Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Степаненко Д.Н. по доверенности N 356/13 от 01.12.2013 года (сроком по 31.12.2016 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (07АП-70/15)
на определение Арбитражного суда Томской области о прекращении производства по делу от 03 декабря 2014 года по делу N А67-5257/2014 (судья В.И. Гелбутовский)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании ИНН 7022000310 ОГРН 1027001618918, Томская область, г. Стрежевой, ул. Буровиков, 23
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ИНН 8601035002 ОГРН 1088601000762, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 69
о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 23.07.2014 года по делу N 02-616/2014 и по делу N 02-617/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 23.07.2014 года по делу N 02-616/2014 и по делу N 02-617/2014.
Определением Арбитражного суда Томской области от 03 декабря 2014 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым определением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество считает, что суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу, поскольку рассматриваемый спор подведомственен арбитражному суду.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административный орган в отзыве на жалобу поддержал позицию апеллянта; надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Нижневартовского управления Росприроднадзора проведено рейдовое патрулирование земель лесного фонда Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества на предмет выявления нарушений требований природоохранного, лесного законодательства, правил пожарной безопасности в лесах, результаты которого отражены в Акте маршрутного патрулирования N 02-511/2014 от 19.06.2014 года.
По результатам рассмотрения материалов рейдового патрулирования заинтересованным лицом в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК составлены протокол N 02-533/2014 об административном правонарушении от 20.06.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, выразившегося в загрязнении нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда РФ, расположенного в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделе 5 квартала 83 (географические координат 600 33, 15,3,, с.ш., 760 30, 12,4,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, а также трассы коммуникаций, полосы отвода автодороги, направление от УПСВ-1 к кустовой площадки N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, протокол N 02-617/2014 об административном правонарушении от 15.07.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения на земельном участке, в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделе 5 квартала 83 (географические координат 600 33, 15,3,, с.ш., 760 30, 12,4,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, требований подпункта "в" пункта 33, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 в период пожароопасного сезона, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, протокол N 02-532/2014 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, выразившегося в загрязнении земель лесного фонда РФ в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделах 2, 65 квартала 84 (географические координат 600 33, 14,5,, с.ш., 760 31, 42,5,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, нефтесодержащей жидкостью (нефтью), а также трассы коммуникаций, полосы отвода автодороги, направление от УПСВ-1 к кустовой площадки N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, а также протокол N 02-616/2014 об административном правонарушении от 15.07.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения на участке в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделах 2, 65 квартала 84 (географические координат 600 33, 14,5,, с.ш., 760 31, 42,5,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества требований подпункта "в" пункта 33, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 в период пожароопасного сезона, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 02-616/2014, N 02-532/2014, а также материалы административного дела N 02-617/2014, N 02-533/2014, установив нарушение требований природоохранного законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрены частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, применив положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, административный орган вынес постановление о назначении Обществу административного наказания по делу N 02-616/2014 от 23.07.2014 года и постановление по делу N 02-617/2014 о назначении административного наказания от 23.07.2014 года, в соответствии с которыми заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. и 30 000 руб. соответственно.
Полагая указанные выше постановления незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Следовательно, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Таким образом, арбитражным судам подведомственны заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности только в случае, если они привлечены к такой ответственности в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они были привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской или иной экономической деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности. Совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административное правонарушение, выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех физических и (или) юридических лиц независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Соответственно постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде.
В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2014 года N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В пункте 33 Постановления N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 года N 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми постановлениями Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, установленных для всех категорий физических и юридических лиц.
Объектом правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, объективная сторона состоит в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, установленных в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, а не в области осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно диспозиции названной нормы КоАП описанное в ней правонарушение не увязано с осуществлением физическими и юридическими лицами каких-либо видов предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения Обществом административного правонарушения в области пожарной безопасности лесов.
При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах N 414 от 29.06.2007 года.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что совершение Обществом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 19.12.2013 года N 40, заявление Общества об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует Обществу обратиться с заявлением об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности в суд общей юрисдикции.
