Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Однако в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка принято не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Фильченкова Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу по заявлению А.И. об оспаривании бездействия администрации Рузского муниципального района Московской области и понуждении заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя А.И. - С.,
установила:
А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области в заключении договора аренды земельного участка незаконным; обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области заключить с А.И. договор аренды на 49 лет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 455 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для зоны отдыха", расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 27.01.2014 он обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет указанного земельного участка.
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 29.01.2014 N 281 утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. 13.02.2014 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, после чего заявитель представил в администрацию Рузского муниципального района Московской области кадастровый паспорт земельного участка. Сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка было опубликовано в газете Рузского района "Красное знамя" от 16.10.2014, выпуск N 41.
Однако в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка администрацией принято не было, что, по мнению заявителя, не соответствует закону, нарушает его права, поскольку им были совершены все действия, установленные законодательством для приобретения земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель заявителя Т. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Рузского муниципального района Московской области Р. с заявлением не согласилась.
Решением Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года заявление А.И. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Рузского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А.И., представитель администрации Рузского муниципального района Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя А.И. - С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва заявителя на нее, судебная коллегия считает постановленное по делу решение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что 27.01.2014 А.И. обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 455 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для зоны отдыха", расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 19).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 29.01.2014 N 281 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте ответствующей территории (л.д. 6).
13.02.2014 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 8).
Кадастровый паспорт земельного участка был представлен заявителем в администрацию Рузского муниципального района Московской области.
16.10.2014 в газете Рузского района "Красное знамя", выпуск N <данные изъяты>, опубликовано сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка (л.д. 9).
В связи с тем, что данная публикация носила информационный характер, заявки администрацией Рузского муниципального района Московской области не принимались (л.д. 17).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрации Рузского муниципального района Московской области имеется незаконное бездействие, выразившееся в незаключении с А.И. договора аренды испрашиваемого земельного участка в установленный вышеприведенными правовыми нормами срок.
Однако суд не учел, что с 01.01.2015 вступили в силу Законы Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области".
В рамках реализации указанных законов распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области утвержден порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров купли-продажи (аренды) земельных участков (и соглашений к ним).
Согласно данному распоряжению органы местного самоуправления направляют проект решения и проект договора аренды земельного участка с приложением необходимого пакета документов в Министерство имущественных отношений Московской области для согласования и рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Поскольку предусмотренная вышеуказанными нормативными правовыми актами процедура предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не была соблюдена в полном объеме, у суда отсутствовали основания для понуждения администрации Рузского муниципального района Московской области к заключению с А.И. договора аренды испрашиваемого им земельного участка.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А.И. требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления А.И. об оспаривании бездействия администрации Рузского муниципального района Московской области и понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11374/2015
Требование: Об оспаривании бездействия и понуждении заключить договор аренды земельного участка.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Однако в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка принято не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N 33-11374/2015
Судья: Фильченкова Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу по заявлению А.И. об оспаривании бездействия администрации Рузского муниципального района Московской области и понуждении заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя А.И. - С.,
установила:
А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области в заключении договора аренды земельного участка незаконным; обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области заключить с А.И. договор аренды на 49 лет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 455 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для зоны отдыха", расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что 27.01.2014 он обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет указанного земельного участка.
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 29.01.2014 N 281 утверждена схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. 13.02.2014 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, после чего заявитель представил в администрацию Рузского муниципального района Московской области кадастровый паспорт земельного участка. Сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка было опубликовано в газете Рузского района "Красное знамя" от 16.10.2014, выпуск N 41.
Однако в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка администрацией принято не было, что, по мнению заявителя, не соответствует закону, нарушает его права, поскольку им были совершены все действия, установленные законодательством для приобретения земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель заявителя Т. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Рузского муниципального района Московской области Р. с заявлением не согласилась.
Решением Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года заявление А.И. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Рузского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А.И., представитель администрации Рузского муниципального района Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя А.И. - С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва заявителя на нее, судебная коллегия считает постановленное по делу решение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что 27.01.2014 А.И. обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 455 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для зоны отдыха", расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 19).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 29.01.2014 N 281 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте ответствующей территории (л.д. 6).
13.02.2014 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 8).
Кадастровый паспорт земельного участка был представлен заявителем в администрацию Рузского муниципального района Московской области.
16.10.2014 в газете Рузского района "Красное знамя", выпуск N <данные изъяты>, опубликовано сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка (л.д. 9).
В связи с тем, что данная публикация носила информационный характер, заявки администрацией Рузского муниципального района Московской области не принимались (л.д. 17).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрации Рузского муниципального района Московской области имеется незаконное бездействие, выразившееся в незаключении с А.И. договора аренды испрашиваемого земельного участка в установленный вышеприведенными правовыми нормами срок.
Однако суд не учел, что с 01.01.2015 вступили в силу Законы Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области".
В рамках реализации указанных законов распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области утвержден порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров купли-продажи (аренды) земельных участков (и соглашений к ним).
Согласно данному распоряжению органы местного самоуправления направляют проект решения и проект договора аренды земельного участка с приложением необходимого пакета документов в Министерство имущественных отношений Московской области для согласования и рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Поскольку предусмотренная вышеуказанными нормативными правовыми актами процедура предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не была соблюдена в полном объеме, у суда отсутствовали основания для понуждения администрации Рузского муниципального района Московской области к заключению с А.И. договора аренды испрашиваемого им земельного участка.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А.И. требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления А.И. об оспаривании бездействия администрации Рузского муниципального района Московской области и понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)