Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А65-32501/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А65-32501/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Шагимарданов Ф.Ф., доверенность от 29.08.2013 г.,
от ответчиков:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 г. по делу N А65-32501/2012 (судья Воробьев Р.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия" (ОГРН 1021602864140), Республика Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо:
Религиозная организация "Казанская иудейская община", Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными бездействий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия" (далее - заявитель, ООО "АФ "Лигия") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - первый ответчик, Исполнительный комитет), Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - второй ответчик, Комитет) с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, о признании незаконным отказа, выраженного в письме Комитета от 15.10.2012 г. N 18100, об обязании Исполнительного комитета принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, об обязании ответчика принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на пять лет общей площадью 282 кв. м, во дворе здания, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Профсоюзная, 13/16 (л.д. 32).
Решением суда первой инстанции от 12.03.2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Комитета об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Профсоюзная на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 15.10.2012 г. Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 282 кв. м по ул. Профсоюзная, 13/16 на кадастровом плане территории. В остальной части заявления отказано.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2013 г. удовлетворено заявление Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о пересмотре решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 г. по вновь открывшимся обстоятельствам. Указанное решение о частичном удовлетворении требований ООО "АФ "Лигия" отменено.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Религиозная организация "Казанская иудейская община".
Решением суда первой инстанции от 24.06.2013 г. в удовлетворении заявления ООО "АФ "Лигия" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АФ "Лигия" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы считает отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Профсоюзная на кадастровом плане территории незаконным и немотивированным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании 02.09.2013 г. объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 16 часов 20 минут 09.09.2013 г.
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "АФ "Лигия" является собственником земельных участков по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Вахитовский район, ул. Профсоюзная, д. 13/16, на котором расположено здание, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.10.2004 г. и 23.04.2009 г. (л.д. 14, 15).
02.07.2012 г. ООО "АФ "Лигия" обратилась в Комитет с заявлением N 02/10-67 о предоставлении ему в аренду смежного земельного участка для благоустройства территории (л.д. 8, 9).
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 28.08.2012 г. N 15288 сообщил заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок отклонен от согласования Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани со ссылкой на градостроительное заключение от 16.08.2012 г. N 31р-20-9288 (л.д. 12).
Согласно указанному градостроительному заключению от 16.08.2012 г. N 31р-20-9288 формирование земельного участка не представляется возможным. При этом указано, что рассматриваемый земельный участок является территорией внутридомового проезда, в том числе противопожарного, и необходим для доступа не только к дому N 13/16, но и к объектам, расположенных на смежных земельных участках. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения (л.д. 13).
Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани было подготовлено второе градостроительное заключение от 01.09.2012 г. N 31р-20-10229, согласно которому при тех же обстоятельствах формирование земельного участка возможно при условии обеспечения беспрепятственного доступа к объектам, расположенных на смежных земельных участках (л.д. 34-35).
Комитет письмом от 15.10.2012 г. N 18100 сообщил заявителю, что проект постановления Исполнительного комитета города Казани "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Профсоюзной на кадастровом плане территории" отклонен от согласования руководством Исполнительного комитета (л.д. 30).
Считая, что ответчики указанным письмом фактически отказали Обществу в утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как следует из ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при предоставлении находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого соответствующие органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 34 ЗК РФ определено, что в указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 г. N 49-11 утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, действующее на момент оспариваемого отказа (далее - Положение).
В соответствии с п. 4.3 Положения с целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполкома г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права, с приложением соответствующих документов.
Пунктом 4.4 Положения установлено, что уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления проводит работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В силу п. 4.5 Положения в случае невозможности использования земельного участка для благоустройства ввиду его несоответствия требованиям градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил уполномоченный орган Исполкома г. Казани письменно уведомляет об этом лицо, обратившееся с заявлением.
В соответствии с п. 4.8 Положения, в случае если в уполномоченный орган Исполкома г. Казани на один и тот же земельный участок поступило два и более заявлений о предоставлении земельного участка, предоставление осуществляется лицу, заявление которого зарегистрировано ранее.
В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит ст. 34 ЗК РФ, которая не содержит запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом Исполнительного комитета по заявлению ООО "АК "Лигия" были проведены работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил и установлено, что испрашиваемый земельный участок является территорией внутридомового проезда, в том числе противопожарного, и необходим для доступа не только к дому N 13/16, но и к объектам, расположенных на смежных земельных участках.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Религиозная организация "Казанская иудейская община", являясь собственником земельного участка площадью 990 кв. м, кадастровый номер 16:50:01 04 01:0006, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 15, и расположенного на нем здания (л.д. 120, 121), в 2012 году также обращалось с заявлением о предоставлении для благоустройства земельных участков по ул. Профсоюзной, включая участок, испрашиваемый заявителем. На что Комитет письмом от 20.02.2012 г. N 5790 сообщил третьему лицу, что запрашиваемые земельный участки прилегают как земельным участка, принадлежащим религиозной организации, так и к земельным участкам, принадлежащим иным юридическим лицам, в связи с чем все имеют равные права на их приобретение. Кроме того, данные земельные участки составляют территорию общего пользования.
Следовательно, при наличии возможности формирования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на него в соответствии с положениями ст. 34, п. 11 ст. 1 ЗК РФ подлежит выставлению на торги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что у ответчиков отсутствовали правовые основания для принятия решений об утверждении ООО "АФ "Лигия" схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане и предоставления земельного участка ему в аренду сроком на пять лет общей площадью 282 кв. м.
С учетом изложенного судом правомерно, на основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ООО "АФ "Лигия" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 г. по делу N А65-32501/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)