Таким образом, определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по данному делу определения не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Томской области от 03 декабря 2014 года по делу N А67-5257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 07АП-70/2015 ПО ДЕЛУ N А67-5257/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А67-5257/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Степаненко Д.Н. по доверенности N 356/13 от 01.12.2013 года (сроком по 31.12.2016 года)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (07АП-70/15)
на определение Арбитражного суда Томской области о прекращении производства по делу от 03 декабря 2014 года по делу N А67-5257/2014 (судья В.И. Гелбутовский)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании ИНН 7022000310 ОГРН 1027001618918, Томская область, г. Стрежевой, ул. Буровиков, 23
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ИНН 8601035002 ОГРН 1088601000762, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 69
о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 23.07.2014 года по делу N 02-616/2014 и по делу N 02-617/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 23.07.2014 года по делу N 02-616/2014 и по делу N 02-617/2014.
Определением Арбитражного суда Томской области от 03 декабря 2014 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым определением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество считает, что суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу, поскольку рассматриваемый спор подведомственен арбитражному суду.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административный орган в отзыве на жалобу поддержал позицию апеллянта; надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Нижневартовского управления Росприроднадзора проведено рейдовое патрулирование земель лесного фонда Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества на предмет выявления нарушений требований природоохранного, лесного законодательства, правил пожарной безопасности в лесах, результаты которого отражены в Акте маршрутного патрулирования N 02-511/2014 от 19.06.2014 года.
По результатам рассмотрения материалов рейдового патрулирования заинтересованным лицом в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК составлены протокол N 02-533/2014 об административном правонарушении от 20.06.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, выразившегося в загрязнении нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда РФ, расположенного в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделе 5 квартала 83 (географические координат 600 33, 15,3,, с.ш., 760 30, 12,4,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, а также трассы коммуникаций, полосы отвода автодороги, направление от УПСВ-1 к кустовой площадки N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, протокол N 02-617/2014 об административном правонарушении от 15.07.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения на земельном участке, в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделе 5 квартала 83 (географические координат 600 33, 15,3,, с.ш., 760 30, 12,4,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, требований подпункта "в" пункта 33, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 в период пожароопасного сезона, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, протокол N 02-532/2014 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, выразившегося в загрязнении земель лесного фонда РФ в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделах 2, 65 квартала 84 (географические координат 600 33, 14,5,, с.ш., 760 31, 42,5,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества, нефтесодержащей жидкостью (нефтью), а также трассы коммуникаций, полосы отвода автодороги, направление от УПСВ-1 к кустовой площадки N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, а также протокол N 02-616/2014 об административном правонарушении от 15.07.2014 года, в котором зафиксирован факт нарушения на участке в районе куста скважин N 8 Западно-Полуденного месторождения нефти, в выделах 2, 65 квартала 84 (географические координат 600 33, 14,5,, с.ш., 760 31, 42,5,, в.д.) Сарт-Еганского участкового лесничества ТО-Мегионское лесничества требований подпункта "в" пункта 33, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 в период пожароопасного сезона, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 02-616/2014, N 02-532/2014, а также материалы административного дела N 02-617/2014, N 02-533/2014, установив нарушение требований природоохранного законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрены частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, применив положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, административный орган вынес постановление о назначении Обществу административного наказания по делу N 02-616/2014 от 23.07.2014 года и постановление по делу N 02-617/2014 о назначении административного наказания от 23.07.2014 года, в соответствии с которыми заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. и 30 000 руб. соответственно.
Полагая указанные выше постановления незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Следовательно, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Таким образом, арбитражным судам подведомственны заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности только в случае, если они привлечены к такой ответственности в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они были привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской или иной экономической деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности. Совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административное правонарушение, выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех физических и (или) юридических лиц независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Соответственно постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде.
В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2014 года N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В пункте 33 Постановления N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 года N 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, оспариваемыми постановлениями Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, установленных для всех категорий физических и юридических лиц.
Объектом правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, объективная сторона состоит в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, установленных в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, а не в области осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно диспозиции названной нормы КоАП описанное в ней правонарушение не увязано с осуществлением физическими и юридическими лицами каких-либо видов предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения Обществом административного правонарушения в области пожарной безопасности лесов.
При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах N 414 от 29.06.2007 года.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что совершение Обществом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 19.12.2013 года N 40, заявление Общества об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует Обществу обратиться с заявлением об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности в суд общей юрисдикции.
Таким образом, определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по данному делу определения не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда Томской области от 03 декабря 2014 года по делу N А67-5257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)