Документ, удостоверяющий предоставление до введения в действие Земельного кодекса РФ земельных участков для строительства домовладения, собственниками которого в настоящее время являются заявители, имеется в деле, при этом право заявителей на владение земельными участками, по поводу которых возник спор, не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле.
Истребование у заявителей дополнительных документов для государственной регистрации права собственности граждан на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ).
Между тем, регистратором не указано, какие из представленных заявителями в подтверждение предоставления земельных участков под строительство жилого дома документов, не соответствуют закону по форме или содержанию.
При таком положении, удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что представленные заявителями для государственной регистрации права документы о выделении земельных участков под строительство жилого дома и свидетельство о праве собственности на долю жилого дома, который расположен на данных земельных участках, надлежащим образом подтверждают факт приобретения заявителями права собственности на жилой дом и факт перехода к заявителям права на государственную регистрацию доли в праве собственности на земельные участки.
Достоверность представленных заявителями документов и соответствие указанных документов требованиям закона Управлением Росреестра по г. Москве не оспаривались.
Доводы жалобы о том, что действия Управления Росреестра по г. Москве основаны на внутриведомственных инструкциях, не соответствуют действительности.
На основании статьи 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 Кодекса).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (пункт 3 статьи 244 Кодекса).
В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество (утв. Приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 70) государственная регистрация права общей собственности на объекты недвижимого имущества проводится органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 (далее - Правила ведения ЕГРП), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.
При государственной регистрации права общей долевой собственности в представляемых заявлениях рекомендуется дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации права общей долевой собственности, а также указывать размеры долей в праве общей долевой собственности, принадлежащих участникам общей долевой собственности. При государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности (например, при ее отчуждении на основании договора, в случаях, когда право общей долевой собственности возникло до введения в действие Закона (пункт 1 статьи 6 Закона), при ее приобретении в порядке наследования) в представляемом заявлении рекомендуется дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, а также указывать размер доли в праве общей долевой собственности (п. 8 Методических рекомендаций).
Для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности, возникшего (возникающего) не с момента государственной регистрации (например, в случаях, когда право общей долевой собственности возникло до введения в действие Закона (пункт 1 статьи 6 Закона), при приобретении двумя и более лицами недвижимого имущества в порядке наследования), каждый из участников общей долевой собственности может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество независимо от того, обращаются ли за государственной регистрацией другие участники общей долевой собственности (п. 9 Методических рекомендаций).
При подаче документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, независимо оттого, представили все лица, приобретающие объект недвижимости в общую долевую собственность, отдельные заявления или ими было составлено одно (общее) заявление, документы регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером (пункт 11 Правил ведения книг учета документов) (п. 11 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 40 Правил ведения ЕГРП регистрация права общей долевой собственности осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на отдельном листе подраздела II-1 Единого государственного реестра прав. Учитывая данную норму Правил ведения ЕГРП, в каждом из заполняемых листов подраздела II-1 Единого государственного реестра прав:
- в графе "Правообладатель" указываются предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП данные об участнике общей долевой собственности, запись о праве которого вносится в соответствующий лист подраздела II-1 Единого государственного реестра прав;
- в графу "Доля" вносится запись о соответствующем размере доли в праве общей долевой собственности в виде правильной простой дроби (пункт 39 Правил ведения ЕГРП).
В графу "Вид права" каждого из листов подраздела II-1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся слова "общая долевая собственность" (п. 12 Методических рекомендаций).
В случаях когда количество участников общей совместной собственности не позволяет внести в графу "Субъект (субъекты) права" на лицевую сторону свидетельства о государственной регистрации права сведения обо всех правообладателях, рекомендуется применять правило, установленное пунктом 6 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств, о внесении сведений об иных участниках общей долевой собственности на оборотную сторону свидетельства о государственной регистрации права. При этом на оборотной стороне свидетельства о государственной регистрации права вместо слов "Иные участники общей долевой собственности согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" рекомендуется указывать слова "Иные участники общей совместной собственности согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 17 Методических рекомендаций).
Доказательств невозможности соблюдения данных требований Методических рекомендаций Управлением Росреестра по г. Москве в нарушение положений ст. 249 ГПК РФ не представлено.
Доводы жалобы о том, что 27 января 2014 года Управлением Росреестра по г. Москве внесена запись об ограничении прав заявителей на принадлежащий им объект недвижимости в связи с принятием 25 декабря 2013 года Правительством г. Москвы Распоряжения N 762-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества для реконструкции Рязанского проспекта от Садового кольца до границ с Московской областью", не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанное обременение зарегистрировано после того как судом вынесено решение по настоящему делу. Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что упомянутое Распоряжение не было принято на момент обращения заявителей в Управление Росреестра по г. Москве, а последнее также на ссылалось на данное Распоряжение в обоснование отказа государственной регистрации права собственности заявителей на земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)