Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2015 N Ф05-4052/2015 ПО ДЕЛУ N А40-108373/14

Требование: О признании незаконными действий органа власти субъекта РФ.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемые действия выразились в отказе утвердить и выдать в установленный законом срок компании схему расположения земельного участка, на котором расположены здания компании, так как истребуемый участок входит в границы особо охраняемых территорий города и предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации парка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N А40-108373/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Компании "Револта Венчерз Инк." - Комаров М.В. - дов. от 17.11.2014; Способ С.А. - дов. от 17.11.2014
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Осипов А.И. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-926/14
от третьего лица - государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Фили" - Гуслистый Н.Р. - дов. от 19.02.2015 N 45
рассмотрев 16 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Компании "Револта Венчерз Инк."
на решение от 26 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузнецовым С.А.,
на постановление от 17 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-108373/14
по заявлению Компании "Револта Венчерз Инк."
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий
третье лицо: государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Фили"

установил:

Компания "Револта Венчерз Инк." (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), выразившиеся в отказе утвердить и выдать в установленный законом срок Компании схему расположения земельного участка, на котором расположены здания Компании по адресу: Москва, Ворошиловский парк, д. 2, д. 5, д. 8, на кадастровом плане или кадастровой карте территории в городе Москве;
- - обязать Департамент утвердить и выдать Компании схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Москвы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Фили" (далее - Учреждение).
Решением от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 26.11.2014 и постановление от 17.02.2015 и удовлетворить заявление.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы жалобы, а представители Департамента и Учреждения просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, Ворошиловский парк, д. 2, д. 5, д. 8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.08.2007 серии 77АЖ N 036824, серии 77АЖ N 036823 и серии 77АЖ N 036822.
Компания 05.02.2014 обратилась в Департамент с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, на котором расположены принадлежащие заявителю здания, а 16.04.2014 - с запросом по вопросу предоставления данной государственной услуги.
Письмом от 13.05.2014 N 33-5-11917/14-(0)-1 Департамент отказал в предоставлении государственной услуги по выдаче схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, ссылаясь на то, что объекты недвижимости Компании расположены на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению. Кроме того, в указанном письме содержится ссылка на Постановление Правительства Москвы от 03.07.2007 N 575-ПП "О дополнительных мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 30.11.2004 N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с территории парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили".
Полагая действие Департамента по отказу в выдаче схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 того же Кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департамент в обоснование принятого отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0002001:41, на котором расположены объекты недвижимости Компании, входит в границы особо охраняемых территорий города и предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации парка.
Суды обеих инстанций признали доводы Департамента правомерными и отказали Компании в удовлетворении его заявления.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, поскольку суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о законности действий Департамента по отказе в выдаче Компании схемы расположения земельного участка, на котором находятся принадлежащие заявителю здания.
Право собственности заявителя на здания подтверждается материалами дела и заинтересованными лицами не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 26 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Статьей 36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет испрашиваемого Компанией земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимого имущества, не осуществлен. Следовательно, обязанность Департамента выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории вытекает из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.
С учетом названных норм суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом возложенных на него обязанностей по определению места расположения земельного участка путем изготовления схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории района, по утверждению указанной схемы и расчету площади земельного участка исходя из действующих норм и правил, иных факторов, подлежащих учету при предоставлении такого участка, свидетельствует о допущенном Департаментом противоправном бездействии, нарушающем права и законные интересы заявителя.
При таком положении принятые по делу решение и постановление подлежат отмене, а требования Компании - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по делу N А40-108373/14 отменить.
Признать незаконными действия Департамента городского имущества города Москвы, выразившиеся в отказе в утверждении и выдаче в установленный законом срок заявителю схемы расположения земельного участка, на котором находятся здания Компании "Револта Венчерз Инк." по адресу: Москва, Ворошиловский парк, д. 2, д. 5, д. 8, на кадастровом плане или кадастровой карте территории в городе Москве.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить и выдать Компании "Револта Венчерз Инк." схему расположения земельного участка, на котором находятся здания по адресу: Москва, Ворошиловский парк, д. 2, д. 5, д. 8, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Москвы.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)