Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Нижний Новгород (ИНН 5262142192 ОГРН 1055248134677), к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР", г. Нижний Новгород (ИНН 5257051782 ОГРН 1025202396537), г. Нижний Новгород, об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и прекращении на него права собственности,
при участии:
от истца - Гусева О.Л. по доверенности от 23.12.2014 N 07-56 (сроком до 31.12.2015),
министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" (далее - ООО "РЭНКОР"):
1) об изъятии для государственных нужд Нижегородской области следующих объектов недвижимого имущества:
- - нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:91, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- - нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- - земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, с кадастровым номером 52:18:0030020:26, площадью 1748 кв. м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
2) об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 13 743 000 руб. (с НДС, в том числе убытки);
3) о прекращении права собственности ответчика на нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:91, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В; нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В; земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, с кадастровым номером 52:18:0030020:26, площадью 1748 кв. м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- Исковые требования основаны на статье 30 (частях 1, 23) Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен оценщик - индивидуальный предприниматель Шибанов А.Н.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2015 требование об установлении компенсации за изымаемое недвижимое имущество выделено в отдельное производство.
В рамках настоящего дела рассматривается иск в части изъятия имущества для государственных нужд Нижегородской области и прекращении права собственности.
Решением от 29.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РЭНКОР" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд не учел наличие на изымаемом земельном участке объекта недвижимости - лит. А1, площадью 817 кв. м. По мнению заявителя, в отношении данного объекта решение об изъятии не принималось, уведомление в установленном порядке собственнику земельного участка не направлялось.
Истец в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 14.03.2014 N 353-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области".
Указанным распоряжением для государственных нужд Нижегородской области подлежат изъятию земельные участки, попадающие в зону строительства стадиона, с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, в том числе земельный участок (кадастровый номер 52:18:0030020:26), площадью 1748 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, местоположение: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В, принадлежащего на праве собственности ООО "РЭНКОР".
Распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" N 31 (1741) от 21.03.2014.
На изымаемом земельном участке расположены нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В.
21.01.2015 ООО "РЭНКОР" получило проект соглашения о выкупе земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения Правительства Нижегородской области и отчета об оценке объекта от 13.01.2015 N 1-СВП (ГК N 35/ОЦ).
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "РЭНКОР" не подписан и в Министерство не возвращен, срок, установленный законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта истек, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный Закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного Закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
В силу пункта 33 статьи 30 названного Закона с заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;
3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
14.03.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 353-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.1 настоящего распоряжения изъятию путем выкупа с расположенными на нем объектами недвижимого имущества подлежит земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030020:26, принадлежащий на праве собственности ООО "РЭНКОР" и расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Должанская, 1В.
На спорном земельном участке расположены также принадлежащие ответчику на праве собственности здания.
Следовательно, изъятию у ответчика подлежат также нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию указанного распоряжения.
Требования Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Вопрос о размере денежной компенсации за изъятие у ответчика объекта недвижимости находится на рассмотрении суда. Выделение в отдельное производство требований о выкупной цене не нарушает прав собственника земельного участка на получение соответствующей компенсации и будет реализовано в установленном законом порядке.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием строения обратилось уполномоченное лицо, требования истца обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка ответчика на наличие на изымаемом земельном участке объекта недвижимости подлежит отклонению в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Федерального закона N 108-ФЗ изъятию в соответствии с данной статьей подлежат земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц.
