Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Прокопенко-Елина О.П.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.
судей - Сарбашева В.Б., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Р.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.П., Б.Л. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года, которым у Б.П., Б.Л. изъят земельный участок, кадастровый номер N, площадью <данные изъяты>., и находящиеся на нем жилой дома, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., со всеми хозяйственными постройками и ограждением, расположенными по адресу: <адрес>, с выплатой им в качестве выкупной цены денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с принадлежащими им долями, а именно: Б.П. сумму в размере <данные изъяты> рублей за 1/2 доли в праве общей долевой собственности изымаемого имущества, Б.Л. сумму в размере <данные изъяты> за 1/2 доли в праве общей долевой собственности изымаемого имущества.
Прекращено право общей долевой собственности Б.П., Б.Л. на земельный участок, кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> и находящиеся на нем жилой дом общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты>., со всеми хозяйственными постройками и ограждением, расположенными по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований Б.П., Б.Л. о понуждении выкупить земельный участок, о предоставлении взамен изымаемого участка объектов недвижимости отказано.
Взысканы с Администрации г. Горно-Алтайска в пользу Б.П. <данные изъяты> рублей расходы на оплату услуг представителя.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия,
установила:
Б.П., Б.Л. обратились в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о понуждении выкупить земельный участок, мотивируя требования тем, что являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес>. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от <дата> N земельный участок по адресу: <адрес>, зарезервирован для размещения инженерной инфраструктуры. <дата> получено уведомление о том, что земельный участок, принадлежащий им на праве собственности, подлежит изъятию путем выкупа для муниципальных нужд МО "г. Горно-Алтайск" в целях размещения объектов энергоснабжения муниципального значения - трансформаторной подстанции. Истцами в процессе рассмотрения дела были уточнены исковые требования, в которых они просили обязать администрацию г. Горно-Алтайска предоставить компенсацию за изымаемый земельный участок и жилой с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> и возместить убытки.
В ходе рассмотрения дела администрацией г. Горно-Алтайска подано встречное исковое заявление о принудительном выкупе земельного участка и жилого дома для государственных (муниципальных) нужд, мотивированное тем, что Распоряжением администрации г. Горно Алтайска от <дата> N "Об изъятии для муниципальных нужд МО г. Горно-Алтайск" принадлежащий на праве собственности ответчикам земельный участок и объект недвижимости на нем, расположенные по адресу: <адрес>, постановлено изъять. Согласно выписки из ЕГРП от <дата> г. N в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение/обременение. В последующем по встречному иску было дополнено требование об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем для государственных (муниципальных) нужд, путем выкупа с выплатой ответчикам компенсации.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласились Б.П., Б.Л., в жалобе указывают, что земельное законодательство закрепило принцип исключительности, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об изъятии (выкупе) земельного участка. Администрация МО "город Горно-Алтайск" не представила в суд доказательств того, что размещение трансформаторной подстанции является исключительным случаем, а суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки указанному факту. Суд не запросил документы и не удостоверился в том, что трансформаторную подстанцию необходимо разместить именно на участке, расположенном по адресу: <адрес>. Учитывая, что имеются противоречия между положениями ГК РФ и ЗК РФ относительно даты, на которую определяется выкупная цена, суд первой инстанции должен был руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" от 24 марта 2005 года N 11 и определить выкупную цену на день рассмотрения спора.
В дополнении к апелляционной жалобе Б.П. указывает, что изъятие земельного участка и дома незаконно. У Администрации МО "Город Горно-Алтайск" отсутствуют основания выкупа. Б.П. и Б.Л. готовы рассмотреть вопрос о выкупе, но необходимо соблюсти процедуру.
Выслушав Б.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, представителей Администрации г. Горно-Алтайска С., Ч., возражавших относительно возможности ее удовлетворения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия полагает решение суда подлежит изменению в части в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б.П. и Б.Л. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>., и жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., расположенные по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения администрации г. Горно-Алтайска N от <дата> "<данные изъяты>" утвержден Акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для проектирования и строительства трансформаторной подстанции.
Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска N от <дата>. "Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования "город Горно-Алтайск" земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем" в целях размещения объекта электроснабжения муниципального значения - трансформаторной подстанции и в связи с отсутствием других вариантов возможного размещения данного объекта постановлено изъять путем выкупа для муниципальных нужд муниципального образования "город Горно-Алтайск" находящийся в общей долевой собственности Б.П. и Б.Л. земельный участок, общей площадью <данные изъяты>., и объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Суд, установив, что уведомления об изъятии земельного участка и строения, расположенного на нем и о дате проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) были направлены собственникам Б.Л. и Б.П., получены ими <дата> (<данные изъяты>), пришел к правильному выводу о том, что собственники были уведомлены об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества по <адрес>, надлежащим образом, более чем за год до предстоящего изъятия земельного участка.
На основании представленной Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> судом установлено, что на земельный участок, площадью <данные изъяты>., собственниками которого являются Б.П. и Б.Л. по ? доли, зарегистрировано ограничение/обременение <дата> в пользу МО "город Горно-Алтайск", срок действия определен три года.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что процедура изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого дома, для муниципальных нужд, предусмотренная действующим законодательством, органом местного самоуправления соблюдена.
Суд, установив наличие основания для изъятия имущества и определения выкупной цены, исходил из того, что стоимость жилого дома должна быть определения на момент рассмотрения спора в связи с отсутствием иного момента определения рыночной стоимости жилья в действующем законодательстве (ст. 32 ЖК РФ), а стоимость земельного участка и убытков - на день, предшествующий рассмотрению спора ввиду прямого указания об этом в ч. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ.
Однако, с указанным выводом суда о стоимости земельного участка и убытков апелляционная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
В ч. 4 ст. 57 ЗК РФ указано, что при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Однако, исходя из смысла п. 4 ст. 57 ЗК РФ, он направлен на реализацию положения о предварительном возмещении убытков и распространяется на любое имущество, в том числе земельный участок. Данная норма Закона позволяет определить выкупную цену земельного участка до принятия решения об изъятии уполномоченным органом.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статья 62 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Как следует из материалов дела, соглашение о выкупной цене при изъятии жилого дома, земельного участка между администрацией МО "город Горно-Алтайск" и Б.П., Б.Л. не было достигнуто, в распоряжении органа местного самоуправления об изъятии земельного участка стоимость земельного участка и убытков не указана. Из пояснений представителей Администрации г. Горно-Алтайска следует, что Б.П. и Б.Л. не предлагалась выкупная цена земельного участка и не указывалось о стоимости убытков.
При таких обстоятельствах, поскольку изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, в решения об изъятии выкупная стоимость земельного участка и убытков не была определена, сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, компенсация за изъятие земельного участка, находившегося в собственности истцов, не выплачена, учитывая, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ), а распоряжение об изъятии имущества года вынесено в <дата>, и стоимость земельного участка согласно экспертным заключениям возросла с момента вынесения распоряжения об изъятии имущества до рассмотрения дела, апелляционная коллегия на основании вышеуказанных норм права полагает, что в данном случае стоимость земельного участка и убытков необходимо определять на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).
При определении размера подлежащей выплате собственнику изымаемого земельного участка и убытков в размере <данные изъяты> рублей, апелляционная коллегия исходит из оценки стоимости имущества, указанной в заключении эксперта N так как указанная оценка соответствует рыночной стоимости дома, земельного участка и убытков на момент рассмотрения дела (<дата>). Экспертиза проведена по определению суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, сомнений в компетентности эксперта заключение не вызывает. Кроме того, представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не возражали относительно размера и вида указанных в заключении эксперта убытков по состоянию на <дата>, а указывали на то, что стоимость земельного участка и убытков правильно судом определена на день, предшествующий принятию решения об изъятии.
Поскольку Б.П. и Б.Л. являются собственниками по ? доли в праве общей собственности на имущество, выкупная цена изымаемого имущества определяется в соответствии с принадлежащими им долями по <данные изъяты> в пользу каждой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года изменить в части определения выкупной цены имущества Б.П., Б.Л. сумме в размере <данные изъяты> рублей. Определить размер выкупной цены изымаемого имущества Б.П., Б.Л. в сумме <данные изъяты> рублей, а именно: Б.П. - сумму в размере <данные изъяты>, Б.Л. - сумму в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
В.Б.САРБАШЕВ
А.О.ИМАНСАКИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-599
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-599
Председательствующий: Прокопенко-Елина О.П.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.
