Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2015 N Ф09-9935/14 ПО ДЕЛУ N А07-6975/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N Ф09-9935/14

Дело N А07-6975/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столяров А.А.,
судей Тороповой М.В., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация Уфимского района) и Прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан (далее - прокуратура) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 по делу N А07-6975/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ПроектСтройИнвест" (далее - общество) - Галиев Р.Ш. (доверенность от 06.05.2014).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа администрации Уфимского района в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120, расположенного в селе Михайловка сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, изложенного в письме от 20.03.2014 N 1426, возложении на администрацию обязанности предоставить обществу земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 для строительства и заключить с обществом договор аренды сроком на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечена прокуратура.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 (судья Насыров М.М.) требования общества удовлетворены. Отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120, изложенный в письме администрации от 20.03.2014 N 1426, признан незаконным, не соответствующим требованиям ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию возложена обязанность в пятнадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить обществу указанный земельный участок для строительства и заключить договор аренды сроком на 5 лет.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах администрация Уфимского района и прокуратура просят судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1, п. 3, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявители указывают на несоблюдение процедуры предоставления обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку публикация информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для строительства осуществлена после согласования акта выбора этого участка. Как полагают заявители, такое нарушение затрагивает основные принципы земельного законодательства, создает препятствия в доступе иных заинтересованных лиц к получению данного земельного участка в аренду и лишает муниципальное образования поступления денежных средств от реализации права аренды земельного участка на торгах.
Прокуратура в доводах кассационной жалобы также ссылается на отсутствие доказательств того, что гостиничный комплекс, возведение которого планируется на спорном земельном участке, является объектом социального значения, и такое использование земельного участка соответствует его разрешенному использованию "индивидуальная жилая застройка".
Администрация также указывает на неправильное применение судами ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерное возложение на администрацию обязанности возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В отзыве на кассационные жалобы общество ссылается на несостоятельность доводов заявителей, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Как установлено судами, 21.11.2012 комиссией в составе представителей администрации Уфимского района, администрации сельского поселения Михайловский сельсовет, Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан, общества подписан акт N 167 выбора земельного участка для проектирования и строительства гостиничного комплекса в с. Михайловка сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В печатном издании "Уфимские нивы" 15.12.2012 со ссылкой на п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано информационное сообщение администрации Уфимского района о том, что данным органом местного самоуправления в дальнейшем будет разрешен вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 4 га, расположенного в северо-западной части с. Михайловка, для проектирования и строительства гостиничного комплекса.
Администрацией Уфимского района вынесено постановление 28.12.2012 N 3146 об утверждении акта выбора земельного участка от 21.11.2012 N 167.
На государственный кадастровый учет 30.04.2013 поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 (предыдущий кадастровый номер 02:47:110207:109) общей площадью 39 793 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский р-он, с/с Михайловский, с. Михайловка. Кадастровая стоимость участка согласно кадастровому паспорту от 06.05.2013 составляет 12 337 421 руб. 72 коп.
Общество обратилось к главе администрации Уфимского района с заявлениями от 21.06.2013 и 20.02.2014, в которых со ссылкой на постановление от 28.12.2012 N 3146 и акт выбора от 21.11.2012 N 167 просило предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 в аренду сроком на 5 лет для проектирования и строительства гостиничного комплекса.
В письме от 07.08.2013 N 07-08-3152 Управление земельных и имущественных отношений администрации Уфимского района сообщило руководителю общества о том, что для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка необходимо представить документы, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. В тексте письма приведен перечень необходимых документов.
В письме от 20.03.2014 N 1426 глава администрации Уфимского района Давыдов М.В. сообщил обществу о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 предоставлен быть не может, так как данный участок предполагается к использованию обществом для проектирования и строительства гостиничного комплекса, в то время как разрешенное использование участка является индивидуальное жилищное строительство.
Отдел архитектуры и градостроительства администрации Уфимского района по заявлению общества 27.03.2014 подготовил выписку из градостроительного регламента сельского поселения Михайловский сельсовет. В данной выписке сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Михайловский сельсовет, утвержденным Решением Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района от 16.01.2012 N 71, земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 находится в территориальной жилой зоне "Ж-1", основными видами разрешенного использования земель в которой являются, среди прочего, гостиницы, мотели, кемпинги.
Прокуратурой в адрес администрации Уфимского района вынесено представление от 07.04.2014 N 42-2014 об устранении нарушений земельного законодательства. В данном представлении прокуратура потребовала рассмотреть вопрос об отмене акта выбора от 21.11.2012 N 167.
Общество, полагая, что отказ администрации Уфимского района в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что нарушений процедуры предоставления земельного участка, в том числе повлекших за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц, органом местного самоуправления в рассматриваемом случае не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Нормами п. 5 ст. 30, ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11).
Как следует из материалов дела и установленных судами обстоятельств, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта. На основании данного обращения органом местного самоуправления подготовлен акт выбора земельного участка от 21.11.2012. Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 4 га, расположенного в с. Михайловка, для проектирования и строительства гостиничного комплекса опубликовано в официальном печатном издании "Уфимские нивы" 15.12.2012. В последующем постановлением администрации Уфимского района от 28.12.2012 N 3146 утвержден акт выбора земельного участка от 21.11.2012 N 167, и данный участок 30.04.2013 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 02:47:110207:120.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия сведений об обращении иных лиц с заявлениями о предоставлении названного земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса, суды пришли к обоснованному выводу о том, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта соблюдения и у общества имеется право требовать предоставления ему указанного земельного участка.
Судами дана оценка доводам администрации о том, что намерение общества возвести на земельном участке гостиничный комплекс не соответствует разрешенному использованию этого участка - для индивидуального жилищного строительства.
Из представленной в материалы дела выписки из градостроительного регламента сельского поселения Михайловский сельсовет от 27.03.2014 N 31, подготовленной Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, следует, что в соответствии Правила землепользования и застройки сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета названного сельского поселения от 16.01.2012 N 71, земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 находится в территориальной жилой зоне "Ж-1", к основным видам разрешенного использования земель в которой относится, в том числе, размещение гостиниц, мотелей, кемпингов.
Суды, руководствуясь положениями ст. 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30, 35, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам, в жилых зонах допускается размещение объектов социального назначения, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, и собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для территориальной зоны видом разрешенного использования, пришли к обоснованному выводу о том, что использование земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120 для целей проектирования и строительства гостиницы соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой расположен этот участок, не противоречит земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120 у администрации не имелось.
Доводы заявителей кассационных жалоб о нарушении процедуры предоставления земельного участка рассмотрены и правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Поскольку информационное сообщение опубликовано в печатном издании "Уфимские нивы" 15.12.2012, то есть до вынесения постановления об утверждении акта выбора земельного участка от 28.12.2012, при этом ни в 2012 году, ни позднее утверждения акта выбора заявок от иных претендентов на спорный участок в орган местного самоуправления не поступило, суды верно указали, что оснований для вывода о нарушении процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Ссылка Прокуратуры на то, что судом апелляционной инстанции необоснованно отказано в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, свидетельствующих о несогласии жителей с. Михайловка с предоставлением земельного участка обществу, отклоняется, так как апелляционный суд, руководствуясь ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие уважительных причин, которые препятствовали администрации и прокуратуре представить данные доказательства в суд первой инстанции.
Нарушений ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при возложении на администрацию судебных расходов по уплате государственной пошлины за обращение в суд с заявлением судом первой инстанции не допущено. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел арбитражными судами").
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 по делу N А07-6975/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
З.Г.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)