Заявитель апелляционной жалобы не подтвердил, что является собственником объекта недвижимости лит. А1, площадью 817 кв. м, расположенном на изымаемом земельном участке, доказательства наличия зарегистрированного права на упомянутый объект отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 ПО ДЕЛУ N А43-9597/2015
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. по делу N А43-9597/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Нижний Новгород (ИНН 5262142192 ОГРН 1055248134677), к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР", г. Нижний Новгород (ИНН 5257051782 ОГРН 1025202396537), г. Нижний Новгород, об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и прекращении на него права собственности,
при участии:
от истца - Гусева О.Л. по доверенности от 23.12.2014 N 07-56 (сроком до 31.12.2015),
установил:
министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" (далее - ООО "РЭНКОР"):
1) об изъятии для государственных нужд Нижегородской области следующих объектов недвижимого имущества:
- - нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:91, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- - нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- - земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, с кадастровым номером 52:18:0030020:26, площадью 1748 кв. м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
2) об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 13 743 000 руб. (с НДС, в том числе убытки);
3) о прекращении права собственности ответчика на нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:91, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В; нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В; земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, с кадастровым номером 52:18:0030020:26, площадью 1748 кв. м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В;
- Исковые требования основаны на статье 30 (частях 1, 23) Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен оценщик - индивидуальный предприниматель Шибанов А.Н.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2015 требование об установлении компенсации за изымаемое недвижимое имущество выделено в отдельное производство.
В рамках настоящего дела рассматривается иск в части изъятия имущества для государственных нужд Нижегородской области и прекращении права собственности.
Решением от 29.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РЭНКОР" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд не учел наличие на изымаемом земельном участке объекта недвижимости - лит. А1, площадью 817 кв. м. По мнению заявителя, в отношении данного объекта решение об изъятии не принималось, уведомление в установленном порядке собственнику земельного участка не направлялось.
Истец в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 14.03.2014 N 353-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области".
Указанным распоряжением для государственных нужд Нижегородской области подлежат изъятию земельные участки, попадающие в зону строительства стадиона, с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, в том числе земельный участок (кадастровый номер 52:18:0030020:26), площадью 1748 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складскую базу, местоположение: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Должанская, д. 1В, принадлежащего на праве собственности ООО "РЭНКОР".
Распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" N 31 (1741) от 21.03.2014.
На изымаемом земельном участке расположены нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В.
21.01.2015 ООО "РЭНКОР" получило проект соглашения о выкупе земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения Правительства Нижегородской области и отчета об оценке объекта от 13.01.2015 N 1-СВП (ГК N 35/ОЦ).
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "РЭНКОР" не подписан и в Министерство не возвращен, срок, установленный законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта истек, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный Закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного Закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
В силу пункта 33 статьи 30 названного Закона с заявлениями о государственной регистрации прав граждан, юридических лиц на объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для размещения объектов инфраструктуры, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе обращаться:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры регионального значения;
3) орган местного самоуправления - в отношении объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для размещения объектов инфраструктуры местного значения.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
14.03.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 353-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.1 настоящего распоряжения изъятию путем выкупа с расположенными на нем объектами недвижимого имущества подлежит земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030020:26, принадлежащий на праве собственности ООО "РЭНКОР" и расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Должанская, 1В.
На спорном земельном участке расположены также принадлежащие ответчику на праве собственности здания.
Следовательно, изъятию у ответчика подлежат также нежилое отдельно стоящее здание (механическая мастерская) площадью 459,9 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0030020:91 и нежилое отдельно стоящее здание (столярная мастерская и сварочный цех) площадью 158,1 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:92, литер В.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию указанного распоряжения.
Требования Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Вопрос о размере денежной компенсации за изъятие у ответчика объекта недвижимости находится на рассмотрении суда. Выделение в отдельное производство требований о выкупной цене не нарушает прав собственника земельного участка на получение соответствующей компенсации и будет реализовано в установленном законом порядке.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него.
Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием строения обратилось уполномоченное лицо, требования истца обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка ответчика на наличие на изымаемом земельном участке объекта недвижимости подлежит отклонению в связи с нижеследующим.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Федерального закона N 108-ФЗ изъятию в соответствии с данной статьей подлежат земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц.
Заявитель апелляционной жалобы не подтвердил, что является собственником объекта недвижимости лит. А1, площадью 817 кв. м, расположенном на изымаемом земельном участке, доказательства наличия зарегистрированного права на упомянутый объект отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-9597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭНКОР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.ЛОГИНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.ЛОГИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)