судей - Сарбашева В.Б., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Р.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.П., Б.Л. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года, которым у Б.П., Б.Л. изъят земельный участок, кадастровый номер N, площадью <данные изъяты>., и находящиеся на нем жилой дома, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., со всеми хозяйственными постройками и ограждением, расположенными по адресу: <адрес>, с выплатой им в качестве выкупной цены денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с принадлежащими им долями, а именно: Б.П. сумму в размере <данные изъяты> рублей за 1/2 доли в праве общей долевой собственности изымаемого имущества, Б.Л. сумму в размере <данные изъяты> за 1/2 доли в праве общей долевой собственности изымаемого имущества.
Прекращено право общей долевой собственности Б.П., Б.Л. на земельный участок, кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> и находящиеся на нем жилой дом общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты>., со всеми хозяйственными постройками и ограждением, расположенными по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований Б.П., Б.Л. о понуждении выкупить земельный участок, о предоставлении взамен изымаемого участка объектов недвижимости отказано.
Взысканы с Администрации г. Горно-Алтайска в пользу Б.П. <данные изъяты> рублей расходы на оплату услуг представителя.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия,
установила:
Б.П., Б.Л. обратились в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о понуждении выкупить земельный участок, мотивируя требования тем, что являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес>. Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска от <дата> N земельный участок по адресу: <адрес>, зарезервирован для размещения инженерной инфраструктуры. <дата> получено уведомление о том, что земельный участок, принадлежащий им на праве собственности, подлежит изъятию путем выкупа для муниципальных нужд МО "г. Горно-Алтайск" в целях размещения объектов энергоснабжения муниципального значения - трансформаторной подстанции. Истцами в процессе рассмотрения дела были уточнены исковые требования, в которых они просили обязать администрацию г. Горно-Алтайска предоставить компенсацию за изымаемый земельный участок и жилой с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> и возместить убытки.
В ходе рассмотрения дела администрацией г. Горно-Алтайска подано встречное исковое заявление о принудительном выкупе земельного участка и жилого дома для государственных (муниципальных) нужд, мотивированное тем, что Распоряжением администрации г. Горно Алтайска от <дата> N "Об изъятии для муниципальных нужд МО г. Горно-Алтайск" принадлежащий на праве собственности ответчикам земельный участок и объект недвижимости на нем, расположенные по адресу: <адрес>, постановлено изъять. Согласно выписки из ЕГРП от <дата> г. N в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение/обременение. В последующем по встречному иску было дополнено требование об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем для государственных (муниципальных) нужд, путем выкупа с выплатой ответчикам компенсации.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласились Б.П., Б.Л., в жалобе указывают, что земельное законодательство закрепило принцип исключительности, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об изъятии (выкупе) земельного участка. Администрация МО "город Горно-Алтайск" не представила в суд доказательств того, что размещение трансформаторной подстанции является исключительным случаем, а суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки указанному факту. Суд не запросил документы и не удостоверился в том, что трансформаторную подстанцию необходимо разместить именно на участке, расположенном по адресу: <адрес>. Учитывая, что имеются противоречия между положениями ГК РФ и ЗК РФ относительно даты, на которую определяется выкупная цена, суд первой инстанции должен был руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" от 24 марта 2005 года N 11 и определить выкупную цену на день рассмотрения спора.
В дополнении к апелляционной жалобе Б.П. указывает, что изъятие земельного участка и дома незаконно. У Администрации МО "Город Горно-Алтайск" отсутствуют основания выкупа. Б.П. и Б.Л. готовы рассмотреть вопрос о выкупе, но необходимо соблюсти процедуру.
Выслушав Б.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, представителей Администрации г. Горно-Алтайска С., Ч., возражавших относительно возможности ее удовлетворения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия полагает решение суда подлежит изменению в части в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б.П. и Б.Л. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>., и жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., расположенные по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения администрации г. Горно-Алтайска N от <дата> "<данные изъяты>" утвержден Акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для проектирования и строительства трансформаторной подстанции.
