Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 N 05АП-6288/2014 ПО ДЕЛУ N А51-41488/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N 05АП-6288/2014

Дело N А51-41488/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 24 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гавань резиденс групп",
апелляционное производство N 05АП-6288/2014
на решение от 24.03.2014
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-41488/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гавань резиденс групп" (ИНН 2540183578, ОГРН 1122540006566, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.07.2012)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель Е.А. Шлыкова (паспорт, доверенность от 19.12.2013);
- от администрации г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.04.2014 N 27/1-1-1543);
- от УГА г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.03.2014 N 1-3/893);

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гавань резиденс групп" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Владивостока и Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") о признании незаконным решения УГА г. Владивостока, изложенного в письме от 25.12.2013 N 4755/20у, об отказе в выдаче акта выбора земельного участка площадью 2 375 кв. м, расположенного в районе ул. Станюковича, 1 в г. Владивостоке, для строительства подземного многоэтажного сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусной парковки) и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение от 24.03.2014 в апелляционном порядке, общество указало на неверное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что наличие проекта планировки территории полуострова Шкота не препятствует выбору и последующему предоставлению спорного земельного участка, поскольку до настоящего времени не разработан и не принят проект межевания данной территории. Кроме того, заявление о предоставлении земельного участка было подано до вступления в законную силу постановления главы г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478, что, по мнению заявителя, является основанием для применения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие. Настаивает на том, что правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1633/13, не применима к рассматриваемому спору как принятая по делу с иными обстоятельствами.
Представитель администрации г. Владивостока и УГА г. Владивостока в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В декабре 2012 г. общество обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 2500 кв. м, расположенного в районе ул. Станюковича, 1 в г. Владивостоке, для строительства подземного многоэтажного сооружения для хранения автомобильного транспорта (многоярусной парковки) с предварительным согласованием места размещения объекта. К заявлению были приложены копия кадастрового плана территории, обзорная схема района с указанием границ земельного участка, выписка из адресного плана г. Владивостока, сведения ИСОГД, учредительные и регистрационные документы общества.
Заявление общества с пакетом документов направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
19.12.2013 обществом в УГА г. Владивостока дополнительно представлены проект схемы расположения земельного участка, ситуационный план, каталог вершин поворота границ, а также топографическая съемка земельного участка.
Письмом от 25.12.2013 N 4755/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах территории, в отношении которой постановлением главы г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478 утверждена документация по планировке территории. Кроме того, обществу указано на нахождение в границах земельного участка сооружений "навес", "лестничные марши", являющихся неотъемлемыми элементами объектов "3КЖ", "2КЖ", и прохода, предназначенного для пользования неограниченным кругом лиц; на несоответствие расстояний между границами земельного участка и жилыми домами, а также на непредставление обоснования примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Посчитав, что отказ УГА г. Владивостока не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "Градостроительный кодекс") правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Градостроительному кодексу градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Из изложенного следует, что, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки территории, то земельные участки в границах такой территории подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренного проектом планировки.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок в районе ул. Станюковича, 1 в г. Владивостоке расположен на территории полуострова Шкота в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1).
Постановлением администрации г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478 по результатам публичных слушаний, проведенных в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса, утверждена документация по планировке территории в части проекта планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа.
Указанное постановление было опубликовано в установленном порядке и размещено на официальном сайте администрации г. Владивостока.
Из представленного в материалы дела проекта планировки и выкопировки из его графической части следует, что на территории полуострова Шкота запланировано строительство объектов федерального, регионального и местного значения, в том числе жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, сооружений для хранения автомобильного транспорта, физкультурно-спортивного центра, насосных станций и трансформаторных подстанций, транспортных развязок и т.д., организация зон отдыха и скверов. Для строительства указанных объектом установлены границы земельных участков.
Испрашиваемый заявителем земельный участок попадает в зону строительства гаража-стоянки на 295 машиномест. Следовательно, данный земельный участок подлежит предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объекта, параметры и назначение которого предусмотрено проектом планировки.
Обосновывая апелляционную жалобу, заявитель указал, что проект планировки территории полуострова Шкота не препятствует выбору спорного земельного участка, поскольку до настоящего времени не принят проект межевания данной территории.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
По правилам части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса проекты межевания территорий разрабатываются на основании проекта планировки территории.
Из изложенного следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования, и его основной задачей является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
В этой связи наличие проекта планировки является достаточным основанием для предоставления земельных участков в границах территории полуострова Шкота исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренных указанным проектом.
Тот факт, что заявление о предоставлении земельного участка было подано обществом в департамент до вступления в законную силу постановления главы г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478, об обратном не свидетельствует.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Поскольку на момент решения вопроса о выборе земельного участка постановление главы г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478 вступило в законную силу, УГА г. Владивостока обязано было применить указанное постановление при рассмотрении заявления общества.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1633/13, коллегией также отклоняются. В указанном постановлении сформулирован правовой подход по применению пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при разрешении споров о предоставлении земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что соответствует предмету рассматриваемого спора.
Поскольку с учетом градостроительного планирования территории выбор и формирование испрашиваемого заявителем земельного участка в районе ул. Станюковича, 1 в г. Владивостоке невозможно, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что УГА г. Владивостока обоснованно отказало в выборе земельного участка.
Прочие основания, указанные УГА г. Владивостока в оспариваемом отказе, коллегией не оцениваются как не имеющие значения для рассмотрения настоящего спора.
Оспариваемое решение УГА г. Владивостока является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2014 по делу N А51-41488/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)