Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.10.2015 N Ф09-6688/15 ПО ДЕЛУ N А76-25537/2014

Требование: О признании недействительным постановления администрации муниципального образования об изъятии земельного участка.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Участок решено изъять у арендатора для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. N Ф09-6688/15

Дело N А76-25537/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное Уральское Предприятие "Южкоммунсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2015 по делу N А76-25537/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное Уральское предприятие "Южкоммунсервис" (далее - общество "Южкоммунсервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Южноуральского городского округа (далее - администрация) от 21.05.2014 N 455 "Об изъятии для муниципальных нужд - размещения автомобильной дороги местного значения, земельного участка по улице Победы, 24".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением суда от 18.03.2015 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Соколова И.Ю., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Южкоммунсервис" просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывая на утвержденный градостроительный план земельного участка, заявитель жалобы полагает, что наличие у общества "Южкоммунсервис" права аренды земельного участка не является причиной, исключающей возможность строительства дороги местного значения - улицы Павлова, поскольку данная улица (дорога) уже построена, зона застройки занимает лишь десятую часть земельного участка. По мнению общества "Южкоммунсервис", администрацией не представлено доказательств, подтверждающих невозможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права заявителя на спорный земельный участок. Заявитель, ссылаясь на ранее состоявшиеся судебные акты, указывает на наличие в действиях администрации злоупотребления правом с целью прекратить деятельность общества "Южкоммунсервис". Заявитель не согласен с выводом судов о том, что акт выбора земельного участка от 20.03.2014, постановление администрации от 24.04.2014 N 386/1 являются документами, определяющими возможные варианты размещения улицы Павлова и схемы ее размещения, полагает, что названные документы приняты в нарушение норм действующего законодательства и не являются доказательствами, подтверждающими невозможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права заявителя на него; постановление администрации содержит противоречивую информацию о цели его изъятия, сведения о сроках, порядке и условиях его изъятия отсутствуют. Таким образом, по мнению общества "Южкоммунсервис", оспариваемое постановление администрации является незаконным и нарушает права арендатора на владение и пользование земельным участком, права субъекта предпринимательской деятельности на осуществление хозяйственной деятельности, а также на возмещение понесенных финансовых затрат на разработку проектной документации объекта капитального строительства и получение соответствующей прибыли, извлекаемой из его эксплуатации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках процедуры выбора земельного участка для строительства придорожного комплекса на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А76-21148/2010 Арбитражного суда Челябинской области и постановления администрации от 10.01.2013 N 1 обществу "Южкоммунсервис" предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 74:37:0209026:73, общей площадью 9 809 кв. м, целевое назначение - для строительства придорожного комплекса по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Победы, 24.
На основании указанного постановления 10.01.2013 между обществом "Южкоммунсервис" и администрацией подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:37:0209026:73 сроком - до 01.01.2016.
Постановлением администрации от 21.05.2014 N 455 на основании ст. 46, 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с документацией о корректировке проекта планировки микрорайона и актом выбора земельного участка для строительства, в связи с отсутствием другого варианта размещения объекта, решено изъять для муниципальных нужд (размещение автомобильной дороги местного значения) - строительства улицы Павлова (от улицы Советской Армии до улицы Победы), земельный участок с кадастровым номером 74:37:0209026:73, общей площадью 9 809 кв. м, целевое назначение - для строительства придорожного комплекса по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Победы, 24, предоставленный обществу "Южкоммунсервис" по договору аренды от 10.01.2013 N 3.
Письмом 27.06.2014 N 35-1676 администрация уведомила общество "Южкоммунсервис" о начале процедуры изъятия для муниципальных нужд (размещение автомобильной дороги местного значения) - строительства улицы Павлова (от улицы Советской Армии до улицы Победы), земельного участка с кадастровым номером 74:37:0209026:73, общей площадью 9 809 кв. м, целевое назначение - для строительства придорожного комплекса по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Победы, 24 на основании вышеназванного постановления.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области осуществлена государственная регистрация постановления в качестве обременения земельного участка за номером 74-74-37/019/2014-421 (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.06.2014.
Полагая, что постановление Администрации от 21.05.2014 N 455 "Об изъятии для муниципальных нужд - размещения автомобильной дороги местного значения, земельного участка по улице Победы, 24", не соответствует закону и нарушает права общества "Южкоммунсервис" на владение и пользование арендуемым земельным участком, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности 2-х условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, отсутствие одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судами верно указано, что из системного толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, может быть распространено и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2379/11, применение к праву владения и пользования земельным участком, возникшему на основании договора аренды, института выкупа для государственных или муниципальных нужд обеспечивает наиболее полную защиту интересов арендатора земельного участка, поскольку обеспечивает использование для прекращения арендных отношений механизма изъятия земельного участка, устанавливающего не только баланс интересов сторон, но и гарантирующего интересы лица, чье право будет прекращено в результате выкупа, в том числе: предварительное уведомление о предполагаемом изъятии не менее чем за год; включение в выкупную цену рыночной стоимости объектов, а также всех убытков, включая упущенную выгоду; возможность судебного обжалования выкупной цены и других условий выкупа; предварительность возмещения, судами верно отмечено, что к порядку изъятия земельных участков, предоставленных в аренду, применяется порядок изъятия земельных участков у обладателей вещных прав на них.
В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
На основании ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого постановления), изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, установленных в п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за 1 год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (п. 2 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования данных норм следует, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка; уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии; регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие.
Таким образом, принятие оспариваемого постановления является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения.























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)