Распоряжением администрации г. Горно-Алтайска N от <дата>. "Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования "город Горно-Алтайск" земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем" в целях размещения объекта электроснабжения муниципального значения - трансформаторной подстанции и в связи с отсутствием других вариантов возможного размещения данного объекта постановлено изъять путем выкупа для муниципальных нужд муниципального образования "город Горно-Алтайск" находящийся в общей долевой собственности Б.П. и Б.Л. земельный участок, общей площадью <данные изъяты>., и объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Суд, установив, что уведомления об изъятии земельного участка и строения, расположенного на нем и о дате проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) были направлены собственникам Б.Л. и Б.П., получены ими <дата> (<данные изъяты>), пришел к правильному выводу о том, что собственники были уведомлены об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества по <адрес>, надлежащим образом, более чем за год до предстоящего изъятия земельного участка.
На основании представленной Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> судом установлено, что на земельный участок, площадью <данные изъяты>., собственниками которого являются Б.П. и Б.Л. по ? доли, зарегистрировано ограничение/обременение <дата> в пользу МО "город Горно-Алтайск", срок действия определен три года.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что процедура изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого дома, для муниципальных нужд, предусмотренная действующим законодательством, органом местного самоуправления соблюдена.
Суд, установив наличие основания для изъятия имущества и определения выкупной цены, исходил из того, что стоимость жилого дома должна быть определения на момент рассмотрения спора в связи с отсутствием иного момента определения рыночной стоимости жилья в действующем законодательстве (ст. 32 ЖК РФ), а стоимость земельного участка и убытков - на день, предшествующий рассмотрению спора ввиду прямого указания об этом в ч. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ.
Однако, с указанным выводом суда о стоимости земельного участка и убытков апелляционная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
В ч. 4 ст. 57 ЗК РФ указано, что при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Однако, исходя из смысла п. 4 ст. 57 ЗК РФ, он направлен на реализацию положения о предварительном возмещении убытков и распространяется на любое имущество, в том числе земельный участок. Данная норма Закона позволяет определить выкупную цену земельного участка до принятия решения об изъятии уполномоченным органом.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статья 62 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Как следует из материалов дела, соглашение о выкупной цене при изъятии жилого дома, земельного участка между администрацией МО "город Горно-Алтайск" и Б.П., Б.Л. не было достигнуто, в распоряжении органа местного самоуправления об изъятии земельного участка стоимость земельного участка и убытков не указана. Из пояснений представителей Администрации г. Горно-Алтайска следует, что Б.П. и Б.Л. не предлагалась выкупная цена земельного участка и не указывалось о стоимости убытков.
При таких обстоятельствах, поскольку изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, в решения об изъятии выкупная стоимость земельного участка и убытков не была определена, сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, компенсация за изъятие земельного участка, находившегося в собственности истцов, не выплачена, учитывая, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ), а распоряжение об изъятии имущества года вынесено в <дата>, и стоимость земельного участка согласно экспертным заключениям возросла с момента вынесения распоряжения об изъятии имущества до рассмотрения дела, апелляционная коллегия на основании вышеуказанных норм права полагает, что в данном случае стоимость земельного участка и убытков необходимо определять на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).
При определении размера подлежащей выплате собственнику изымаемого земельного участка и убытков в размере <данные изъяты> рублей, апелляционная коллегия исходит из оценки стоимости имущества, указанной в заключении эксперта N так как указанная оценка соответствует рыночной стоимости дома, земельного участка и убытков на момент рассмотрения дела (<дата>). Экспертиза проведена по определению суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, сомнений в компетентности эксперта заключение не вызывает. Кроме того, представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не возражали относительно размера и вида указанных в заключении эксперта убытков по состоянию на <дата>, а указывали на то, что стоимость земельного участка и убытков правильно судом определена на день, предшествующий принятию решения об изъятии.
Поскольку Б.П. и Б.Л. являются собственниками по ? доли в праве общей собственности на имущество, выкупная цена изымаемого имущества определяется в соответствии с принадлежащими им долями по <данные изъяты> в пользу каждой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года изменить в части определения выкупной цены имущества Б.П., Б.Л. сумме в размере <данные изъяты> рублей. Определить размер выкупной цены изымаемого имущества Б.П., Б.Л. в сумме <данные изъяты> рублей, а именно: Б.П. - сумму в размере <данные изъяты>, Б.Л. - сумму в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18 июня 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
В.Б.САРБАШЕВ
А.О.ИМАНСАКИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)